2019-09-04T06:36:08+03:00

Взлет тронулся

Одной из самых обсуждаемых тем в послании президента стала неадекватная стоимость авиаперевозок
Денис Кривошеев
Поделиться:
--
Изменить размер текста:

Звучала она в контексте общего роста цен на товары и услуги, но расставленные акценты сделали свое дело.

После того, как дорогие билеты возмутили главу государства, правительство нашло выход, точнее - два. Первый, самый логичный: раздать деньги. Государство является акционером в двух компаниях Air Astana и Qazaq Air. Власти логично посчитали, что если влить в них дополнительный капитал, то билеты тут же подешевеют: «Правительством совместно с госфондом «Самрук-Қазына» планируется дополнительная капитализация авиакомпаний для увеличения парка воздушных судов», - сказал вице-премьер Женис Касымбек.

С учетом того, что в Qazaq Air уже влили более 20 млрд. тенге и дисконтировали долги еще на 20 млрд., но она продолжает быть убыточной, то толку от вливания будет немного. В случае с AirAstana, похоже, от системного кризиса компанию не спасут никакие деньги. А лучшим свидетельством этому являются финансовые результаты. В обеих случаях можно говорить о вмешательстве государства в конкурентную среду и прямое субсидирование избранных. Ведь помимо двух авиакомпаний с государственным участием на рынке Казахстана есть две частные, являющиеся прибыльными, а также множество иностранных.

Есть и второй способ снизить цены на авиабилеты, который озвучил сам президент Токаев: «Стоимость авиатоплива для иностранных перевозчиков в наших аэропортах выше, чем для отечественных. В результате авиационная отрасль Казахстана теряет конкурентоспособность, снижается транзитный потенциал страны».

Действительно, иностранные авиаперевозчики, выполняющие международные рейсы, в стране покупают топливо у независимых игроков, тогда как все местные авиакомпании могут получать его напрямую с заводов. Да, сегодня цена отличается существенно, но насколько это важно?

Для государства приоритетным являются внутренние перевозки и оно своими действиями создает все условия для сохранения этого сектора, по возможности регулируя условия, на которых сотрудничают авиакомпании и инфраструктурные объекты. Такие как аэропорты, навигация и т.д. Например, долгое время в условиях дефицита собственного авиатоплива, власти адресно распределяли имеющееся и помогали с импортом. В течение десяти лет не давали расти ценам на услуги аэропортов и наземных служб, при том, что сами авиакомпании цены на билеты корректировали регулярно, вслед за девальвацией и инфляцией. Например, у Air Astana тарифы привязаны к евро, а не к тенге.

Иностранные компании платили больше всегда: и за топливо, и за инфраструктуру. Например, в России, в качестве поддержки локальных перевозчиков, иностранные компании платят за так называемый транссибирский коридор, а все деньги (а это 500-600 миллионов долларов в год) идут в «Аэрофлот». Иностранные компании платят больше и за аэропортовые услуги, позволяя поддерживать инфраструктуру на плаву.

Что касается транзита, то негласным бенефициаром таких разговоров является Air Astana. Именно о ней говорят, когда с гордостью предъявляют растущие цифры. И она, как ни странно, меньше всего нуждается в поддержке. Для остальных авиакомпаний Казахстана - это часть коммерческой схемы, конечный пункт. Например, турецкие авиалинии, «Аэрофлот» и многие другие забирают отсюда пассажира, чтобы вести его дальше в Европу, Америку и Африку. Вероятность того, что Казахстан станет хабом сопоставимым со Стамбулом, Москвой, Киевом или Франфурктом стремится к нулю. В первую очередь потому, что собственный пассажирский потенциал очень маленький, а если внимательно изучить историю, то в основе развития любого хаба лежат внутренние транспортные потребности.

Транзит - это в первую очередь инфраструктура, из под которой и хотят выбить стул. Сокращение доходов у аэропортов приведет к моментальному сворачиванию инвестиционных программ в крупных воздушных гаванях и банкротству во всех остальных. Да, рост загрузки приведет к увеличению денежных поступлений, но вырастут затраты, при катастрофическом снижении реальных доходов. Ведь основной источник - именно доходы с продажи топлива.

Авиация - это многофакторный бизнес и, «помогая» одним, можно уничтожить других. И если авиакомпании приходят и уходят, то за обанкротившиеся аэропорты будет платить государство. В конечном итоге - мы с вами.

Подпишитесь на новости:

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных