Казахстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
НовостиЗвезды2 октября 2019 3:57

Монолог одинокого поэта

Моноспектакль «Я — Николай Гумилев!» презентовали на сцене Лермонтовского театра в Алматы
Источник:kp.kz

Уникальную постановку о жизни одного из любимейших поэтов «серебряного века» привез к нам Тбилисский государственный академический русский драматический театр им. А. С. Грибоедова — старейший русский театр за пределами России.

Первыми спектакль в 2016 году увидели грузинские зрители — на 130-летний юбилей Николая Гумилева. Режиссер-постановщик Левон Узунян посредством оригинальных приемов «языка сцены», рассказывает нам о наиболее важных вехах в судьбе великого русского поэта. Его личность раскрывается через загадочный образ на сцене, а публика находится в напряжении до самого финала — непредсказуемого и неожиданного.

К слову, для задействованного в спектакле единственного актера Иванэ Курасбедиани эта работа стала первым в карьере моноспектаклем и вторым спектаклем, затрагивающем тему русской поэзии. Ранее на родной сцене Иванэ сыграл Маяковского в одноименном спектакле.

Как признался режиссер Левон Узунян, он является горячим поклонником поэзии «серебряного века», и именно поэтому решился поставить спектакль сначала об Осипе Мандельштаме, а потом и о Николае Гумилеве.

— Впрочем, эти работы были совершенно разными, — добавил Узунян. — В первом случае было задействовано шестеро актеров, а во втором — один-единственный.

По его словам, во время работы над спектаклем «Я — Николай Гумилев!» и он сам, и актер чувствовали особую связь с поэтом, будто бы он все время был рядом, помогал и наставлял, подсказывал лучшие варианты.

Отвечая на вопрос, почему для фигуры Гумилева был избран именно формат моноспектакля, режиссер сказал, что в этом заложена «фишка», призванная влиять на восприятие зрителя и еще более полно раскрывать исторический персонаж.

— Николай Гумилев, несмотря на огромное количество почитателей творчества и влюбленных в него женщин, был по природе своей абсолютно одиноким человеком. Он ни с кем не советовался, самостоятельно принимал решения, пусть даже самые трудные. Страдал он тоже наедине с собой. Можно сказать, что поэт был своего рода «моночеловеком». Поэтому формат моноспектакля нас вполне удовлетворил, он в этом случае наиболее уместен.

При этом постановщик не отрицает, что раскрыть многогранность личности Гумилева за один час при помощи одного актера — задача не из простых. Но сложность исполнения только раззадорила Узуняна и Курасбедиани, превратила их, как он выразился, в «наркоманов» моноспектаклей в хорошем смысле слова.

Поделился Левон Узунян и своим отношением к поэтам вообще. Он считает их по большей части трагическими личностями, поскольку жизнь их «заканчивается не очень хорошо». Вдобавок поэты зачастую обожаемы народом, но нелюбимы властью.

В ходе встречи с представителями СМИ также была затронута тема непопулярности классики у современного зрителя. По мнению гостя, виноват в этом далеко не театр.

— Сегодня без вчера не бывает. Человек не может жить без прошлого, без корней. Поэтому мне становится страшно, оттого что наши дети не знают, не помнят Николая Гумилева.

Можно ли винить театр в том, что на классику ходит не очень много зрителей? Мне кажется, нет. «Собака зарыта» еще до театра, в школах. Учебная программа включает в себя знакомство с классикой, но ее умудряются подавать так, что она просто неспособна заинтересовать детей. А ведь именно из них впоследствии вырастают зрители, будущая аудитория.