Казахстан
0°
Сегодня:
Политика20 октября 2021 3:20

Агенты вливания

-
А началось все с прошлогоднего послания главы государства.

А началось все с прошлогоднего послания главы государства.

Фото: пресс-служба Акорды

В среду, 13 октября, президент утвердил «великолепную десятку» национальных проектов — первый плод многомесячных бдений кудесников из Агентства по стратегическому планированию и реформам (АСПиР) под руководством Мага рынка и Повелителя реформ Кайрата Келимбетова.

Отныне мы будем жить и, возможно, даже развиваться по национальным планам, в которые бывшие госпрограммы превратились под одобрительно-благосклонным оком британского гиганта мировой экономической мысли сэра Сумы Чакрабарти.

Ударим планами по программам!

А началось все с прошлогоднего послания главы государства, оглашая которое он заявил: «Следует прекратить подготовку государственных программ с большим количеством показателей и индикаторов. Пора перейти на формат лаконичных национальных проектов, понятных всем гражданам. В качестве целеполагания следует определить главенство результата над процессом». Ключевые слова в этой цитате — «лаконичных и понятных».

Вскоре г-н Келимбетов огласил пошаговый план действий. Основополагающим документом был выбран Национальный план развития страны до 2025 года. Тогда, утверждая это решение, президент Токаев особо отметил, что «польза от реализации национальных проектов должна быть нацелена на повышение благосостояния наших граждан». Вот, казалось бы, единственный и неповторимый индикатор и критерий успешности! Но не тут-то было...

Выяснилось, что «для реализации долгосрочного документа предлагается внедрить инструмент Общенациональные приоритеты, который станет единой и инклюзивной платформой президента страны, объединяющей и задающей основные приоритеты для реализации видения Cтратегии «Казахстан-2050» в более коротких промежутках (до 2025 года, до 2030 года и т.д.). Общенациональные приоритеты будут определять видение развития страны и ключевые приоритеты госаппарата с целью реализации более долгосрочной цели по вхождению РК в топ-30 развитых стран мира». Впрочем, это оказалось лишь верхушкой айсберга. Как заявил главный «уполномоченный по реформам», нацплан и нацприоритеты — «документы первого (то есть, высшего) уровня». Документы второго уровня будут определять политику, проводимую как по межрегиональным вопросам, так и по вопросам между отраслями. «Предполагается внедрение концепций развития отраслей. Данные документы будут отображать видение и цели государственных органов по всем отраслям экономики и станут базисом для внедрения проектного подхода».

Сделайте нам красиво!

Как эта реформаторская «матрешка» согласуется с президентской установкой на лаконичность и понятность — можно только догадываться. Зато скорость, с которой «комбайнеры-теоретики» из АСПиР громоздили свои высоколобые построения, поражает воображение. В начале года президент мягко попенял главе АСПиР: мол, нужно работать быстрее — времени на раскачку нет. Уже весной на расширенном заседании правительства тот выдал: «Проектный подход в реализации нацпроекта предусматривает концентрацию межведомственного взаимодействия вокруг проекта. Каждый нацпроект должен быть нацелен на исполнение Общенационального приоритета и реализацию Стратегии «Казахстан-2050». Планируется, что по мере утверждения перечня нацпроектов данные проекты будут разработаны до 1 июля 2021 года». Из этой маловразумительной для рядового уха тирады ясно было одно: кудесники реформ «накудесили» нечто, способное потрясти и обывателя, и умудренных реформаторским опытом мужей из нашего несокрушимого правительства. И действительно, в погожий июльский денек на сайте Миннацэкономики появилось сообщение о двадцати нацпроектах, отобранных для реализации. Позднее информацию скорректировали, и нацпроектов осталось всего десять.

Но зато каких! Вот эта великолепная десятка: 1) Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация»; 2) Качественное образование «Bilimdi Ult»; 3) Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев; 4) Технологический рывок за счет цифровизации, инноваций и науки; 5) «Ұлттық Рухани Жаңғыру»; 6) Безопасная страна; 7) Сильные регионы — драйвер развития страны; 8) Развитие агропромышленного комплекса;

9) Развитие предпринимательства; 10) Управление водными ресурсами и «Жасыл Қазақстан». Дух захватывает от масштабности и всеохватности наших перспектив...

Старые цели на новый лад?

Однако, если вы думаете, что предложенное аспировцами нацпланов громадье содержит что-то принципиально новое, то сильно ошибаетесь. Такие же — почти дословно! — цели были провозглашены первым президентом страны в его послании на старте далекого уже 1997 года под названием «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Именно оно стало базой для появившейся осенью того же года «Стратегии-2030». Для разработки этой стратегии создали Высший экономический совет, трансформировавшийся 24 года спустя в Высший совет по реформам, а организованное тогда АСПиР досталось по наследству г-ну Келимбетову под той же вывеской. Вот обозначенные Нурсултаном Назарбаевым в послании-97 семь долгосрочных приоритетов, ставших сегодня среднесрочными, зато «общенациональными»:

1. Национальная безопасность. Обеспечить развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности.

2. Внутриполитическая стабильность и консолидация общества. Сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство, что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующих десятилетий.

3. Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. Достичь реальных, устойчивых и возрастающих темпов экономического роста.

4. Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана. Постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев улучшать экологическую среду.

5. Энергетические ресурсы. Эффективно использовать энергетические ресурсы Казахстана путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа.

6. Инфраструктура, в особенности транспорт и связь. Развивать эти ключевые сектора таким образом, чтобы способствовать укреплению национальной безопасности, политической стабильности и экономическому росту.

7. Профессиональное государство. Создать эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших приоритетных целей.

Почти четверть века спустя государство вынуждено решать те же самые проблемы — кроме разве что внутриполитической стабильности, которую за прошедшие годы действительно укрепили — на зависть многим соседям, как ближним, так и дальним. С экономическим ростом тоже было все прилично — но ровно до тех пор, пока сырьевой экспорт приносил в казну богатый валютный «улов». Ну, и, конечно же, стопроцентно выполнен приоритет номер один — Казахстан состоялся как суверенное государство, его территориальной целостности пока никто и ничто не угрожает. А в остальном...

Про здравоохранение с образованием мы узнали всю правду в прошлом году, когда спасти их от полного краха перед лицом «короны» удалось только лишь ценой титанических усилий и астрономических трансфертов из Нацфонда — при том, что пятый долгосрочный приоритет первого президента был понят и исполнен весьма своеобразно: деньги от продажи сырья тратились на что угодно, кроме устойчивого экономического роста и улучшения жизни народа. Поэтому у нас сегодня одна из самых слабых в мире валют, позорно низкая средняя (не говоря уже о медианной) зарплата, полуразрушенные медицина с образованием. И как следствие — явная неуверенность в завтрашнем дне абсолютного большинства населения.

Передернуть — и сорвать банк

Что при таком раскладе должно быть прописано в национальных планах? Правильно: как мы дошли до такой жизни и что конкретно будет сделано ради лучшей доли для всех и для каждого. Сколько будет построено школ и больниц. Сколько проложено дорог. Сколько создано рабочих мест. К слову, с рабочими местами у нас абсолютный туман: цифры официальной статистики говорят одно, а объективная реальность им совершенно перпендикулярна. Пока Минтруда отчитывается о сотнях тысяч трудоустроенных по Дорожной карте занятости (ДКЗ), депутаты уточняют: приведенные чиновниками цифры стоит «разделить на 25». По словам мажилисвумен Айгуль Нуркиной, «из общего количества лиц, принявших участие в Дорожной карте занятости, лишь 6,6 тыс. чел., то есть 3%, трудоустроены на постоянные рабочие места, а в отдельных регионах (Актюбинская, Акмолинская) этот показатель вдвое меньше. Все это говорит о том, что ДКЗ в основном была направлена на создание временных рабочих мест с краткосрочной занятостью и не решила долгосрочных целей обеспечения продуктивной занятости населения. Вместе с тем сами участники ДКЗ отмечают, что финансирование проектов рассчитывается, исходя из стоимости создания одного рабочего места в среднем 4 млн. тенге, это по условиям ДКЗ».

Оцените красоту игры: государство выделяет им по 4 миллиона за каждого трудо-устроенного на постоянную работу, реально на «временщика» расходуется в лучшем случае четверть суммы, а остальное идет... куда? Не удивлюсь, если из «сэкономленных», а фактически украденных у нас с вами гигантских деньжищ (на ДКЗ было выделено более триллиона тенге, и на будущий год ее намерены продолжить) выплатили щедрые премии героям Минтруда за... что? За фактический саботаж поручения президента, который еще летом прошлого года предупреждал: выполняя программу ДКЗ, надо даже в условиях карантина стремиться обеспечить потерявшим работу людям именно постоянную занятость.

Нацпроекты и нацпрожекты

Где гарантия, что утвержденные президентом 10 нацпроектов не захотят реализовать по этой же «принципиальной схеме»? Ведь на кону — более чем серьезные суммы. То, что по-болашаковски подкованные очередные «гарвардские мальчики» сегодня сумели влить с помощью новомодных слов в головы политическому руководству страны и широкой общественности, завтра обернется могучими денежными вливаниями в абстрактные «индикативные планы» — за счет государства прежде всего. То есть, за наш с вами счет.

Только один из трех нацпроектов Миннацэкономики — «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев» — предполагает до конца 2025 года «съесть» умопомрачительную сумму в 15,9 триллиона тенге. Правда, львиную долю — 15,5 триллиона — собираются взять у пока не конкретизированных «частных инвесторов». Но, судя по тому, что совсем недавно, 24 сентября, Касым-Жомарт Токаев выражал беспокойство по поводу «проработки» этих вопросов с инвесторами, они еще не в курсе своей участи «спонсоров вечеринки». Между тем на все это нацпрожектерство до 2025 включительно планируют потратить 49 триллионов тенге, 33 из которых — полумифические «внебюджетные средства».

Впрочем, возможно, под ними подразумевается Нацфонд, и без того изрядно похудевший за последнее время. Если так, то через каких-нибудь четыре года «агенты вливания» могут окончательно обескровить страну. И самое интересное — абсолютно безнаказанно. Ведь у нас принято только рапортовать о теоретическом выполнении (иногда досрочном) бесчисленных программ и планов. Об их фактическом провале нам пропоет ветер в наших карманах...

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz