Казахстан
+13°
Boom metrics
Сегодня:
Общество24 ноября 2021 3:40

Мощь казахского ремесла

В Музее искусств имени Кастеева открылась выставка фестиваля «Шебер-2020/2021. Наше наследие»
Гульнар ТАНКАЕВА
На выставке.

На выставке.

Мастерам-ремесленникам Казахстана нужен свой музей. Это первое, что приходит в голову на выставке победителей конкурса «Шебер» из коллекции Союза ремесленников Казахстана.

Два больших зала в музее имени Кастеева, 130 работ-победителей и — мощь казахского ремесла, которую чувствуешь сразу. С первого взгляда. И если потом захочется разобраться, что больше отозвалось — кылкобыз Жолаушы Турдыгулова, тускиизы Кулян Жангутты и Гулжай Кусман, кочевой театр «ортеке» Алмаса Мустафы, а, может, текемет Акшагуль Карымсаковой? — ничего не получится. Потому что отзывается все. Потому что мастерам и организаторам «Шебера» удалось выполнить задачу, поставленную ими перед собой 12 лет назад: не просто вспомнить народные ремесла и восстановить старинные предметы из казахского обихода, но и вдохнуть в них новую жизнь. Эти стеганые чапаны и серебряные украшения хочется носить, эти корпе — положить на кровати и диваны, а эти потрясающие резные сундуки прямо сейчас занести на седьмой этаж в городскую квартиру — и тогда жить в этой квартире будет гораздо лучше, светлее и уютнее. Почему в это сразу верится? Потому, что сундук не произвели станки и конвейер, а сотворили сильные и добрые руки шебера.

«Слово «шебер» в переводе означает «мастер», «умелец», — написала в каталоге финалистов конкурса «Шебер-2020/2021» председатель Союза ремесленников РК Айжан Беккулова. — Но слово это для казаха многогранно. В нем отражены широта души народа, глубина его мыслей, высота мечтаний и бесконечность творческих устремлений».

А еще — неисчерпаемое богатство и разнообразие казахского ремесла. Когда в 2006 году Фонд Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) и общественный фонд Our Heritage (Наше наследие) начали программу «Развитие ремесел и возрождение народных художественных промыслов в Казахстане» при поддержке компании Chevron и во взаимодействии с Министерством культуры РК и ЮНЕСКО, в стране уже сложился «стандартный набор», скажем так, казахских сувениров и национальной одежды — все эти войлочные верблюжата, камчи, бархатные чапаны, вышитые золотом.

Еще чуть-чуть — и мы бы окончательно уверились сами и убедили мир в том, что это и есть весь наш многовековой ремесленный «багаж».

К счастью, этого не произошло. Айжан Беккулова и другие энтузиасты отправились не только в аулы и маленькие мастерские, но и в архивы и библиотеки: отовсюду на свет извлекались сами изделия казахских шеберов, их описания и, конечно, — воспоминания.

Так «вспомнилась» традиционная казахская вышивка біз кесте — тамбурным швом, который создается не иголкой, а крючком (ілмек). На нынешней выставке в музее Кастеева можно увидеть сразу несколько работ, выполненных в этой технике: от традиционных тусикиизов Гулжай Кусман до современных панно Зейнелхана Мухамеджана и Ботагоз Зейнелхан. Кстати, Ботагоз стала лауреатом конкурса «Шебер-2020/2021» со своей серией пейзажей, где стежки шелковых ниток, словно акварельные мазки, «рисуют» алматинские улицы.

Так «вспомнилось» удивительное казахское кукольно-музыкальное искусство «ортеке» — театр миниатюр, когда домбрист во время игры приводит в движение деревянные фигурки козлов (они привязаны к лескам, а лески — к рукам музыканта). Впрочем, знатоки традиций говорят, что это могли быть марионетки других животных и даже людей. Свою версию этого потрясающего степного театра сделал молодой мастер Алмас Мустафа — и не только стал лауреатом «Шебера», но и получил Гран-при и Кубок Президента на конкурсе творческой молодежи «Шабыт». «Ортеке — кочевой театр» — так и называется работа Алмаса, которая выставляется сейчас в музее Кастеева.

«Ортеке — кочевой театр». Автор — Алмас Мустафа.

«Ортеке — кочевой театр». Автор — Алмас Мустафа.

Так «вспомнилась» одна из самых стильных вещей в казахском гардеробе — шекпен, плащ из верблюжьей шерсти. К слову, его ценили и носили не только казахи, но и наши соседи по Центральной Азии: в книге «Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана» (Москва, «Наука», 1989 г.) говорится, что у каракалпаков Хорезма в конце XIX — начале XX века верблюжий шекпен «продолжал почитаться как традиционная выходная одежда богачей, но его покупали у соседних казахов или иногда ткали сами из покупной (у казахов же) шерсти». Стильный шекпен, которым можно полюбоваться сегодня в музее Кастеева, создала Ауес Сагинаева — мастерица не только несколько раз становилась лауреатом конкурса «Шебер», но и получила почетную награду «Хас Шебер» — «Настоящий Мастер».

Шекпен работы Ауес Сагинаевой.

Шекпен работы Ауес Сагинаевой.

Этот перечень изделий и даже ремесел, которые удалось восстановить мастерам из Союза ремесленников Казахстана, можно продолжать достаточно долго. И так же долго удивляться бесконечному разнообразию казахского ремесла, которое сегодня успешно развивается, — экспозиция в музее Кастеева тому подтверждение. Казахстанские ремесленники не просто вспоминают хорошо забытое старое — они создают на этой основе нечто совершенно новое. Как вышитые пейзажи Ботагоз Зейнелхан или набор украшений «Тенгри» Дулата Ашимова, где древние руны органично вписаны в современные ювелирные формы, или миниатюрная серебряная шкатулка с косметическим комплектом кочевника — зубочисткой, ухочисткой и прочие работы Ильи Казакова.

Ювелирный набор «Тенгри». Автор — Дулат Ашимов.

Ювелирный набор «Тенгри». Автор — Дулат Ашимов.

Да, самое главное: все эти изделия — как традиционные, так и современные — прекрасного качества. Как сказала искусствовед, член Ассоциации художественных критиков при ЮНЕСКО (AICA) Камилла Ли, «благодаря появлению Союза ремесленников сувенирная продукция Казахстана поднялась на новый качественный уровень». Добавим: и не только сувенирная, и не только благодаря Союзу ремесленников, но и конкретно — конкурсу «Шебер». Жюри «Шебера» всегда очень строго подходит к выбору победителей, справедливо считая, что народные ремесла — это не тот случай, когда можно опускать планку, так высоко поднятую казахскими мастерами столетия назад. Иногда даже сокращаются номинации, если, по мнению жюри, не было представлено достойных работ.

«Если бы мы не подходили к отбору так щепетильно, у нас не было бы такой серьезной коллекции», — говорит Айжан Беккулова. От себя добавлю: коллекции, достойной музеев вообще и собственного музея — в частности.

Для экспозиции будущего музея Союза ремесленников уже готовы экспонаты, которые без слов расскажут об истории и быте нашего народа: например, казахский «памперс» — шумек, серебряная соска для младенца, казахская юбка белдемше, наша знаменитая небьющаяся посуда и многое другое.

«Да будет музей у Союза ремесленников Казахстана!» — сказала, открывая выставку и фестиваль «Шебер-2020/2021» Айжан Беккулова. И нет причин не поддержать это пожелание.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz