Казахстан
+14°
Boom metrics
Сегодня:
НовостиЭкономика18 октября 2019 5:48

Какие меры предпринимает Нацбанк РК за нарушения финансовых организаций

Рассказали в пресс-службе
Владимир Никитин

Национальный банк РК по итогам третьего квартала 2019 года провел мониторинг и анализ нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, услуг микрофинансовых организаций (МФО) и коллекторских агентств.

— И в результате данного анализа в отношении банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, коллекторских агентств, МФО и страховых организаций применены соответствующие меры воздействия, — говорится в сообщении.

Так, в отношении банков в третьем квартале 2019 года применено 73 меры воздействия, в том числе:

— 3 административных штрафа на сумму 5 176 250 тенге;

— 69 рекомендательных мер надзорного реагирования;

— 1 письменное предписание.

Как отметили в Нацбанке, банками в большинстве случаев не соблюдаются следующие порядки, установленные банковским законодательством РК, а также нормативными правовыми актами Нацбанка, которые связаны с осуществлением:

— обслуживания банковских займов;

— платежей и переводов денег;

— обслуживания банкоматов и банковских счетов.

По порядку обслуживания банковского займа у банков выявлены нарушения, касающиеся:

— недостоверного указания банком размера ГЭСВ в персональных условиях по договору банковского займа;

— продажи банком заложенного имущества третьему лицу без проведения торгов, в нарушение требований закона об ипотеке;

— нарушения сроков уведомления заемщика о наличии просроченной задолженности по займу;

— несоответствия установленным нормам размера шрифта текста заявления к кредитному договору и другое.

По порядку осуществления платежей и переводов денег выявлены нарушения, касающиеся:

— необоснованного списания денег по договору банковского займа с использованием платежного ордера при отсутствии соответствующего распоряжения заемщика;

— необоснованного взыскания банком денег в сумме неустойки (пени, штрафа) посредством платежного требования;

— несвоевременного снятия ограничения на распоряжения деньгами на банковском счете при отзыве платежного требования;

— необоснованного предъявления платежного требования при наличии денег на счете заемщика/ при наличии судебного акта на взыскание/на списание текущей задолженности;

— перевода денег в пользу страховой компании без распоряжения клиента в рамках договора займа и другое.

о порядку обслуживания банкоматов и банковских счетов выявлены нарушения, касающиеся:

— не обеспечения оперативного выявления технических сбоев в работе банкоматов;

— непредставления/несвоевременного предоставления ответов на обращения клиентов;

— открытия банковского счета клиенту без соответствующего заявления клиента;

— неполного информирования клиента при предоставлении выписок;

— взимания банком комиссии при отсутствии предоставления банковских услуг;

— несоблюдения порядка передачи клиенту ответа на его письменное обращение;

— не предоставления ответов на входящие обращения клиента.

В отношении коллекторских агентств в указанный период применено 5 мер воздействия, в том числе:

— 2 административных штрафа на сумму 505 000 тенге;

— 3 ограниченные меры, из них: 2 письменных предписания и 1 письменное предупреждение.

Результаты проведенного анализа показали, что коллекторскими агентствами были допущены нарушения, связанные с:

— непредставлением запрашиваемой уполномоченным органом информацией и документов;

— несообщением при первичном контакте работником коллекторского агентства должнику информации, установленной правилами осуществления коллекторской деятельности;

— неосуществление фиксации процесса взаимодействия с должником с помощью средств аудио- или видеотехники в помещении коллекторского агентства.

В отношении МФО по итогам выявленных нарушений применено 8 мер воздействий, в том числе:

— 4 административных штрафа на сумму 1 262 500 тенге;

— 4 ограниченные меры воздействий, из них: 3 письменных предписания и 1 письменное предупреждение.

Результаты проведенного анализа показали, что МФО были допущены нарушения, связанные с:

— нарушением порядка списания просроченной задолженности по займу (без использования платежного требования);

— несвоевременным представлением сведений в кредитное бюро;

— несоответствием договора о предоставлении микрокредита требованиям законодательства Республики Казахстан;

— несоблюдением требований законов Республики Казахстан и нормативных правовых актов уполномоченного органа.

В отношении страховых организаций в третьем квартале 2019 года вынесены 3 рекомендательные меры надзорного реагирования.

Страховыми организациями допущены нарушения, связанные с:

— нарушением порядка оформления калькуляции и фотографирования поврежденного транспортного средства;

— несвоевременным предоставлением письменного ответа на заявление клиента;

— несоблюдением порядка осмотра и оценки поврежденного транспортного средства.

Актуальные вопросы обращений и жалоб за данный период связаны с обязательным страхованием гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, аннуитетным страхованием, добровольными видами страхования автомобильного транспорта, залогового имущества, жизни, накопительного страхования жизни.

Информация о принятых к вышеуказанным организациям мерах надзорного реагирования (кроме рекомендательных мер надзорного реагирования) публикуется на официальном интернет — ресурсе Национального банка Казахстана www.nationalbank.kz в разделе «Примененные меры воздействия и санкции».

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz