Казахстан
+13°
Boom metrics
Сегодня:
Политика15 сентября 2021 3:25

Отменная реакция

Послание президента остается главным предметом обсуждения по прошествии двух недель после его оглашения
Но никак нельзя отрицать главного и неизменно актуального в президентской республике, каковой Казахстан стал еще в середине 90-х и остается по сей день.

Но никак нельзя отрицать главного и неизменно актуального в президентской республике, каковой Казахстан стал еще в середине 90-х и остается по сей день.

Фото: пресс-служба Акорды

Конечно, можно спорить по поводу актуальности самого жанра президентских посланий, можно подвергать сомнению выполнимость тех или иных обозначенных в нем целей, можно наконец упрекать составителей текста этого программного документа в определенном «патернализме» и даже «популизме». Но никак нельзя отрицать главного и неизменно актуального в президентской республике, каковой Казахстан стал еще в середине 90-х и остается по сей день: конечная ответственность за курс государственного корабля лежит на одном человеке — руководителе государства. А правительство по своему предназначению обязано делать только одно — строго следовать этому курсу.

Вначале было слово

Когда в сентябре 2019 года только-только возглавивший страну Касым-Жомарт Токаев обратился urbi et orbi с дебютным посланием, многие восприняли этот текст, как откровение: пожалуй, впервые стране пообещали предельно конкретные вещи, среди которых — трехлетний мораторий на проверки малого и среднего бизнеса. Вот как об этом было сказано в Послании-2019: «Поручаю правительству разработать законодательную основу освобождения компаний микро- и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года. Соответствующие поправки в законодательство должны вступить в силу с 2020 года. С января 2020 года вступит в силу мое решение о трехлетнем запрете на проверки субъектов микро- и малого бизнеса. Мы верим в добропорядочность и законопослушность нашего бизнеса, который должен нести ответственность перед потребителями и гражданами. В период действия моратория необходимо активизировать инструменты саморегулирования, общественного контроля. В случаях нарушения субъектами бизнеса предписанных норм и правил, особенно в санитарно-эпидемиологической сфере, такие компании будут закрываться, их владельцы — привлекаться к ответственности. Таким образом, мы снижаем нагрузку на бизнес».

В дальнейшем, несмотря на тихое сопротивление многих чиновников и целых госструктур, все было исполнено так, как задумано: в декабре 2019-го появился указ президента, четко расписывающий алгоритм моратория и все возможные исключения из него. Исключений этих набралось много, по мнению многочисленных защитников и радетелей «малобизнеменов» — даже слишком много. Тем не менее, этот шаг вызвал в обществе эйфорию, пошли разговоры о завтрашнем формировании «нового среднего класса», усилиями которого страна будет процветать, даже если ей придется слезть наконец с нефтяной иглы.

А потом грянул коронакризис, больнее всего ударивший именно по малому бизнесу. Рестораны и столовые, гостиницы и турфирмы, салоны красоты и компьютерные клубы, фитнес-залы и изостудии разорялись и закрывались буквально пачками, а их сотрудники пополняли армию безработных. Понятно, что казна — как на местном, так и на республиканском уровне — несла ощутимые потери, которые уже не могли восполнить сверхдоходы от «нашего всего» — нефтяной и горнорудной отрасли, лишившейся традиционных рынков сбыта из-за закрытых в борьбе с заразой границ.

Взять — и отменить?

Теперь жизнь сырьевиков вроде бы налаживается, цены на мировых биржах уверенно растут, открываются старые-добрые рынки сбыта. И именно в этот обнадеживающий вроде бы момент министр финансов Ерулан Жамаубаев на заседании правительства предлагает... отменить президентский мораторий на проверки малого бизнеса. Причем, обращается с этой просьбой главный казначей Кабмина к правительству, хотя по логике должен апеллировать к главе государства. Интересное «ноу-хау», правда? Если такую практику надумают, говоря языком чиновников, «масштабировать», то вся государственная машина рискует забуксовать окончательно...

А чего стоит мотивировка такого шага, озвученная руководящей головкой Минфина! Министр Жамаубаев и его замы оправдывают его снижением кассовой дисциплины. По словам вице-министра финансов Марата Султангазиева, «безответственность предпринимателей сыграла на руку контрабандистам, наводнившим рынок Казахстана нелегальным товаром». Помилуйте, этого добра хватало и до президентского моратория, чему свидетельство — громкое «хоргосское дело», фигуранты которого проводили мимо таможенного оформления китайского товара на сотни миллиардов. При этом, как свидетельствует нынешняя практика, после осуждения обвиняемых на длительные сроки дела на таможне изменились несильно. Об этом красноречиво свидетельствует и вопиющая разница между нашей и китайской таможенной статистикой, на что еще в прошлом году обращал внимание президент Токаев.

На этом фоне призывы отменить президентский мораторий выглядят неуклюжей попыткой оправдать собственные промахи в таможенном и налоговом администрировании. А также косвенным признанием собственного бессилья перед «крышующими» контрабандистов людьми с громкими фамилиями. Контрабандный товар — например, алкоголь или сигареты, — можно легко найти на любом из многочисленных рынков в Алматы и в других городах и весях нашей обширной страны. При этом вычислить «адреса, пароли, явки» при желании нетрудно. Но нашим фискалам куда легче работать не с первопричиной, а с ее последствиями, когда контрабанда доходит до «конечной станции» — прилавков бесчисленных частных магазинчиков. И вот тут недреманое око Минфина демонстрирует поразительную зоркость. «5,5 тысячи бизнесменов пробивают один или два чека в день, средний чек — 4500 тенге. 1,5 тысячи бизнесменов пробивают каждый день одну и ту же сумму — 100 или 1000 тенге. Мы видим эти явные нарушения, и если на несколько таких нарушений среагируем, общая культура и дисциплина сразу подтянутся. Мораторием воспользовались 1 миллион 256 тысяч субъектов. Льготы на 324 миллиарда тенге представлены в течение трех лет. От них требовалось лишь одно — соблюдение кассовой дисциплины и налоговой культуры», — это опять «государственно мыслит» вице-министр Султангазиев. По его словам, «проверок по кассовой дисциплине было немного и до моратория. Но единичные показательные административные штрафы дисциплинируют всех бизнесменов. То есть сама возможность проверки возымеет профилактический эффект».

Мина от Минфина

Что ж, как говорится, свежо преданье... Зато можно не сомневаться в другом «эффекте» — ради копеечной прибыли казны и демонстрации «крутости» фискальной власти в стране будет поставлено под удар самое главное — доверие к верховной власти. Ведь стоит только минфиновским функционерам добиться отмены этой президентской инициативы — и глава государства рискует потерять кредит доверия не одного лишь бизнес-сообщества, а как минимум трех миллионов человек, занятых в сфере МСБ. Дальше сработает принцип домино: выяснится, к примеру, что инициатива Касым-Жомарта Кемелевича о повышении минимальной зарплаты до 60 тысяч тенге разгонит до непозволительных пределов инфляцию, на борьбу с которой сегодня брошены лучшие интеллектуалы правительства и Нацбанка. А ведь наша «минималка» — пресловутые 42 тысячи 500 тенге — ниже, чем даже в Армении (около 53 тысяч в пересчете на казахстанскую валюту) и более чем вдвое меньше, чем в раздираемой на части и пребывающей в перманентном кризисе Украине (92 тысячи).

Разумеется, наше предпринимательство далеко не безгрешно: коммерсанты и доходы укрывают, и качество своих товаров и услуг далеко не всегда гарантируют. Но разве не прав мажилисмен Аманжан Жамалов, возглавляющий общественный совет по развитию предпринимательства при партии власти, когда говорит: мораторий, введенный президентом, может отменить только президент? Экономист напоминает: на расширенном заседании правительства в начале года «было также поручено разработать предложения по кардинальному упрощению и смягчению налогового администрирования. Оно (администрирование. — Прим. ред.) должно основываться на цифровых решениях, использовании больших данных и технологии блокчейн. Считаю, что Министерству финансов необходимо соблюдать субординацию и в первую очередь выполнять прямые поручения президента, а не выдумывать поручения для самих себя».

«Президент уже давно говорит о повышении доходов в бюджет, поэтому у Минфина было достаточно времени на то, чтобы предложить какие-нибудь более креативные идеи. А учитывая, что буквально за месяц до послания главы государства мы увидели на примере Абайской швейной фабрики, как министерство в лице Департамента госдоходов умеет прекрасно, в кавычках, работать с предприятиями, то не остается сомнений, что это не тот путь, который нужен нам, — вторит ему инвестиционный аналитик Андрей Чеботарев. — Это советская, неработающая презумпция невиновности, когда ты априори виноват. Если есть подозрения в недобросовестности бизнеса, то можно избирательно проверить его. Никто же не отменял, например, камеральные проверки. У налоговых органов есть весь необходимый для проверок инструментарий».

Суть да дело

В общем, вне зависимости от того, какими «государственническими» подходами руководствовались г-н Жамаубаев и Ко в стремлении прыгнуть выше головы (а точнее, выше главы государства), у президента Токаева есть прекрасная возможность показать и власти, и обществу: его слова не расходятся с делами. Ведь буквально за день до заседания Кабмина, в ходе которого министр финансов призвал отменить президентский мораторий, глава государства, оглашая свое послание, произнес фразу, обратившую на себя внимание всех без исключения комментаторов: «Все, кто сомневается в курсе главы государства, не справляется с работой, возможно, хочет каким-то образом отсидеться, уклоняется от выполнения поручений президента, мне кажется, должны уйти с занимаемых постов».

Вот и появился прекрасный повод воплотить сказанное в реальность, чтоб другим неповадно было.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz