Казахстан
+6°
Boom metrics
Сегодня:
Общество6 октября 2021 3:40

Джамиля НУРКАЛИЕВА: «Целинный» никто сносить не собирается

В последнее время мы все чаще становимся свидетелями скандалов, связанных с уничтожением зданий, олицетворяющих историческую память о той старой, любимой горожанами Алма-Ате
Именно так после реконструкции будет выглядеть здание Центра современной культуры "Целинный".

Именно так после реконструкции будет выглядеть здание Центра современной культуры "Целинный".

Их сносят, уродуют «реконструкциями», а алматинцы привычно выпускают пар гневными комментариями в соцсетях. Вот и в этот раз Фейсбук захлестнули возмущенные посты: «сносят кинотеатр «Целинный», «в очередной раз уничтожают культурное наследие города» и т.д.

Корреспондент «Комсомолки» решил разобраться в ситуации и выяснить у директора Центра современной культуры (а именно он будет открыт вместо кинотеатра) Джамили Нуркалиевой, действительно ли «Целинный» сносят, что будет с уникальным панно Сидоркина и чем вообще займется этот самый Центр.

Джамиля НУРКАЛИЕВА.

Джамиля НУРКАЛИЕВА.

— Джамиля, расскажите, что все-таки происходит со зданием кинотеатра «Целинный»?

— Реконструкция. Говорила уже множество раз и повторю еще раз: речи о сносе не идет. Здание кинотеатра «Целинный», построенное в 1964 году и до неузнаваемости измененное в ходе «переделки» в 2000-х, было в ужасном состоянии. Решение о его реконструкции было принято в конце 2017 года новым владельцем Кайратом Боранбаевым. Тогда же было принято решение трансформировать его в Центр современной культуры «Целинный». До этого кинотеатр находился в залоге по долгам бывших владельцев — компании «Отау Синема». В 2000-х годах прежние владельцы уже производили масштабную реконструкцию — у них были планы превратить его в многофункциональный кинотеатр. Но в результате, как часто у нас бывает, там появился ночной клуб. При этом знаменитое сграффито (особый вид монументальной настенной живописи, когда изображение процарапывается на цветной штукатурке) художника Евгения Сидоркина было очень сильно повреждено, в него были врезаны металлоконструкции, которые служили усилением для крыши клуба.

Так здание кинотеатра "Целинный" выглядело до реконструкции.

Так здание кинотеатра "Целинный" выглядело до реконструкции.

Именно тогда акционер принял решение пригласить для реконструкции британского архитектора Асиф хана. Мы выбирали из огромного количества архитекторов, но в итоге остановились именно на его кандидатуре. Это архитектор мирового уровня, например, сейчас он также работает над реконструкцией Лондонского музея. Особенностью его творчества является то, что он занимается инновационными проектами и работает с очень технологичными решениями. Так, в Пхенчхане к зимним Олимпийским играм он построил павильон Hyundai, известный как «самое черное здание в мире» из самого черного на планете вещества — Vantablack Vbx2. Оно поглощает более 99% света, и из-за отсутствия отраженного света человеческий глаз воспринимает его как пустоту, черную дыру. Еще один пример — его футуристические ворота-порталы на ЭКСПО-2020 в Дубае, выполненные из сверхлегкого карбона.

Мы поставили перед собой сложную и интереснейшую задачу — как нам соединить в нашем здании традиции, которые представляет собой оригинальная часть здания «Целинного», и современный высокотехнологичный взгляд на мир. Подчеркну, оригинальная часть — это та, которую не затронула реконструкция 2000-х годов, нам пришлось иметь дело с уже практически полностью утерянным зданием. Это основная причина, почему было принято решение не восстанавливать «Целинный» в оригинальном облике. И сегодня мы избавляемся от следов той губительной «реконструкции», которая была произведена в 2000-х. Все специалисты, которые проводили технические исследования, говорили нам, что мы должны снести здание. Полностью его демонтировать и построить с нуля новое было бы в несколько раз легче и дешевле. Но было решено, что сносить здание ни в коем случае нельзя, вместо этого будет произведен частичный демонтаж. В здании есть очень много культурных слоев, и наша задача — в ходе реконструкции сохранить их как артефакт. В этом и есть главный смысл — взаимодействие традиций, исторической памяти и современного инновационного подхода в архитектуре.

— Понимание, как здание будет выглядеть после реконструкции, появилось сразу?

— Изначально был очень интересный проект с наклоненным фасадом. Задумка была в том, чтобы наклонить стеклянную стену под таким углом, чтобы в нем всегда отражалось небо. Это была очень красивая идея, олицетворение встречи Тенгри и Умай, когда земля встречается с небом. Мы вынесли этот проект на общественные слушания и получили очень много различных комментариев. В том числе, например, таких, что мы сожжем отраженными солнечными лучами людей, которые живут в доме напротив. Затем перебрали просто бесчисленное количество версий с ровными фасадами, но в таких случаях здание больше напоминало обычный торговый центр. Тогда мы подумали, какие ассоциации возникают у человека, если его спросить о Центре современной культуры? Что там происходит, пока непонятно, но явно что-то интересное. И мы решили представить наш фасад, как светлый волнообразный занавес, за которым происходит некое таинство, но при этом занавес прозрачный, который ничего не скрывает. Интересно, что ярко выраженного входа в здание нет, мы использовали концепцию плавного перетекания человека из уличной среды в пространство здания.

Интересно, что ярко выраженного входа в здание нет, была использована концепция плавного перетекания человека из уличной среды в пространство здания.

Интересно, что ярко выраженного входа в здание нет, была использована концепция плавного перетекания человека из уличной среды в пространство здания.

Отдельно хочу коснуться уникального многослойного цветного сграффито нашего знаменитого художника Евгения Сидоркина. Оно для нас является не только неотъемлемой частью этого здания и тем самым артефактом, о котором я говорила, но и нашим культурным наследием. Именно поэтому сохранить его — один из самых больших вызовов для нас. Изуродовавшие его железные конструкции мы будем вырезать алмазной резкой. Перед этим панно будут специально укреплять своеобразными «брекетами» и снимать по частям, потому что если это делать по-другому, то сграффито просто рассыплется. Затем эти кусочки будут устанавливаться обратно на укрепленную стену и соединяться в единое полотно. Когда коробка здания будет полностью закрыта и созданы все необходимые условия, начнутся реставрационные работы. Соответственно, сохранению и усилению подлежит эта стена, а также фундамент и перекрытия в универсальном зале. Кстати, в результате реконструкции сейсмоустойчивость здания повысилась в три раза.

Когда мы делаем реконструкцию, мы не можем вернуться в прошлое. Даже если бы мы попытались воссоздать здание 1964 года, это все равно был бы новодел, даже не реплика, а просто подделка. Поэтому мы приняли решение, что дадим зданию новый архитектурный облик. Но при этом я хочу отметить самое главное — «Целинный» по-прежнему останется местом культурного досуга. Мы проводили специальные исследования и знаем, что рядом находятся 11 факультетов различных университетов, Алматинское хореографическое училище, школы и гимназии. И мы рады тому, что в «Целинном», как и прежде, будут ворковать влюбленные пары, он останется местом, куда можно будет прийти в любое время и посмотреть кино или художественную выставку. Центр будет открыт для всех — детей, взрослых или людей с ограниченными возможностями. Поэтому я, честно говоря, не понимаю, против чего так яростно выступают некоторые активисты. Будем обязательно с ними встречаться, я хочу, чтобы они собственными глазами увидели, как проходит реконструкция, и что мы хотим здесь создать.

— Чем будет заниматься Центр современной культуры?

— Это будет своеобразное гибридное культурное пространство, доступное для всех категорий граждан. Самое главное, что вход в наш Центр будет абсолютно бесплатный, и каждый желающий сможет бесплатно посетить художественную выставку или библиотеку, посмотреть документальное или экспериментальное кино в двух наших кинозалах. Как в знаменитом музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, когда ты заходишь в огромный холл, и там может идти концерт или проводиться выставка. Наш Центр мы видим и как глобальный образовательный проект, в который мы будем привлекать специалистов из различных международных и наших вузов для проведения мастер-классов и семинаров. Будет действовать и детский образовательный центр. Самое интересное, что все, что будет происходить в нашем здании, будет в контексте того, что происходит сегодня с миром, нашим обществом, которое живет в соцсетях. Именно поэтому он и называется Центр современной культуры.

ДОСЛОВНО

Кинорежиссер Рашид Нугманов (знаменитый режиссер Нугманов по образованию архитектор с опытом работы по специальности):

Рашид Нугманов

Рашид Нугманов

— История с кинотеатром «Целинный» уже давно на слуху, долгое время на него никто не обращал внимания, и все это вылилось в настоящий бардак. Там то ночной клуб был, то какие-то кафе. Поэтому идея открыть на этом месте Центр современной культуры мне пришлась по душе. Есть такое понятие, как творческая энергия. Я мечтаю, чтобы в нашем городе появилось такое культурное пространство, где будет концентрация подобной энергии. Это пространство может стать центром развития города, где молодые, талантливые ребята — художники, дизайнеры, да неважно, из любой сферы искусств, смогут собираться и работать. Такая «мини-Силиконовая долина культуры». Нужна какая-то альтернатива хаосу в городе, привлечение талантливой молодежи к интересным проектам. Чтобы сохранить особую алматинскую культуру, атмосферу, нужно, чтобы уже сейчас родителям было куда приводить своих детей, это же будущие жители Алматы. И именно им придется менять наш город, а вот с каким знаком, плюс или минус, зависит сейчас от нас. Этой площадкой может стать Центр современной культуры.

Конечно, старое здание — это образчик кондовой постсталинской архитектуры, внутреннее пространство которого никак не приспособлено для такого культурного центра. Тем не менее, я считаю, что это тоже архитектурный памятник. Здание при всей его простоте получилось, на мой взгляд, весьма интересным. Поэтому я, как архитектор и как алматинец, призываю отнестись к реконструкции очень тщательно и бережно. К сожалению, в последнее время скандалы с варварским сносом зданий, олицетворяющих нашу старую и любимую Алма-Ату, — не редкость. Меня сильно расстраивает, что архитектурный контроль сегодня отсутствует на должном уровне. Считаю, что в нашем городе, а в историческом центре — особенно, каждое разрешение на снос, строительство или реконструкцию должно проходить просто «драконовские» проверки, чтобы отбить желание у охотников «за длинным рублем» изуродовать город.

Компетентно

Председатель Алматинского союза архитекторов Сергей Мартемьянов:

Сергей Мартемьянов

Сергей Мартемьянов

— Это стандартный типовой проект так называемого «фестивального» кинотеатра, в 60-70-х их можно было встретить в любом крупном советском городе. Проектировали его специалисты Московского проектного института, в то время это было распространенное явление. Как раз тогда Хрущев провозгласил программу массового строительства крупнопанельных зданий, так называемых «хрущевок», призванную в максимально короткие сроки решить жилищную проблему и обеспечить желанными квадратными метрами страждущих советских граждан. И надо отдать должное Хрущеву, в целом, у него это получилось. Для тогдашних партийных чиновников кино уже лишилось того сакрального ореола, который был у ранних большевиков, когда, согласно Владимиру Ильичу, «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Осталось чисто функциональное значение. Помылся в бане, после этого сходи в кинишку. Это не консерватория и не Большой театр, поэтому и здание внешне было вполне непритязательным.

Кино в 60-х годах расцветало, и городу требовался современный вместительный кинотеатр. «Целинный» на тот момент стал самым большим в Алма-Ате. И надо признать, для того времени выглядел он достаточно эффектно. Авторы работ прекрасно понимали, что спасти это рядовое сооружение, а вместе с ним и весь квартал, могли бы художественные дополнения или монументальные панно. Например, на боковых фасадах, которые в здании были огромные, и внутри остекленного вестибюля, раскрытого в город. Их усилиями проект из типового превратился во вполне достойный архитектурный объект. Более того, авторы, сами, возможно, не подозревая, интуитивно создали прецедент возведения первого общественного пространства в городе, что позже станет обыденностью во многих европейских городах.

Почему кинотеатр был построен именно на этом месте? С вполне конкретной целью. Загородить собой Никольскую церковь, в которую упиралась улица Калинина (ныне Кабанбай батыра), она же бывшая Мещанская. Как было принято в Российской империи, в конце главной улицы всегда стоял храм, с чем коммунисты смириться, естественно, не могли. А так прикрыли «опиум для народа» — и все в порядке. Какой-то архитектурной ценности здание бывшего кинотеатра «Целинный» не несет, в реестр памятников архитектуры не входит, но оно, несомненно, имеет большую историческую ценность.

Сохранение сграффито Евгения Сидоркина — это отдельный вопрос, здесь мы задеваем очень тонкую и важную часть нашей культуры. Лично я считаю его основателем казахстанской графики. Те формы, линии и темы, которые он рисовал, стали примером для подражания для следующих поколений казахстанских художников, которые обращалась к его творчеству. Так, как он умел изобразить условных аульную апашку, мужчину с домброй или джигитов, скачущих по степи, не сумел повторить никто. Алматы весь сложен из многих архитектурных стилей: это и верненский период конца XIX — начала XX в., и разные этапы советской эпохи, и постсоветский период. Поэтому я считаю, что к застройке, сложившейся в центральной части нашего города, нужно относиться очень осторожно и бережно.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz