Сегодня:
Политика1 апреля 2021 18:11

Казахстанские магистрали становятся шелковыми

Республика Казахстан является одним из ключевых участников мегапроекта «Новый шелковый путь»
Владимир Никитин
Казахстан становится важной частью «Нового шелкового пути»

Казахстан становится важной частью «Нового шелкового пути»

Фото: pixabay.com

Транспортный коллапс в Суэцком канале, заоблачные финансовые потери владельцев застрявших в морской пробке контейнеровозов и неизбежный в таких случаях удар по карманам конечных потребителей перевозимых продуктов заставляют по-новому оценить важность сухопутных транзитных артерий.

Один из таких перспективных маршрутов на карте мира — международная транспортно-логистическая сеть «Один пояс — один путь», инициатива строительства которой принадлежит Китаю, а крупнейшими участниками являются Россия и Казахстан. Идею создания евроазиатского «Экономического пояса Шёлкового пути» впервые сформулировал китайский лидер Си Цзиньпин в 2013 году во время визита в Казахстан. Позже президент Китая предложит странам-участницам Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) совместно создать «Морской Шёлковый путь XXI века».

Эти направления инвестиционной и транспортной инфраструктуры составляют торгово-экономический проект «Один пояс — один путь», который в разных источниках и на разных языках называют One Belt One Road, «Пояс-Путь», Belt and Road Initiative и др. Историческим прообразом Belt and Road является «Великий шёлковый путь» — караванные маршруты, в древности и в средневековье связывавшие Восточную Азию со странами Средиземноморья.

Благодаря сухопутной сети Нового шёлкового пути доставка грузов из Китая в Европу сократится с 45 дней втрое. Помимо создания транспортной инфраструктуры, мегапроект включает в себя расширение таможенного партнёрства, трансграничных финансовых операций, создание финансовых институтов при региональных организациях сотрудничества.

Одну из ключевых ролей в реализации инициативы «Пояс-Путь» играет Казахстан, на который приходится 70% сухопутного транзитного трафика из Китая в Европу и наоборот. Несмотря на пандемию коронавируса, к концу минувшего года в Казахстане был выстроен новый инфраструктурный транспортный каркас, обеспечена интеграция в глобальные транспортные коридоры, восстановлен исторический статус связующего звена между Азией и Европой.

«Через территорию Казахстана проходит пять железнодорожных и шесть автомобильных международных маршрутов, которые связывают Китай и другие страны Азии с Европой, а также Ближним Востоком. Это позволяет доставлять грузы в Европу из Китая через Казахстан и обратно за 15 дней, тогда как доставка морским путём занимает в два-три раза больше времени. А реализуемая в Казахстане госпрограмма инфраструктурного развития «Нурлы жол», сопряжённая с китайским проектом «Один пояс – один путь», позволит возродить былое величие Шёлкового пути», – отметил президент Токаев на одном из заседаний Казахстанско-Китайского делового совета.

«Инициатива затронет 70% населения планеты»

Для Китая проект Нового шёлкового пути знаменует не только возрождение сети древних торговых маршрутов, но и масштабную трансформацию всей торгово-экономической модели Евразии, в первую очередь, Центральной Азии, ключевым государством которой является Казахстан, который в нынешнем году отмечает 30-летие Независимости.

Ещё в марте 2019 года канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что «Шёлковый путь» - важный проект, и Евросоюз хотел бы играть в нём активную роль. Тогда же действующий министр финансов Великобритании Филип Хаммонд охарактеризовал Belt and Road как проект «с поистине грандиозными целями». «Инициатива «Один пояс — один путь» обладает колоссальным потенциалом в том, что касается распространения процветания и устойчивого развития, она может затронуть 70% населения планеты», — заявил министр, выступая на саммите в Китае.

138 стран и 31 международная организация подписали документы о сотрудничестве в рамках проекта «Один пояс — один путь». Так, что Казахстан является ключевым игроком в проекте, в котором заинтересован весь мир.

Маршруты из Китая в Европу и Россию традиционно являются самыми загруженными в Казахстане, поскольку транзит через республику — это самый быстрый и дешёвый способ доставки китайских товаров в Россию, Украину, Беларусь и страны Евросоюза. Страна не имеет выхода к мировому океану, однако это частично компенсируется Каспийским морем в силу его выгодного географического положения.

Не так давно Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев отметил, что система перевозок между Европой и Азией позволяет Казахстану доставлять грузы от восточного побережья Китая через Каспий в любую точку Европы и Россию в кратчайшие сроки. «Мы преодолели нашу замкнутость. И теперь можем сказать, что Казахстан не сухопутная страна, а имеет выход на все моря», — подчеркнул Назарбаев.

«Через нашу территорию по маршруту Китай — Европа — Китай, как правило, транспортируются скоропортящиеся товары, поскольку этот маршрут занимает почти в 2 раза меньше времени, чем морской путь, — говорит руководитель программы «Евразийские исследования» Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК Руслан Изимов. — Значительный рост грузопотока через территорию Казахстана обеспечивают 2 железнодорожных КПП — это Достык и Алтынколь. Ещё больший вклад вносит создание современной инфраструктуры для приёма, обработки и отправки далее логистических центров в сухом порту Хоргос. Все эти инициативы, предложенные и реализованные первым президентом, наделили нашу республику конкурентными преимуществами».

Как отметил в выступлении на Мюнхенской конференции по безопасности президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, центральноазиатский регион является одним из ключевых для реализации мегапроекта «Один пояс — один путь».

Казахстан в перспективе может стать торгово-инфраструктурным хабом для всего евразийского континента.

Особую важность для Казахстана представляет создание в рамках «Пояса-Пути» транспортных коридоров «Китай—Казахстан—Россия—Западная Европа», «Китай—Казахстан—Западная Азия», «Китай—Казахстан—Южный Кавказ/Турция—Европа».

Став частью Нового шёлкового пути, автомобильные и железные дороги Казахстана обросли необходимой инфраструктурой и продолжают динамично развиваться, обеспечивая более комфортные условия транспортировки и хранения грузов. Особое внимание уделяется повышению пропускной способности пограничных переходов Достык — Алашанькоу и Алтынколь — Хоргос. На казахстанско-китайской границе создана современная инфраструктура для ускоренного пропуска грузопотоков. Например, крупнейший сухой порт в Центральной Азии расположен на территории специальной экономической зоны «Хоргос — Восточные ворота» (Хоргос — топоним в Казахстане и КНР, Международный центр приграничного сотрудничества). Здесь для обеспечения качественного логистического сервиса на 102,8 гектарах расположены железнодорожные пути общей протяженностью 24 км, 6 подъездных путей на контейнерном терминале для погрузочно-разгрузочных работ, оборудована специализированная площадка для хранения более 18 тыс. контейнеров, 2 склада с общей площадью 10 тыс. кв. м, мастерская по ремонту и обслуживанию техники, а также современные приспособления для выгрузки автомобилей, создаются благоприятные тарифные условия, соблюдаются параметры скорости и сохранности грузов.

Эксперты с интересом наблюдают как динамично развивается транспортная инфраструктура Казахстана.

«У Казахстана как у страны, которая граничит с Китаем и с Российской Федерацией, особая историческая роль и особая историческая миссия, — говорит директор центра подготовки медиаторов Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Константин Крохин. — В проекте «Один пояс — один путь» Казахстан выполняет свою роль на пятёрку, это мост между Востоком и Западом, мост между Китаем и Россией, и другими странами».

Напомним, эксперты подсчитали, что сегодня на Казахстан приходится 70% сухопутного транзитного трафика из Китая в Европу и наоборот. Развитие транспортно-транзитного потенциала является одним из приоритетов экономической стратегии республики. Недаром во многих своих выступлениях президент РК Касым-Жомарт Токаев призывает как можно эффективнее использовать стратегическое преимущество государства — ведь все дороги в Европу идут через Казахстан.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz