Казахстан
+18°
Boom metrics
Сегодня:

Страдание, скорбь, злорадство. Почему мы до сих пор спорим о смысле трагедии 31 октября?

Обсуждаем это в программе «220 вольт» на РАДИО «Комсомольская правда» [аудио]

В эфире Радио «Комсомольская Правда» протоиерей Всеволод Чаплин обсудил реакцию общества на крушение Airbus A321 с членом Общественной палаты Султаном Хамзаевым и заместителем главного редактора журнала «Национальный вопрос» Александром Егорцевым.

- Эту трагедию восприняли люди по-разному. Многие молились, даже неверующие, и, по-моему, призывали молиться в соцсетях. А некоторые высказывали вещи не бесспорные, иногда просто хамские, иногда идущие вразрез с нашими общенародными представлениями о том, как можно в таких случаях себя вести, - объяснил тему программы Всеволод Чаплин.

Однако, по словам протоиерея, большая часть людей все же отреагировала с сочувствием:

- Многие люди сами пришли и в Пулково, и к Храму Христа Спасителя. Меня потрясла эта отзывчивость нашего народа, тех людей, которых сегодня считают, особенно молодежь, циничными, увлеченными только потреблением. На самом деле, они проявили потрясающую способность и сопереживать, и молиться, и сострадать вот так искренне совершенно. Увидев слезы одних, люди сами плакали.

Всеволод Чаплин ответил также на вопрос, который духовным лицам часто задавали в последние дни: за что?

- Люди в такие моменты ищут истину, ищут ответ на вопрос о смысле страдания. Спрашивают – за что, зачем? И молчать в этом случае не надо. Нам нужно в этом споре о смысле страдания как-то поучаствовать. Люди, видя смерть, начинают спрашивать себя – а зачем я живу? А что со мной было бы, если я оказался в этом самолете и сейчас бы стоял перед богом? Или, если это неверующий человек, спросил бы в последнюю минуту свою собственную совесть – правильно ли прожил жизнь? Почему вот сейчас, когда мне осталось, может быть, жить одну минуту, я недоволен тем, как я прожил жизнь. Вот чего боятся, вот почему столько было возмущенных разговоров. В том числе вокруг празднования Хэллоуина в день траура. Люди бежали от этого вечного вопроса – а я что бы чувствовал, если бы оказался на этом месте? – считает протоиерей. - Это не за что, это зачем. Это нашему обществу, расслабленному и привыкшему к предсказуемости и к стабильности, напоминает Бог – не забывайте о том, что я рядом и вы обязательно встретитесь со мной.

- А еще - это испытание нам. Что мы, каждый из нас, можем сделать, чем мы можем помочь находящемуся в беде человеку? Это огромный вызов нашему обществу, - добавил Александр Егорцев. - Я вижу, что наше общество действительно уже кардинально разделилось на две части. Большая часть людей, сопричастные к чужой боли, к чужой трагедии, - это те, кто остались людьми. И не менее большая часть, как вы сказали, - те, которых это не касается. Мы будем и дальше зарабатывать деньги, будем праздновать Хэллоуин, «за все уплачено». Для них это чужая трагедия, щепки летят, но бизнес есть бизнес, отдых есть отдых, жизнь продолжается…

- Иногда надо просто помолчать. Это касается тех, кого мы сегодня обсуждаем. Если бы они просто промолчали, к ним и уважения больше было бы в обществе. Оценку и вологодскому муфтию, и дьякону Кураеву дало общество в первые же дни, - высказал свою позицию по обсуждаемым случаям грубой реакции на трагедию Султан Хамзаев.

И все же член Общественной палаты считает, что большая часть людей отреагировала на авиакатастрофу с участием:

- Я был в Александровском саду. Туда приходили молодые ребята. Они не приходили туда делать селфи на фоне цветов. Они ставили цветы, молчали 10 секунд и уходили аккуратно.

- Вообще вся эта ситуация очень хорошо выявила, кто и где. Кто вместе с людьми, кто вместе с правдой, а кто почему-то считает, что на его жизнь хватит безразличия и издевательства, - подытожил Всеволод Чаплин.

Полную запись программы предлагаем вам скачать или прослушать онлайн в плеере в начале статьи.

ЕЩЕ МНЕНИЕ

Михаил Делягин - о молодежи, отмечавшей Хэллоуин: Они просто не умеют задумываться

В программе «Час Делягина» на Радио «КП» известный экономист высказался по поводу авиакатастрофы в Египте, унесшей жизни 224 человек. Публикуем фрагменты этой речи (подробности)