Казахстан
+22°
Boom metrics
Сегодня:
Общество4 августа 2021 3:45

«Цифра» высокого порядка

Министр цифрового развития РК Багдат Мусин на недавнем брифинге поделился очередными достижениями в работе над масштабным проектом электронного правительства
Антон ЧИРКОВ
Багдат Мусин.

Багдат Мусин.

Он констатировал, что на сегодняшний день в Казахстане практически все государственные услуги доступны в онлайн-режиме.

На портале электронного правительства (ЭП) можно: оплатить налоги и штрафы, оформить ипотеку, поставить ребенка в очередь в детский сад, записаться на прием к министру и воспользоваться другими видами услуг. Их число уже перевалило за 300!

В числе лидеров

Несмотря на очевидные успехи, работа по повышению эффективности предоставления электронных услуг для граждан не прекращается. Одно из последних нововведений коснулось оформления документов и разного рода справок для тех казахстанцев, которые находятся вдали от дома. Теперь любой гражданин нашей страны, будучи за границей, на своем гаджете через приложение egov mobile или на портале egov.kz сможет оформить нужные ему документы. А затем, по готовности, забрать их в консульских отделах. Этот вид услуг для наших соотечественников доступен уже в 23 странах.

Другое удобство совсем скоро ощутят иностранные граждане, планирующие наладить бизнес в нашей стране. Теперь получить ЭЦП и ИИН еще до приезда в Казахстан им не составит особого труда. Необходимые услуги можно будет получить также на портале государственных услуг.

Слова Багдата Мусина подтверждает и статистика. Эффективность работы электронного правительства в разных странах определяет Организация Объединенных Наций. ООН составляет рейтинги один раз в два года, а ее обзор считается единственным официальным отчетом (рейтинг EGDI), в котором оценивается развитие ЭП во всех государствах. Как показывают результаты, по итогам 2020 года Казахстан занял в международной табели о рангах 29-е место среди 193 стран! За два прошедших года наша страна поднялась в престижном рейтинге на 10 позиций. Также из отчета следует, что Казахстан входит в тройку крупнейших азиатских стран по индексу онлайн-услуг и занимает лидирующую позицию по индексу открытых правительственных данных.

Улучшение позиций Казахстана в мировом рейтинге цифровых услуг — закономерный и далеко не случайный результат. Эти высокие показатели стали результатом комплексной работы многих отечественных учреждений и организаций по реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан». Для более глубокой интеграции ведомственных сервисов в пяти министерствах (в сферах здравоохранения, образования, цифрового развития и др.) введены должности вице-министров, ответственных за «цифру».

Информатизация общества — это уже не что-то далекое, а то, что происходит на наших глазах. Информационные технологии, упрощающие доступ к различным госуслугам, настолько прочно вошли в нашу повседневную жизнь, что многие из нас уже и не представляют, что когда-то было иначе.

Как все начиналось

В этом году портал e.gov отмечает свое 15-летие. Мало кто помнит, но впервые идея о создании электронного правительства была озвучена президентом Нурсултаном Назарбаевым в далеком 2004 году. А уже спустя два года в РК запустили веб-портал egov.kz. Неплохой результат для ввода целой информационной инфраструктуры в масштабах всей страны.

С того времени была проделана колоссальная работа: от оцифровки баз данных физических и юридических лиц и создания единого кадастра недвижимости до реорганизации помещений госучреждений (ЦОНов и пр.). Таким образом была внедрена единая система обслуживания населения.

Отечественный IT-продукт очевидно проделал большой эволюционный путь и продолжает развиваться дальше. То, каким был сервис получения государственных услуг на этапе своего внедрения и каким функционалом он обладает теперь, поистине поражает.

-

-

Конечно же, подобные информационные платформы не смогли бы устойчиво развиваться без параллельного проникновения интернета в каждый дом. Благодаря успеху этого проекта (казахстанских абонентов сотовой связи, имеющих доступ ко Всемирной паутине, в начале апреля 2021 года было 16,1 млн.) практически у каждого нашего жителя появился доступ к интернету.

Экосистема принятия решений

Поэтому нисколько не удивительно, что в egov на сегодняшний день в РК зарегистрировано более 11 миллионов пользователей. Трудновато найти человека в нашей стране, на смартфоне которого не установлено это мобильное приложение. И сложно представить ту уйму времени, которую egov.kz сэкономил каждому пользователю.

Успехи проекта «Электронное правительство» высоко оценил президент Касым-Жомарт Токаев. На прошедшем в начале года международном форуме «Digital Almaty-2021: цифровая перезагрузка» глава государства сообщил, что в стране более 90 процентов госуслуг оказываются в электронном формате. А в период карантина почти 6,5 миллиона казахстанцев получили поддержку государства с помощью цифровых систем. Президент страны особо подчеркнул важность и правильность выбранного направления — развитие умной экосистемы принятия решений. Драйвером дополнительного роста инновационного развития призван стать строящийся на базе Назарбаев-Университета кластер искусственного интеллекта.

Имея ресурсы и поддержку на таком высоком уровне, шанс на успешную реализацию столь важного проекта, как «Электронное правительство», сильно повышается.

Чтобы узнать объективное положение дел в сфере оказания услуг через инфраструктуру ЭП, еще раз обратимся к цифрам. Если в 2012 году их количество составляло 10 млн., в 2017-м — 34 млн., то в 2020-м — с 16 марта по 15 апреля (период ЧП) — 15 млн.

Третья версия искусственного интеллекта

Разработчики ЭП находятся в постоянном диалоге с пользователями: пытаются понять их чаяния, анализируют и обрабатывают запросы, внедряют новые сервисы. Например, сегодня реализуется масштабная работа по актуализации данных всех пользователей. В нынешнем году планируется полностью перейти на версию egov 3.0, в который уже внедрены элементы искусственного интеллекта. Но основные силы разработчиков брошены, конечно же, на развитие ключевых направлений.

Вот некоторые из них:

— ускорение ввода новых услуг;

— упрощение уже существующих услуг;

— сокращение времени получения услуг;

— создание единой медицинской базы данных.

По словам «цифрового» министра, наше общество открыто к инновациям и ждет их. Успешное внедрение новых площадок взаимодействия граждан и правительства не может развиваться без взаимного диалога. И сегодня этот диалог достаточно интенсивный. За последние годы уровень вовлечения граждан в обсуждение актуальных вопросов сильно вырос. Но чтобы понять, к чему все идет или куда направлен вектор развития, вернемся на форум «Цифровой Алматы». Тогда президент РК Касым-Жомарт Токаев, говоря о перспективах развития ЭП, напомнил, что законы, позволяющие Казахстану стать одним из международных хабов по обработке и хранению данных, уже приняты.

Звучит амбициозно? Но ведь когда-то и сама идея электронного правительства и предоставления через его платформу электронных госуслуг казалась иллюзорной. А сейчас мы демонстрируем вполне себе приличные достижения в этом мировом цифровом «соревновании».

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz