Казахстан
+8°
Boom metrics
Сегодня:
Общество29 декабря 2021 3:45

Созидательная сила слова

Уходящий год, несмотря на все свои огромные минусы (рост цен, пандемия и прочее), все же принес в нашу жизнь и много позитивного
Авторы (3):
Но общественный резонанс, вызванный публикациями «Комсомолки», не остался незамеченным на самом верху.

Но общественный резонанс, вызванный публикациями «Комсомолки», не остался незамеченным на самом верху.

Редакции «Комсомолки» отрадно осознавать, что свою небольшую лепту в это внесла и наша газета.

Спасение петроглифов Архарлы

В своих статьях в № 15-Т от 14 апреля «Продам щебенку с тысячелетней историей. Недорого!» и № 23-Т от 9 июня «Сколько ни говори «Рухани жаңғыру» — духовнее не станет» «Комсомолка» рассказала об угрозе катастрофы, нависшей над скоплением уникальных тысячелетних петроглифов в горном массиве Архарлы. Тысячелетним наскальным рисункам тогда угрожала участь пропасть без вести благодаря орудующим там добытчикам камня-плитняка.

Усилия по их спасению, предпринимаемые волонтерами «Охотники за петроглифами» во главе с Ольгой Гумировой и учеными-археологами Института археологии им. А.Х. Маргулана, возглавляемыми Александром Горячевым, напоминали борьбу Дон Кихота с ветряными мельницами. Акимат Алматинской области три с половиной года не мог выделить средства на организацию экспедиции для паспортизации археологических памятников. Деньги на первую, «народную» экспедицию тогда собирали всем миром, по соцсетям. И собрали. Экспедиция состоялась в середине мая. В результате был собран массив ценнейшей информации, зафиксированы сотни археологических объектов. Следующим этапом должна была стать их паспортизация и создание вокруг них охранных зон. Но выделять средства в областном акимате не торопились, привычно спуская дело на тормозах бюрократической волокиты. Казалось, замкнутый круг и «безнадега».

Но общественный резонанс, вызванный публикациями «Комсомолки», не остался незамеченным на самом верху. В итоге урочище Архарлы посетила министр культуры и спорта РК Актоты Раимкулова, где прямо на месте провела экстренное совещание с участием археологов и волонтеров. После того, как глава Минкультуры взяла ситуацию под личный контроль, финансирование из госбюджета чудесным образом было получено мгновенно. Исследования, начатые «народной» экспедицией, получили продолжение в виде экспедиции вполне официальной, а архарлинские петроглифы были паспортизированы и взяты под охрану государства.

— В соответствии с Законом РК «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» до окончательного завершения работ по документированию петроглифов они охраняются наравне с памятниками истории и культуры, — подчеркнул Александр Горячев, археолог, старший научный сотрудник Института археологии им. А.Х. Маргулана. — Все работы, угрожающие историческим объектам, прекращены, установлены таблички об их защите. Мы сдали паспорта, далее по процедуре в дело уже вступает Земельный комитет, который должен выделить земельные участки, после чего выделяются охранные зоны. Самое главное, теперь петроглифы Архарлы защищены, и даже сейчас, пока все формальности до конца не соблюдены, любому, кто туда сунется с неблаговидными целями, не поздоровится. Архарлы фактически был взят государством под охрану с июня, после визита министра, так что все находится под контролем на самом высоком уровне.

Тест на пригодность

В этом году школьники вернулись к традиционному формату обучения. Чтобы обезопасить их от коронавируса и при этом не останавливать учебный процесс, было принято решение в случае заболевания одного ученика весь класс на две недели отправлять на карантин. Идея сама по себе неплохая, но, как выяснялось, не продумана до конца.

После начала учебного года в редакцию «Комсомолки» обратились родители одной из алматинских школ с тем, что их дети не могут вернуться в школу после карантина. Всему виной — требование справки о сдаче ПЦР-теста после карантина.

Всему виной — требование справки о сдаче ПЦР-теста после карантина.

Всему виной — требование справки о сдаче ПЦР-теста после карантина.

— Нас перевели на дистанционку и сказали, что нужно ждать звонка из СЭС. Мол, врачи приедут и возьмут ПЦР у детей бесплатно. Но ни к кому из нас никто за анализом не то что не приехал, даже не позвонил. После этого администрация школы рекомендовала обратиться в районную поликлинику, где возьмут ПЦР бесплатно. В результате родители получили совершенно разные ответы. Кому-то сказали, что если внешних признаков (температуры, слабости) нет, то тесты не возьмут. Другим пояснили, что нужно сдавать ПЦР платно. Третьим ответили, что ПЦР детям сдавать вообще не нужно. И достаточно стандартной справки о чистом эпидемиологическом окружении. Однако в школе продолжали настаивать на сдаче ПЦР-анализов.

Родители стали возмущаться и узнавать, как дети возвращаются после карантина в других школах. Оказалось, что везде свои правила. Так, выяснилось, что в некоторых школах тоже требуют ПЦР-тесты, в других — справки об эпидокружении, в-третьих — учащиеся просто возвращаются в школу через две недели без всяких тестов и анализов.

«Комсомолка» решила разобраться в ситуации и выяснить, как должно быть по действующим правилам. Все точки над «i» расставил заместитель руководителя Департамента санитарно-эпидемиологического контроля Алматы Садвакас Байгабулов:

— Если в классе у одного из детей обнаружен ковид, то весь класс автоматически на две недели уходит на карантин. Данные всего класса (фактический адрес проживания, контакты) передаются в райСЭС и районную поликлинику. Из районной поликлиники к детям должны прийти домой дежурные врачи мобильной группы, чтобы осмотреть как контактных и взять ПЦР-тест. Из-за большой нагрузки дежурные врачи не всегда успевают и в первую очередь направляются к тем, у кого тяжелое состояние. Вызывать скорую помощь нет смысла, так как они обслуживают только экстренные случаи. Поэтому если контактный ребенок чувствует себя хорошо, то нужно просто ждать визита мобильной группы. Если во время карантина никто не приехал (хотя такого теоретически не должно быть), то нужно просто спокойно находиться на самоизоляции до окончания карантина. Затем возвращаться в школу в обычном режиме. При этом ПЦР-тест и даже справку об эпидокружении в школе предъявлять не нужно. Если руководство школы требует какие-то справки или не было визита мобильной группы, то просьба к родителям сообщать нам в департамент по телефону 8 (778) 012-70-00.

После выхода материала родители облегченно вздохнули, поскольку в их школе перестали требовать справки и сдачу ПЦР-теста.

Все течет, ничего не меняется

В сентябре этого года в редакцию «Комсомольской правды» обратились жители окраин Алматы, которые регулярно остаются без центрального водоснабжения и канализации.

Проблемы у жителей алматинского микрорайона Каргалы начались в ноябре 2019 года. Именно тогда улица Редько и близлежащие переулки стали ареной строительного беспредела, продолжающегося уже три года.

Проблемы у жителей алматинского микрорайона Каргалы начались в ноябре 2019 года.

Проблемы у жителей алматинского микрорайона Каргалы начались в ноябре 2019 года.

По словам старожилов района, на сравнительно небольшом расстоянии ведутся работы по проводке канализации. Копают то в одном месте, то в другом. Затем кладут асфальтную заплатку над одной ямой, чтобы начать копать чуть ниже. Самое интересное, что постоянно меняются подрядчики. Как правило, при очередных ремонтно-строительных потугах сотрудники подрядных организаций умудрялись повреждать водопровод и электросети. Собственникам домов приходилось неделями сидеть без питьевой воды и электричества.

За три года произошло несколько инцидентов, которые могли закончиться трагедией. Например, в «рукотворные ловушки» по улице Редько упал ребенок, а также провалился автомобиль. К счастью, все обошлось...

Помимо деятелей, прокладывающих «секретную» канализационную сеть, у местных аборигенов есть претензии и к поставщику воды. Некое ТОО «Каргалы», отвечающее за местный водопровод, перешло на режим «невидимости». Точное местоположение конторы не может указать даже оператор, собирающий деньги за кубометры воды. Поэтому выяснить истинные причины периодического исчезновения живительной влаги не представляется возможным. В ответ на претензии пользователи слышат невразумительное «засор на водозаборе»...

«Комсомолке» удалось выяснить, что компания «Сункар» занимается не только проводкой канализационных сетей в новых микрорайонах города — параллельно ТОО отвечает и за местный водопровод. Сейчас возводятся два резервуара на 4000 м3 на реке Каргалы. Но сроки сдачи проекта «Строительство распределительных сетей водопровода и канализации» уже обозначены четвертым кварталом этого года.

После нашей публикации и неоднократных запросов в акимат Алматы дело сдвинулось с мертвой точки. Городские власти пошли навстречу людям, буквально заставив подрядчиков выполнить свои договорные обязательства. На улицах района восстановлено дорожное покрытие, а «канализационный» вопрос будет решен уже в начале следующего года.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz