Казахстан
+6°
Boom metrics
Сегодня:
Общество17 августа 2021 7:00

Нам с яхты видно все

Пандемия стимулировала развитие внутреннего туризма в Казахстане. Но это стало серьезным вызовом экологии природных объектов
Экосистема Капчагайского водохранилища в Алматинской области в последнее время испытывает огромную нагрузку из-за наплыва отдыхающих.

Экосистема Капчагайского водохранилища в Алматинской области в последнее время испытывает огромную нагрузку из-за наплыва отдыхающих.

Экосистема Капчагайского водохранилища в Алматинской области в последнее время испытывает огромную нагрузку из-за наплыва отдыхающих. Пожалуй, лучше всего оценить состояние этого водоема могут участники недавней Капчагайской регаты. Мы попросили Диану Фролову, одну из организаторов этого популярного состязания, рассказать об экологическом состоянии Капчагая.

Диана Фролова.

Диана Фролова.

— Диана, как меняется ситуация с количеством мусора на берегах?

— Количество отдыхающих и, прежде всего, автотуристов заметно выросло. Сейчас почти не осталось мест, куда можно было бы подъехать «диким» способом. Но мы заметили тенденции к улучшению экологического состояния.

— С чем вы это связываете?

— На мой взгляд, это связано с тем, что во многих местах — и на Золотых песках, и на Косе проходимцев — уже стоят контейнеры для мусора. С приезжающих туда туристов берут плату, и есть те, кто ответственен за уборку береговой линии. Ну и люди начинают постепенно понимать, что лучше купаться в чистом месте и не оставлять мусор после себя.

— Неужели на Капчагае не осталось зон экологического бедствия?

— Они есть. Это прежде всего острова между плотиной и железнодорожным мостом. Рыбаки за зимний период оставляют там целые горы мусора. Весной члены нашего клуба парусного туризма «Жетысу» занимаются тем, что вывозят этот мусор на своих судах. Мы специально приходим туда с мешками и набиваем их отходами рыбацкой жизнедеятельности. У нас на базе есть контейнеры, куда мы этот мусор помещаем. Кстати, за вывоз мусора мы платим.

— А что происходит с мусором, который неизбежно появляется на ваших стоянках?

— В этом году в регате приняли участие 32 человека на 11 парусных судах.

Были гости из России, Белоруссии, но большую часть составляли казахстанцы. Конечно, в местах наших стоянок также образуется мусор, но мы всегда собираем его в мешки и вывозим с собой. Благо, что наши катамараны, тримараны и па-русные лодки обладают достаточной грузоподъемностью. В основном мы используем газовые горелки, чтобы не оставлять костровища. Кстати, все участники регаты обладают высокой экологической культурой. На местах стоянок мы собираем не только свой мусор, но и отходы, оставленные другими отдыхающими. Весь мусор вывозим на базу, откуда осуществляется централизованный вывоз отходов.

— Как обстоит дело с туалетами на побережье?

— Берега становятся все более многолюдными. А туалетов фактически нет. Нередко канализация скидывается в Капчагай. Фактически все земли, которые прилегают к воде, являются частными территориями. Там стоят шлагбаумы, на которых за плату допускают к воде туристов. Это, на мой взгляд, не вяжется с земельным и водным кодексами. В водоохранной зоне 150 м не должно быть никаких строений. А побережье не может быть частным. То есть там нельзя ставить заборы и ограничивать доступ к воде. На алматинских зонах отдыха ввели правило — на 20 м к воде не ставить заборы. А вот на участке между плотиной и железнодорожным мостом практически все побережье в частной собственности. Даже острова кому-то принадлежат.

Берега становятся все более многолюдными.

Берега становятся все более многолюдными.

— Попадает ли в Капчагай мусор по реке Или из Китая?

— В прошлом году мы доходили до места впадения Или в Капчагай и видели большое количество каких-то стеклянных флаконов от химических препаратов. По маркировке было видно, что они китайского производства.

— Китайцы активно используют воду из Или для полива сельхозугодий. Часть химикатов попадает в реку. Как это сказывается на качестве воды?

— Отправляясь на регату, мы обычно берем воду с собой. Так безопаснее. Но не только китайские аграрии влияют на качество воды. Отечественные сель-хозпроизводители стараются ни в чем не уступать восточным соседям. В районе девятой насосной станции, что за поселком Шенгельды, хорошее побережье. Но там нет баз отдыха. Все потому, что у местных фермерских хозяйств много скота. Мелкий и крупный рогатый скот идет на водопой к водохранилищу и оставляет на берегах массу отходов в виде экскрементов. Все это затем попадает в воду. В большинстве стран запрещен водопой скота на берегах водоемов. Поилки делают вдали от берегов. На Капчагае такого запрета нет, и это провоцирует распро-странение кишечных инфекций, которые обычно вспыхивают в августе, когда вода максимально прогревается.

— Какую роль в экологической сфере может сыграть работа с детьми?

— В развитых странах существует кодекс правил «Жизнь на тропе», согласно которому нельзя портить природу, оставлять мусор, разжигать костры. Мы в своей парусной деятельности также придерживаемся таких правил и учим этому детей. Сейчас у нас работает детский лагерь. 14 юных яхтсменов готовятся к походу на крупнейший на Капчагае остров Утеген батыра, где они будут собирать мусор. Там особенно много стекла, которое оставляют нерадивые рыбаки и браконьеры. Для детей это будет одновременно и незабываемым приключением, и экологическим уроком.

Мы в своей парусной деятельности также придерживаемся таких правил и учим этому детей.

Мы в своей парусной деятельности также придерживаемся таких правил и учим этому детей.

Фото Дианы ФРОЛОВОЙ.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz