Казахстан
+20°
Boom metrics
Сегодня:
НовостиЭкономика4 сентября 2019 3:45

Казахстанской нефти - 120 лет!

Первая казахская нефть была добыта в ноябре 1899 года на месторождении Карашунгул в Атырауской области
Александра ПЕРШИНА

День нефтяника - профессиональный праздник, который отмечают трудящиеся в нефтегазовой сфере нашей республики в первое воскресенье осени. Нефтяная отрасль - одна из основных отраслей экономики Казахстана, здесь находится 3% от мирового запаса нефти.

К памятной дате в феврале нагрудными знаками «Мұнайгаз саласының еңбек сіңірген қызметкері» награждены заслуженные работники нефтяной и газовой промышленности.

А также вручены медали за вклад в развитие нефтегазового комплекса - «Мұнайгаз кешенін дамытуға қосқан үлесі үшін».

По подтвержденным запасам нефти Казахстан входит в число 15 ведущих стран мира. Нефтегазоносные районы занимают 62% площади страны.

Насчитывается 172 нефтяных месторождения, более 80 - находятся в разработке. Более 90% запасов нефти сосредоточено на 15 крупнейших месторождениях: Тенгиз, Кашаган, Карачаганак, Узень, Жетыбай, Жанажол, Каламкас, Кенкияк, Каражанбас, Кумколь, Северные Бузачи, Алибекмола, Центральная и Восточная прорва, Кенбай, Королевское.

Национальный перевозчик «черного золота»

В честь 120-летия нефтяной отрасли Казахстана итогами своего развития поделилась Национальная морская судоходная компания «Казмортрансфлот», созданная в 1998 году для транспортировки казахстанской нефти собственными судами. Сегодня она располагает необходимым танкерным флотом, в том числе типа Aframax. В дальнейшем, при благоприятном развитии нефтяной промышленности, КМТФ намерен построить танкер типа Suezmax, который может перевозить до 150 тысяч тонн.

Тот факт, что нам доверяют компании с мировым именем, такие как Chevron, Shell, «Тенгизшевройл», Exxon Mobil, Total, NCOC, обязывает нас соответствовать заданной планке. Сегодня мы уверенно можем говорить, что осуществляем свою работу квалифицированно, поскольку за годы деятельности КМТФ не было допущено ни одного разлива нефти и каких-либо аварийных ситуаций, - отметил генеральный директор НМСК «Казмортрансфлот» Марат Орманов.

В период с 2001 по 2018 год компания транспортировала 71,4 млн. тонн углеводородов по Каспийскому морю. С 2008 года КМТФ вышел на мировой рынок, начав работу в Черном и Средиземном морях. За 10 лет в открытых водах транспортировано 34,2 млн. тонн нефти и нефтепродуктов.

Даешь 100 млн. тонн в год!

На заседании правительства министр национальной экономики РК Руслан Даленов представил прогнозные показатели социально-экономического развития страны на 2020-2024 годы.

По его словам, основными факторами формирования прогноза являются отчетные статистические данные по ВВП за 2018 год, итоги развития экономики за 7 месяцев текущего года, обновленные прогнозы по росту мировой экономики, а также тенденции на мировых товарных рынках.

Согласно данным мировых финансовых организаций, в 2019 году консенсуспрогноз цены на нефть составит 65 долларов США за баррель. В 2020 году она снизится до 63 долларов США за баррель. В зависимости от изменений внешних параметров рассмотрены три возможных сценария развития экономики Казахстана, сказал Даленов.

За основу формирования прогноза и бюджетных параметров взят базовый сценарий. Он предполагает цену на нефть в 55 долларов США.

Он добавил, что объем добычи нефти увеличится с 90 млн. тонн в 2020 году до 100 млн. тонн в 2024 году.

Увеличение добычи будет за счет расширения месторождений Тенгиз, Карачаганак, Кашаган и ввода в эксплуатацию морских месторождений, - подчеркнул глава МНЭ.

В Казахстане появится новый НПЗ

В Западно-Казахстанской области началось строительство завода по глубокой переработке нефти за 420 млн. долларов США.

Как сообщили в региональном акимате, проект реализуется в поселке Алгабас Теректинского района. На предприятии будут производить автомобильный бензин, дизельное топливо, керосин и битум.

На текущий момент приобретен земельный участок площадью 59,8 га, назначен генеральный подрядчик, проведена рекультивация земель, ведутся строительные работы. Ввод проекта в эксплуатацию планируется в 2021 году.

Готовую продукцию хотят поставлять не только на внутренний рынок (80%), но и в страны СНГ и дальнего зарубежья (20%).

Напомним, что проект по строительству предприятия реализует «ABS-Мунай» совместно с арабской компанией West Hydrocarbons Commerical Investment LLC. Мощность завода составит 750 тыс. тонн в год. Глубина переработки - 91%.

В обход Ормузского пролива

Строительство нефтяного трубопровода, который позволит Ирану транспортировать до 1 миллиона баррелей нефти в сутки с территории у восточной части Персидского залива прямиком в порт в Оманском заливе, минуя Ормузский пролив, будет завершено в 2021 году.

Длина нефтепровода составит 1000 километров, он пройдет по суше и свяжет нефтяной терминал Гуре, расположенный вблизи провинции Бушер у восточной части Персидского залива, с портом Джаск на юге Ирана. Стоимость проекта оценивается в два миллиарда долларов. Планируется, что экспорт первой партии сырой иранской нефти по суше, к востоку от Ормузского пролива, будет осуществлен до конца марта 2021 года.

В последнее время ситуация в Ормузском проливе обострилась из-за нападений на танкеры и разговоров о сопровождении торговых судов военными. Поэтому актуальность проекта нефтепровода «Гуре-Джаск», который позволит Ирану обеспечить экспорт своей нефти в обход Ормузского пролива, в текущей ситуации усилилась.

Рубрика выходит при поддержке компании «Шеврон»