Казахстан
-13°
Boom metrics
Сегодня:
В мире9 декабря 2021 12:05

Будущее китайского автопрома

Завтрашний день – за экологически чистыми и «умными» автомобилями. К такому выводу я пришел, когда работал над масштабным исследованием автомобильного транспорта Китая
-

-

Свои наблюдения я изложил в двухтомной монографии «Автомобильный транспорт КНР: императивы инновационного развития», опубликованной в 2020 г. В первом томе исследования рассматривается самый динамичный период развития китайского автопрома – начало XXI века. Это время инноваций, технологического прорыва и стремительной модернизации отрасли. Время, когда в стране начали массово производить автомобили на альтернативных источниках энергии и работать над беспилотными системами вождения.

В 2019 году объемы производства машин на альтернативных источниках энергии выросли в Китае на 60%, а их продажи увеличились на 62%. При этом страна пятый год подряд занимала ведущее место в мире по объему производства «зеленых» автомобилей, обеспечивая 54% мирового объема их продаж, их общий парк в стране превысил 5 млн. единиц.

Курс на выпуск «зеленых» авто становится одним из важнейших драйверов инновационного развития китайской промышленности и превращается в конкурентное преимущество при выходе на мировые рынки. Делая ставку на этот тип транспортных средств, Китай стремится обойти западных конкурентов и закрепить за собой значительную долю продаж на мировом рынке высокотехнологичных автомобилей с высокой добавленной стоимостью. В этом – экономическая суть новой политики Китая в области производства инновационных автомобилей.

Отмечу еще один тренд: будущее китайского автопрома будет связано с автономным вождением, которое станет массовым явлением. Представьте себе китайские мегаполисы – «умные города» с удобной транспортной инфраструктурой и интеллектуальным автомобильным транспортом. Все это произойдет в не таком далеком будущем, ведь крупнейшие китайские автопроизводители уже сейчас сотрудничают с научно-техническими компаниями, исследовательскими центрами и крупными телекоммуникационными корпорациями, активно разрабатывая и внедряя в производство искусственные нейронные сети, основа которых – технологии искусственного интеллекта и большие данные. Появляются алгоритмы машинного обучения и облачных вычислений, которые находят применение в беспилотном вождении, мониторинге дорожной обстановки, контроле и управлении городским трафиком.

Уже сейчас автономные автомобили безопасно и эффективно передвигаются по китайским дорогам в тестовом режиме. Они подгружают актуальные цифровые карты дорог, обмениваются информацией между транспортными средствами по технологии V2V и получают данные о стационарных объектах через технологию V2I. Но автоматизация трафика происходит поэтапно – от появления встроенных в автомобиль умных девайсов и установки систем автоматической поддержки контроля автомобилей до частичной автоматизации контроля над их движением.

После внедрения нового стандарта связи 5G скорость обмена информацией вырастет в разы, и это станет надежной гарантией эффективной эксплуатации беспилотных автомобилей в условиях реального трафика. Автомобили смогут быстрее коммуницировать между собой и на основе информации, полученной от других транспортных средств или центрального сервера, мгновенно принимать самостоятельные решения.

С 2021 по 2025 г. в период 14-й пятилетки китайские производители автомобилей на альтернативных источниках энергии ворвутся на стремительно развивающийся рынок беспилотных автомобилей – транспортных средств с автоматическими системами уровня четыре и пять, которые предусматривают полную независимость машины от водителя. Согласно плану Госсовета КНР, в 2022 году не менее 50% продаж новых «зеленых» автомобилей должны составлять «умные» автомобили, оснащенные технологиями частичного или полностью беспилотного вождения, а в 2027 году этот показатель должен возрасти до 85–90%. К 2035 году большинство производимых в Китае автомобилей составят «зеленые» автомобили, весь общественный транспорт в стране полностью перейдет на электрическую тягу.

В заключение хочу сказать, что стремительное развитие новых технологий связи и беспилотного вождения в КНР становится одним из важнейших драйверов инновационного развития китайской промышленности. Это направление генерирует значительный социальный и экономический мультипликативные эффекты, а также превращается в конкурентное преимущество китайских компаний на мировом рынке продаж «умных» автомобилей и дает производителям фору при развитии инновационной транспортной сети для беспилотных автомобилей.

Сергей САЗОНОВ, ведущий научный сотрудник ИДВ РАН

0