Казахстан
+13°
Boom metrics
Сегодня:
НовостиЭкономика6 сентября 2019 7:42

На заседании Нацсовета общественного доверия выступил Рахим Ошакбаев

Директор центра прикладных исследований «Талап» рассказал о низкой доходности пенсионной системы, влияющей на низкое доверие вкладчиков и поставил под сомнение действия Нацбанка по поводу инфляционного таргетирования курса тенге
Владимир Никитин

«Есть такой большой слон в комнате, которого нам, как экспертам, очень сложно игнорировать. Это неполная эффективность текущей трехуровневой пенсионной системы. К сожалению, на мой взгляд, доверие к этой пенсионной системе очень небольшое. Мы декларируем три уровня — на самом деле 92% идет из бюджета. Обязательная накопительная часть — реальная доходность за первое полугодие текущего года только 0,09%. Эта цифра меня лично потрясает. Поскольку низкая доходность, низкая сохранность, это влечет, естественно, к низкому доверию вкладчиков к этой пенсионной системе», — сказал на заседании Национального совета общественного доверия Ошакбаев.

По его словам, регулярные пенсионные взносы 12 раз в год делают всего 2,5 млн человек при более чем восьми миллионах занятых казахстанцев. При этом 63% из них показывают зарплату меньше, чем минимальная.

«Уровень накоплений тоже очень низкий — 6,6 млн казахстанцев имеют накопления до одного миллиона тенге, а свыше пяти миллионов тенге только всего у 282 тыс. человек. То есть мы видим, что за 21 год существования обязательного накопительного элемента как бы он не заработал. Поэтому на эти цифры мы хотели бы обратить внимание», — сказал эксперт.

Он добавил, что поручение создать рабочую группу с Министерством труда и соцзащиты населения и Миннацэкономики, открывает хорошее окно возможности, чтобы посмотреть реально, какая система может быть лучше.

«На этом фоне хотел привлечь ваше внимание — сильно впечатляют аппетиты АО «ЕНПФ». Они в год, не управляя пенсионными активами, тем не менее, взимают комиссию за управление пенсионными активами 45 млрд тенге. Совокупно их комиссии составляют 60 млрд тенге, адмрасходы — 20 млрд тенге. Мне очень тяжело представить на что можно потратить 20 млрд тенге адмрасходов. Для сравнения, содержание Минфина, который администрирует всю бюджетно-налоговую систему обходится нам всего в 6 млрд тенге. А здесь 20 млрд тенге. Получается у нас есть определенные синекуры в лице ОСМС и ЕНПФ, которые находятся вне контроля счетного комитета. Поэтому мы очень радостно восприняли ваше предложение проработать объединение всех этих фондов в один фонд социального страхования», — заключил Рахим Ошакбаев.

Рахим Ошакбаев также поставил под сомнение действия Нацбанка по поводу инфляционного таргетирования курса тенге.

«Девальвационные ожидания очень высокие. Если даже по опросам Нацбанка смотреть за июль, то 70% казахстанцев ожидают девальвации. Многие ожидают не за горизонтом отметку в 400 тенге за доллар. Мы полагаем, что критически надо смотреть результаты этого четырехлетнего монитарного эксперимента со страной, который мы якобы называем инфляционным таргетированием и свободно плавающим обменным курсом», — пояснил он.

По его словам, в результате вся эта система «работает в пользу банков».

«В итоге вся эта система работает в пользу банков. Банки получают безкризисную доходность за счет нот Нацбанка по высокой ставке и сейчас львиная доля доходов банков составляет не кредитование физических лиц, не кредитование бизнеса, а в основном эта неосновная деятельность. И в итоге кредиты бизнесу упали до исторического минимума в истории Казахстана, 22%. В сравнении даже по санкционной России это 48%», — указал Ошакбаев.

В целом, как считает эксперт, такие действия Нацбанка негативно сказываются на общем уровне благосостояния казахстанцев.

«Наши предварительные результаты показывают, что из-за волатильности курса общественные потери благосостояния составляют не менее 3,2% в год», — сообщил он.