Казахстан
+17°
Boom metrics
Сегодня:
Общество17 ноября 2021 3:25

«Триколор» с криминальным оттенком

Попытки МВД РК навести порядок на автомобильном рынке страны привели к протестам владельцев машин с российскими номерными знаками
Данияр АШИГАЛИЕВ
Сторонники дешевых, но не зарегистрированных в Казахстане авто, напротив, уверены в собственной правоте.

Сторонники дешевых, но не зарегистрированных в Казахстане авто, напротив, уверены в собственной правоте.

Последние утверждают, что ввезли авто на законных основаниях, а полицейские рейды с водворением на штрафстоянки лишают их «последнего куска хлеба». Однако большинство казахстанцев с такой постановкой вопроса не согласны.

Законопослушные граждане недоумевают: почему пока одни добросовестно платят утилизационный сбор и налоговые отчисления, другие требуют особого отношения, «выбивая» преференции для эксплуатации автомобилей с иностранной регистрацией. Вдобавок жители крупных городов недовольны лихими фортелями, которые порой выделывают на дорогах шофера таких транспортных средств. По данным исследования консалтинговой компании DATAmetrics, почти половина опрошенных (48%) рассказали о негативном опыте, связанном с водителями авто с российскими номерами. Основная проблема — безнаказанность. «Триколорные» номера позволяют автовладельцам избежать ответственности в случае нарушения ПДД.

Сторонники дешевых, но не зарегистрированных в Казахстане авто, напротив, уверены в собственной правоте. Как правило, такие «кони» используются в частном извозе, принося своим хозяевам неплохие дивиденды. Поэтому сдаваться без боя «кучеры» не намерены. Уже сейчас активистами создана некая «рабочая группа», требования которой заключаются в возможности дальнейшей эксплуатации и регистрации ТС по пониженным ставкам. В правительстве «глас народа» услышали и пока заморозили решение вопроса.

Точки над «i» в этой ситуации попытались расставить участники экспертной встречи, прошедшей в рамках программы «Большая неделя» на национальном телеканале «Хабар».

Беспросвет в конце тоннеля

По данным Министерства внутренних дел РК, по дорогам Казахстана передвигаются 210 тысяч автомобилей с российскими регистрационными номерами. 88 тысяч из них находятся «в подвешенном состоянии» — они не зарегистрированы ни в России, ни в Казахстане. Часть авто имеют «криминальную историю», числясь в соседних электронных базах, как угнанные.

Заместитель председателя Комитета административной полиции МВД РК Серик Тусупов привел неутешительную статистику. В 2019 году в РК передвигалось менее ста тысяч «россиян». Но уже к 2021 году количество подобных транспортных средств увеличилось почти в 2,5 раза — до 210 000. Естественно, кратно выросли риски эксплуатации этих машин на дорогах. Число дорожно-транспортных происшествий с «российским» участием увеличилось в девять раз — в ДТП погибло более двухсот человек.

Полицейские напомнили, что еще в 2014 году был принят закон, регламентирующий правила пребывания на территории Казахстана автомобилей с иностранными номерами. Однако, несмотря на разъяснения, большинство граждан проигнорировало законодательные изменения, поставив личные интересы выше государственных, сетуют в ведомстве. Такой правовой нигилизм привел к «трениям» властей сначала с владельцами «кыргызских» авто, а затем — «армянских».

По словам начальника управления Комитета административной полиции МВД РК Юрия Козлова, Международная конвенция о дорожном движении, к которой присоединилась РК, предполагает определенные сроки нахождения машин на территории сопредельных государств — не более года. Далее в силу вступает национальное законодательство, требующее постановки на учет. Тем не менее многие казахстанцы просто игнорируют эти нормы, предпочитая не делать отчислений в бюджет. Более того, местные страховые компании с легкостью выдают полисы для российских авто уже на границе. Для этого достаточно иметь на руках копию технического паспорта и удостоверение личности. Далее автовладелец оперирует страховкой как документом, легализующим, по его мнению, «движимое имущество». Сами страховщики уверяют, что, выдавая «пайцзу на вождение», не обязаны проверять регистрацию автомобиля.

— В Казахстане зарегистрировано 4 млн. 200 тыс. единиц автомобильной техники, требования соблюдаются в полном объеме. Поэтому исключения для какой-то из категорий граждан в законе не предусмотрены, — подчеркнул Серик Тусупов, добавив, что владельцам автомобилей, снятых с учета в России и не имеющим договора купли-продажи, необходимо решать вопрос в гражданском поле.

Впрочем, поклонникам «тачек» из России позиция отечественного МВД кажется «неадекватной». Дескать, сами разрешили ввоз, а теперь душат рейдами, наступая «на горло» таксомоторному бизнесу.

Ситуацию усугубляет законодательная неразбериха внутри Евразийского экономического союза. В отечественном Минфине, отвечающем за финансовый надзор на границе, пожимают плечами. Да, в ведомстве отмечает увеличившийся автомобильный трафик из соседних государств, но ограничить такие потоки они «не в силах». При этом бремя фиксации частников Министерство финансов перекладывает на пограничную службу, оставляя за собой только контроль над автовозами.

— Один из принципов существования ЕАЭС — свободное передвижение товаров внутри Союза. Поэтому никто передвижение автомобилей между странами-участниками не ограничивает. Наши платежи возникают только с момента официальной постановки на учет транспортного средства, — пояснил директор Департамента налогового аудита Министерства финансов РК Арман Тян.

— Действительно, автомобиль — это товар. Но тогда необходимо и относиться к нему, как к товару. Можно поместить на прилавок, можно поставить в гараж. Тогда вопросов не возникает. Но если авто эксплуатируется, то это попадает в сферу дорожного движения, в том числе и международного. В этом случае и государство, и владелец должны выполнять законодательные нормы, — сказал Юрий Козлов.

Понять — и не простить?

Эксперты полагают, что сложившуюся ситуацию необходимо решать только в правовом поле — попытки найти «лазейки» и «обходные тропы» неминуемо заведут в тупик. Избежать очередного «наступления на грабли» можно несколькими путями. Один из них — развитие собственного автомобильного производства, когда «железный конь» становится доступным для населения. Тогда граждане перестанут использовать серые схемы, покупая некондиционный «товар». Плюс к этому внедрение программ по льготному кредитованию и прозрачное налогообложение.

Председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков считает, что для начала следует задать несколько вопросов: что делать сейчас с автомобилями с иностранной регистрацией и почему сложилась спорная ситуация?

— У владельцев российских автомашин мало вариантов. Либо плакать и платить, ставя авто на казахстанский учет, либо разбирать машину на запчасти: закон суров, но это закон. Тем более что ранее подобная ситуация возникала и с «кыргызскими», и с «армянскими» автомобилями. И все об этом знали. Причина возникновения проблемы — утильсбор и неимоверных размеров стоимость первичной регистрации транспортного средства. К примеру, в Германии — это сто евро, а в Казахстане — четыре тысячи долларов. И не нужно говорить о поддержке отечественного автопрома. За последние 15 лет мы так и не локализовали производство — где казахстанские комплектующие? Нужно это признать и пойти навстречу людям, — уверен Эдуард Эдоков.

Позицию общественного деятеля отчасти разделяет и заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Талгат Темирханов.

— Я понимаю тех, кто приобрел российские машины. И понимаю требование государственных органов нашей страны. Но есть закон и его нужно выполнять. Не должно вестись разговоров, мол, поставьте на учет машину с «темной историей». Люди, таксующие на авто с иностранными номерами, нарушают сразу несколько законов Республики Казахстан. Нелегальные извозчики не имеют права перевозить пассажиров. Это не совсем честно по отношению к законопослушным гражданам.

Вопрос, по сути, не в законодательных нормах. Вопрос в доступности автомобильного парка. К примеру, в России есть несколько программ «по субсидированию» покупательского интереса: «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», программа TRADE-IN, субсидии для Дальневосточного региона. К сожалению, у нас в стране нет доступных кредитов, — сказал Темирханов.

Представитель Нацпалаты уверен — отечественный автопром нужно «настраивать». Иначе, ввозя иностранную автопродукцию, мы обслуживаем чужую экономику.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

По данным Департамента полиции Алматы, в крупнейшем мегаполисе страны в 2021 году зафиксировано почти 60 тысяч нарушений, допущенных водителями автомашин с российскими номерами. Сумма штрафа составила более 21,3 млн тенге.

— Водительская дисциплина этой категории участников дорожного движения оставляет желать лучшего. Ошибочно полагая, что госномера иностранных государств не распознаются автоматизированными информационными системами, водители повсеместно нарушают ПДД: превышают скоростной режим, пересекают перекрестки на запрещающий сигнал светофора, выезжают на полосу встречного движения, не соблюдают требования дорожных знаков и разметок. Такое бескультурье приводит к происшествиям и трагическим последствиям. Официально заявляем, что попытки уйти от ответственности, прибегая к разным уловкам, не увенчаются успехом. Закон един для всех. Правила дорожного движения подлежат неукоснительному соблюдению, — заявил первый заместитель начальника Алматинского департамента полиции Нурлан Алмасбеков.

С начала года с участием автомашин, имеющих иностранную регистрацию, на дорогах Алматы произошло свыше 50 серьезных дорожно-транспортных происшествий. В результате один человек погиб, еще 59 травмированы.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz