Казахстан
+25°
Boom metrics
Сегодня:
НовостиПолитика16 декабря 2021 11:19

Перспективы сотрудничества Кыргызстана в рамках ШОС

В условиях глобализации региональная интеграция, находящаяся на определенной историко-географической территории государств, по сравнению с крупными международными объединениями, становится все более важной.

В условиях глобализации региональная интеграция, находящаяся на определенной историко-географической территории государств, по сравнению с крупными международными объединениями, становится все более важной.

В условиях глобализации региональная интеграция, находящаяся на определенной историко-географической территории государств, по сравнению с крупными международными объединениями, становится все более важной.

Постсоветская Центральная Азия, в том числе и Кыргызстан в конце XX – нач. XXI вв. активно выходят на мировую арену и развивают всесторонние связи для реализации своих внешнеполитических интересов. История создания ШОС тесно связана с историей укрепления позиций Кыргызской Республики на международной арене в период независимости. Кыргызстан, как актор международных отношений, продуктивно интегрируется в мировой политический процесс, становится активным членом – Шанхайской организации сотрудничества, решение о которой было принято 15 июня 2001 года в г. Шанхай (КНР).

Государства-члены ШОС при реализации своих целей, как показывает история организации, стараются решать и развивать внешнеполитические связи в контексте укрепления стратегически значимых направлений. При этом, вопросы и проблемы обсуждаются в рамках открытых и серьезных дискуссий, предотвращая разногласия, обеспечивая мир и консенсус. В настоящее время углубленно развиваются полицентричность мира и экономическая глобализация, укрепляется тенденция мира, развития и сотрудничества, быстрыми темпами урегулируется международный политический и экономический порядок, усиливается взаимозависимость между странами региона. Наряду с этим факторы нестабильности и неопределенности в регионе значительно возрастают, международный финансовый кризис продолжает оказывать негативное влияние на ситуацию в регионе, проблемы "трех сил" и контрабанды наркотиков становятся все более острыми. На таком фоне ни одна страна в отдельности не может самостоятельно противостоять таким транснациональным угрозам. Это позволит Кыргызстану более активно участвовать в региональной и глобальной интеграции и уделять больше внимания общим интересам безопасности и развивать всестороннее сотрудничество с членами и ключевыми партнерами ШОС.

В связи с этим Кыргызстан предлагает углубить сотрудничество в рамках ШОС в следующих сферах:

Во-первых, углубление сплоченности и взаимодоверия, укрепление политической основы организации. Необходимо решительно выполнять Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, укрепить стратегический диалог и координацию политики на основе передачи дружбы из поколения в поколение, активизировать сотрудничество в проблемах, касающихся суверенитета, безопасности, развития и коренных интересов стран-членов.

Во-вторых, в целях поддержания мира и стабильности в регионе и в зоне ответственности ШОС, необходимо проработать механизмы налаживания сотрудничества ШОС с международными силами по поддержанию мира в Афганистане, в плане информационного обмена, разработки совместных боевых операций против сил международного терроризма, незаконного оборота наркотиков и других транснациональных преступлений; ШОС играет особую роль в урегулировании афганской проблемы, кыргызская сторона поддерживает внесение ШОС еще большего вклада в содействие мирному восстановлению и всеобщему спокойствию и благоденствию Афганистана.

В-третьих, Кыргызстан и в дальнейшем должен осуществлять многоформатное сотрудничество с государствами Центральной Азии, с членами Шанхайской организации сотрудничества. Кыргызстану в рамках ШОС необходимо поддержать строительство Азиатского банка инфраструктурных инвестиций «Экономический пояс Шелкового пути», инициируемой Китаем. И при необходимости добиться размещения головного офиса этого банка в Кыргызстане;

В-четвертых, сотрудничество в сфере безопасности в рамках ШОС постепенно становится более конкретным. Позиция Кыргызстана в сфере сотрудничества в сфере безопасности в рамках ШОС определяется следующими важными факторами: граница с СУАР, который считается в Китае «наиболее опасным из-за присутствия исламистских террористов»; роль Кыргызстана как стабильного и инфраструктурного моста между Китаем и Россией в обеспечении платформы безопасности; активное участие в учениях ШОС по вопросам безопасности в Центральной Азии и др.

Во-пятых, в Центральной Азии (в том числе в Кыргызстане) в рамках ШОС должны быть созданы научно-исследовательские центры для специалистов, экспертов в сфере аналитической деятельности. Странам-участницам ШОС рекомендуется также продолжать реализацию международного сетевого проекта Университет-ШОС, продемонстировавшего свою жизнеспособность и продолжать готовить в его рамках специалистов по новым направлениям профессиональной подготовки, таким как здравоохранение, спорт, туризм и др. Необходимо также стремиться к созданию единого информационного пространства ШОС;

В-шестых, наряду с распространением культурно-гуманитарного сотрудничества на пространстве ШОС, имеется множество идеологических и других искусственных барьеров, из-за которых оно не может эффективно реализоваться. Например, одним из недостатков сотрудничества в научно-технической сфере является нехватка специалистов, исследующих историю и деятельность ШОС, и множество обстоятельств, препятствующих реализации совместных научных проектов. Поэтому необходимо всячески расширять возможности научного сотрудничества в рамках ШОС. Кыргызстану в рамках ШОС необходимо усилить работу по организацию и проведению научных форумов различных форматов, опубликовать в специальных монографиях, сборниках и научных журналах серьезные и мотивированные предложения;

В-седьмых, Центральная Азия, сформировав механизмы сотрудничества с соседними странами региона против “трех зол”, должна быть активным инициатором создания благоприятных условий для расширения взаимного доверия в военной сфере, создания механизмов предварительного информирования о различных военных действиях и внештатных ситуаций в регионе;

Во-восьмых, странам-участникам ШОС необходимо расширять экономическое сотрудничество. При этом учитывать взаимные интересы, реализуя принцип партнерских отношений в рамках ШОС. Более взвешенно подходить к предлагаемым любым инвестиционным проектам, и более детально изучать возможные последствия их реализации, в том числе анализировать угрозы и риски, способные нанести урон экономикам стран Центральноазиатского региона;

В-девятых, соблюдение принципов прозрачности и открытости, создание благоприятной обстановки для развития организации. Надо углубить прагматическое сотрудничество со странами-наблюдателями и странами-партнерами в торгово-экономической, энергетической, транспортной и таможенной областях, а также в сфере безопасности. Эффективная взаимная поддержка государств-членов ШОС в условиях коронакризиса; необходимо составить комплексный план действий государств-членов ШОС в борьбе против коронавирусной инфекции. Укрепление тесного сотрудничества государств-членов ШОС в области здравоохранения.

Наше прошлое, история, культура, цивилизация и наши сегодняшние возможности, говорят о том, что мы можем сыграть роль в реализации этой благоприятной перспективы.

Джуматаев Мурат,

академик, президент НАН КР

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz