Казахстан
+18°
Boom metrics
Сегодня:
Политика1 декабря 2021 3:40

Решающая партия

-
Так вышло, что самым обсуждаемым событием минувшей недели стало самое прогнозируемое из всех случившихся.

Так вышло, что самым обсуждаемым событием минувшей недели стало самое прогнозируемое из всех случившихся.

Так вышло, что самым обсуждаемым событием минувшей недели стало самое прогнозируемое из всех случившихся — передача браздов правления партией парламентского большинства от Первого Президента второму. Хотя именно вокруг будущего этого политического актива Нурсултана Назарбаева политологи — профессиональные и диванные — принялись ломать копья едва ли не с первых президентских дней Касым-Жомарта Токаева.

«Отечество + весь Казахстан»

Если вспомнить историю возникновения партии Nur Onan, то она мало похожа на типичные «биографии» классических партий парламентского типа, которые, как правило, создавались финансово-промышленными группами (или, говоря иначе, элитами) ради продвижения своих экономических интересов политическими средствами. В Казахстане к моменту президентских выборов 1999 года никаких элит не было. Вернее, была одна правящая элита во главе с президентом Назарбаевым, разгромно выигравшим свои далеко не первые выборы главы государства. Его персональной — президентской — власти ничего не угрожало, да и времена парламентской «смуты» первых лет независимости остались далеко позади. После «самороспуска» одного депутатского корпуса и скоропостижной «конституционной кончины» другого в стране прошли два плебисцита — за продление полномочий Назарбаева и за принятие Конституции, получившей в обиходе название «назарбаевской». Президент между последним Верховным Советом и первым мажилисом успел сделать чрезвычайно много — и для страны в том числе. Его указами, наделенными силой закона, были приняты ключевые для рыночного будущего страны законы. Во многом благодаря этой нормативной «подушке безопасности» казахстанская экономика не расползлась по враждующим олигархическим «группам влияния», а республика, удержав экономическую самостоятельность, во многом благодаря этому сохранила и государственный суверенитет.

И именно в этот момент на базе избирательного штаба главного и объективно единственно проходного кандидата в президенты была создана партия «Отан», у руля которой встал бывший премьер правительства Сергей Терещенко: по действовавшему тогда законодательству действующий глава государства не мог совмещать «пост номер один» с партийным руководством. Однако это досадное недоразумение довольно скоро устранил новехонький мажилис (в борьбе за мандаты в котором терещенковское «Отечество», кстати говоря, показало довольно скромные по нынешним меркам результаты), и Нурсултан Назарбаев законно встал у руля своей партии.

Партия, дай порулить страной!

Вряд ли имеет смысл подробно останавливаться на том, как довольно скромное поначалу «Отечество» во второй половине нулевых превратилось в «Отечество + весь Казахстан», как эта партия партий (без всяких кавычек!) «интегрировала» те самые политобъ-единения олигархов и лендлордов (Гражданскую и Аграрную партии), а затем и самый успешный проект дочери президента (партию «Асар»). Стоит сказать разве что о том, что объединенная партия власти в итоге стала главным, а по существу — единственно действующим на всю страну социальным лифтом.

Это, кстати, наглядно продемонстрировали прошедшие в минувшем январе выборы нижней палаты парламента, по итогам которых один только Nur Otan смог продемонстрировать почтеннейшей публике новые охочие до «порулить» лица. Хорошо это или плохо? В нынешних условиях скорее хорошо, ибо теперь политический актив под названием «нижняя палата парламента» полностью подконтролен действующему президенту. К тому же Касым-Жомарт Токаев отныне получает еще один — помимо имеющихся у него, как у главы государства — партийный рычаг воздействия на партийное же правительство: премьер-министр Аскар Мамин больше не равный «коллега» президента по бюро политсовета Nur Otan, а младший товарищ по партии, на которого можно возложить ответственность не только за невыполнение правительством президентских указаний, но и за провал «партийного поручения» (той же предвыборной программы партии, которую на ее съезде в ноябре 2020-го огласил как раз президент Токаев), полученного лично от председателя партии. А за такое недолго и партбилет на стол положить — со всеми, так сказать, вытекающими «оргвыводами»...

Небесспорная опора

Конечно, сегодня трудно сказать, как распорядится действующий президент ожидаемо свалившимся на него партийным постом номер один. Не исключено, что он осуществит наконец давно задуманное и покончит с «раздвоением личностей» акимов, которые сегодня совмещают хозяйственное руководство областями с партийным — сами с себя спрашивают и сами же себя «наказывают» по партийной линии. Тогда рулить региональными парторганизациями, скорее всего, станут председатели или секретари маслихатов — благо, по итогам январских выборов у них в карманах нуротановские «корочки». С учетом наших реалий это не заставит «губернаторов» дрожать от страха, но, по крайней мере, позволит избавиться от неоднократно обсмеянного критиками партии «синдрома унтерофицерской вдовы».

Так будет или иначе, а сам факт передачи партии власти действующему президенту свидетельствует о стремительном завершении транзита власти. Об истинных причинах этой стремительности можно только догадываться, но показательно, что именно о транзите сразу же поспешил заявить пресс-секретарь Первого Президента Айдос Укибай. Его официальный комментарий содержит любопытные месседжи. В частности, Укибай назвал передачу партийного руководства не окончанием транзита власти, а «логическим продолжением» оного. И еще один нюанс: прессек и советник Елбасы дал понять, что, во-первых, его шеф никуда не уходит, оставаясь в своем главном статусе Лидера нации, а, во-вторых, «как отметил Нурсултан Назарбаев, партия Nur Otan должна быть главной опорой для президента Казахстана, особенно сейчас, в условиях глобального кризиса, вызванного пандемией».

Иначе говоря, старосоветский слоган «партия — наш рулевой» может вновь обрести актуальность, причем, не только для страны, но и для ее президента. Вопрос лишь в том, нуждается ли сам Касым-Жомарт Токаев в том, чтобы «опираться» на организацию, давно отвыкшую от сколь-нибудь реальной политики и всеми своими «достижениями» обязанную исключительно харизме и весу своего создателя — Нурсултана Назарбаева? Не станет ли такая «опора» своей противоположностью, оттягивающей у государства кадровые, организационные и, в конце концов, материально-финансовые ресурсы? Тем более что у Касым-Жомарта Токаева, как признают даже самые последовательные его оппоненты, за два с половиной года президентства появились свой стиль, свои кадры (первые назначенцы из президентского кадрового резерва уже работают на должностях разной степени значимости и ответственности).

Отказаться нельзя согласиться

Так что можно согласиться с известным социологом Гульмирой Илеуовой, которая в соцсетях высказалась в том смысле, что Токаеву совсем не с руки «олицетворять» партию своим только начинающим крепнуть авторитетом... Разумеется, Касым-Жомарту Кемелевичу ради своего собственного политического будущего не стоит полностью отказываться от такого «наследства». Но, с другой стороны, он мог бы максимально дистанцироваться от «именной» партии своего предшественника, объявив о приостановке председательства в ней на время исполнения президентских обязанностей. Да, на выборы в 2019 году его выдвигал Nur Otan, но, по большому счету, это единственное, чем он этой партии обязан.

А вот если президент на съезде партии, где должно произойти его утверждение в должности ее председателя, скажет, что, будучи президентом всех казахстанцев, не считает себя вправе возглавлять одну — пусть и крупнейшую по численности — политическую организацию, то его и без того достаточно высокий рейтинг взлетит до небес.

Тут уж даже самым «отпетым» противникам нынешнего хозяина Акорды останется только воскликнуть: «Токаев — наш президент!».

Вот тогда пресловутый «вопрос транзита» можно считать закрытым окончательно.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz