2019-12-04T11:24:26+03:00

Шалва АМОНАШВИЛИ: «Верьте в безграничные возможности ребенка»

В Алматы прошел Международный фестиваль гуманной педагогики «Зерна. Казахстан» с участием Шалвы Александровича Амонашвили
Поделиться:
Шалва Амонашвили.Шалва Амонашвили.
Изменить размер текста:

Шалва Александрович не просто великий педагог, а мудрец, тонко чувствующий мир, который смотрит на жизнь глазами ребенка. Несмотря на громкие титулы и высокие звания он не любит, когда их начинают перечислять со сцены. В свои 89 (!) лет считает себя учеником по жизни, где каждый человек - учитель.

Фестиваль проходит в Казахстане впервые, хотя проводится в разных точках мира c 2013 года. В нашей стране это стало возможным благодаря непосредственной поддержке Алии Назарбаевой. Алия Нурсултановна призналась, что как мать четверых детей искала ответы на свои вопросы в сфере воспитания и нашла их именно в гуманной педагогике у Амонашвили.

- Для меня и для всех нас это очень ответственная миссия. Я искренне желаю и верю, что мы, взрослые, после нашего фестиваля станем еще ближе к нашим детям, к нашим родным и близким, раскроем в себе новые границы и будем стремиться сделать мир вокруг добрее, ярче и светлее, - сказала председатель президиума Ассоциации экологических организаций Казахстана Алия Назарбаева, открывая фестиваль.

В нашей стране это стало возможным благодаря непосредственной поддержке Алии Назарбаевой.

В нашей стране это стало возможным благодаря непосредственной поддержке Алии Назарбаевой.

Гуманная педагогика

Шалва Александрович уверен, что каждый ребенок обладает безграничными возможностями. И у каждого взрослого есть потенциал стать замечательным родителем и педагогом.

- Гуманная педагогика - это бездна творчества. Возьмите лучшее из того, что дала вам ваша культура. Все духовные ценности и религии - это ручейки, тропинки к одной вершине - бескорыстной любви. Обычно учителя гордятся сильными учениками, а надо гордиться слабыми, которых вы смогли сделать сильными!

Чтобы слова не расходились с делом, Шалва Александрович предложил учителям поделиться со сцены какой-то серьезной проблемой с учениками и попробовать разобраться в ней.

- В моем классе есть ученик, у которого проблемы в семье. Родители в разводе, поэтому мама, чтобы обеспечить семью, целыми днями пропадает на работе, отец навещает сына изредка и не принимает участия в воспитании. Мальчик копит негативные эмоции в себе, ему не с кем поделиться, и когда приходит в класс, начинает вести себя агрессивно - дерется со сверстниками, огрызается с учителями, не слушается, дерзит. Я посадила его перед собой на первую парту, но и это не подействовало. Родителей вызывать бесполезно. Как мне быть?

Шалва Александрович предложил прожить эту ситуацию вновь, представить, что ребенок рядом, и показать, как происходит ее диалог с учеником. Педагог начинает невидимый диалог, и в процессе сразу становится понятно, что, несмотря на благие намерения, все сводится к наставлениям и указаниям в авторитарном тоне.

- Авторитарная педагогика настолько въелась в наше подсознание, что мы не замечаем, как таким образом закрываем дверь перед душой ребенка. Если давать наставления «сверху вниз», указывать ребенку, что можно, а что нельзя, вы ничего не добьетесь, - объясняет Шалва Александрович. - Любому ребенку нужно убежище, некое гнездо, где его всегда согреют, обласкают. И если у ребенка нет такого убежища в семье, то защиту должен дать учитель. Школа в переводе с латыни означает «лестница», по которой человек поднимается все выше и выше в своем развитии. И такая лестница идет из сердца учителя. Учитель - это тот, кто дарит свет. Уроки нельзя проводить. Их надо творить и дарить. Есть несколько шагов, как достучаться до ребенка. Сначала нужно искренне восхититься им, а потом попросить помочь разобраться в ситуации: «Подскажи, что мне сделать, чтобы мы научились дружить. Подскажи, у меня не получается. Давай попробуем вместе». Он должен почувствовать, что у него есть искренний друг, которому можно довериться.

В итоге после таких советов диалог получился совершенно другой. Учитель встала на колено перед невидимым учеником. И весь зал почувствовал, что атмосфера поменялась. Такому учителю действительно захотелось довериться.

- Душа каждого человека - это алмаз, и только от самого человека зависит, станет ли он бриллиантом или нет. Если кто-то думает, что для огранки этого алмаза нужна какая-то особая ювелирная мастерская, то это не так. Огранку наше сердце и наша душа получают в обычных ежедневных делах. У этого алмаза очень много граней, но самая особенная, главная, лучшая грань - искусство любить. Одна из наших главных задач - правильно воспитать детей.

Душа каждого человека - это алмаз, и только от самого человека зависит, станет ли он бриллиантом или нет.

Душа каждого человека - это алмаз, и только от самого человека зависит, станет ли он бриллиантом или нет.

Мужской союз

Этот пример из жизни Амонашвили - наглядная иллюстрация гуманной педагогики. «Мой сын учился в пятом классе, когда сильно обидел маму, и она расплакалась. Я не стал вмешиваться. Прошла неделя. Сын учил уроки, когда я подошел к нему и предложил прогуляться, так как хочу с ним серьезно поговорить. Мы молча пошли в сторону парка. Но это было не пустое молчание. Иногда нужно просто помолчать, чтобы выразить кипение чувств. Воспитание всегда происходит во внутреннем мире, а не во внешнем. Сын понял, что предстоит что-то важное.

- Сынок, мне нужна твоя помощь, - начал я разговор. - Было время, когда я влюбился. И я обещал этой девушке, что если она выйдет за меня замуж, то я сделаю все, чтобы никто никогда ее не обидел. Это твоя мама. И теперь мне нужен твой совет: как мне поступить с сыном, который обидел мою любимую женщину?

- Накажи меня, я виноват, - ответил сын.

- Раньше я был один мужчина в семье, теперь пусть нас будет двое. Двое мужчин, которые будут защищать наших любимых женщин. Давай договоримся, что никто не узнает о нашем разговоре, это будет наш с тобой мужской союз.

Мы крепко пожали друг другу руки, закрепив тем самым наш важный договор.

3 обета от Шалвы Амонашвили, которые должен дать каждый родитель своему ребенку:

1. У меня будет столько времени, сколько тебе нужно.

2. У меня будет столько любви, сколько тебе нужно.

3. У меня будет столько терпения, сколько тебе нужно для твоего очеловечивания.

Основные принципы гуманной педагогики:

Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.

Принципы: уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.

Заповеди: верить в безграничность ребенка.

Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Шалва Амонашвили - советский, грузинский и российский педагог, психолог. Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребенка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Фестиваль «Зерна» собирает на одной площадке педагогов, психологов, воспитателей, которые щедро делятся своим опытом и методами воспитания, обучения и развития здоровых, успешных и счастливых детей на принципах гуманной педагогики. В Алматы он объединил около тысячи гостей из пяти стран дальнего и ближнего зарубежья.

Организаторы фестиваля:

Фонд «Жандануәлемі» @zhandanu_fund

ОО RazumLife @razum_life

Казахстанский центр гуманной педагогики @roditelsky.universitet

Следующим ярким и полезным событием для педагогов и родителей станут Международные педагогические чтения по гуманной педагогике, которые пройдут 20-22 марта.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz

Подпишитесь на новости:

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных