Казахстан
+3°
Boom metrics
Сегодня:

Чем отличается негосударственный пенсионный фонд от государственного

Разбираемся в вопросе с генеральным директором негосударственного пенсионного фонда «Будущее» Николаем Сидоровым в эфире программы «Важные птицы» на Радио «Комсомольская правда» [аудио]
Генеральный директор негосударственного пенсионного фонда «Будущее» Николай Сидоров в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Генеральный директор негосударственного пенсионного фонда «Будущее» Николай Сидоров в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Фото: Евгения ГУСЕВА

Михаил Антонов:

- Проект «Важные птицы» в программе «Главное – вовремя». В студии Александра Кочнева и Михаил Антонов. И сегодня главная тема – пенсии. У нас в гостях генеральный директор негосударственного пенсионного фонда «БУДУЩЕЕ» Николай Сидоров.

Николай, а есть ли вообще понимание о нынешней пенсионной системе, какой она будет? Есть «молчуны», деньгами которых распоряжается государство. Другие люди, наоборот, переводят в негосударственные пенсионные фонды. Но есть ощущение, что понимание того, какой будет пенсионная система, оно слабое. У вас есть представление о том, какая она все-таки будет?

Николай Сидоров:

- Давайте попробуем поговорить просто о сложных вещах. Что у нас есть сегодня по факту? У нас есть страховая пенсия. Страховая пенсия – это пенсия по старости, которая формируется в баллах – количество баллов определяется в основном трудовым стажем гражданина. Когда он выходит на пенсию, баллы конвертируются в рубли и из получившейся суммы назначается страховая пенсия. Курс, по которому баллы конвертируются, устанавливает государство исходя из текущей экономической ситуации в стране.

За счет чего формируются те деньги, которые как идут на выплату страховых пенсий? За счет взносов, которые выплачиваются за сотрудников работодателем. При этом взносы сегодняшних работающих граждан идут на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам, а, когда сегодняшние работники выйдут на заслуженный отдых, их пенсии будут начисляться за счет взносов следующего рабочего поколения. И получается следующая ситуация: пока у нас работающих граждан больше чем пенсионеров, то страховая пенсия высокая. Но если демографическая ситуация меняется в сторону роста числа пенсионеров и, наоборот, сокращения числа работающих, что и происходит сегодня, то всех пенсионных взносов работодателей становится недостаточно. И либо надо больше платить налогов (но в экономике есть предел), либо размер пенсии будет сокращаться,. Либо третий вариант – должны быть какие-то альтернативные источники финансирования.

Предвидя такую ситуацию, 12 лет назад правительство запустило в стране реформу пенсионной системы, которая предполагала, что помимо страховой граждане смогут формировать накопительную пенсию, и вместе с баллами получать еще и деньги. Суть накопительной системы заключается в том, что с заработной платы любого работающего человека 67-го года рождения или моложе 6% могут отчисляться на специальный счет, который формируется в рублях. Эти средства называются пенсионными накоплениями и, если страховая пенсия по умолчанию формируются и выплачивается Пенсионным фондом России, то пенсионные накопления из ПФР можно перевести в НПФ и там получать на них инвестиционный доход.

Александра Кочнева:

- То есть где-то есть кубышечка, из которой потом каждый месяц будут тебе какую-то сумму отдавать.

Николай Сидоров:

- Совершенно верно.

Михаил Антонов:

- Вот такую «кубышечку» вы и представляете.

Николай Сидоров:

- Так точно.

Михаил Антонов:

- Негосударственных пенсионных фондов достаточно много. Вы представляете негосударственный пенсионный фонд «БУДУЩЕЕ». Почему нам нужно выбрать именно вас? Преимущества? Даже не по отношению к конкурентам, а чем в принципе привлекает конкретный пенсионный фонд?

Николай Сидоров:

- Во-первых, накопительная пенсия формируется в рублях, и вы всегда можете знать, сколько у вас на счете, а, значит, на сколько вы можете рассчитывать. Во-вторых, надо понимать так, что, допустим, в отличие от депозитов, которые в банк размещаются на конкретный срок, в негосударственном пенсионном фонде пенсионные средства остаются до того момента, как вы выйдете на пенсию. Их нельзя снять и потратить на неотложные нужды, это ваш, условно говоря, неприкосновенный пенсионный капитал. Прежде всего, принимая решения, переводиться в НПФ или нет, нужно учитывать этот момент. Кроме того, накопительную пенсию можно передать по наследству своим правопреемникам – если, не дай Бог, что.. Ну и в целом, чтобы стать клиентом НПФ, не нужно иметь на счету какую-то конкретную сумму, как в случае с вкладом, не нужно вкладывать и личные средства – взносы за вас платит ваш работодатель, вам нужно только сделать выбор. Это мы говорим вообще о выборе такой услуги, как обязательное пенсионное страхование в НПФ. Если уже говорить о выборе между негосударственными пенсионными фондами, я бы сказал, что надо смотреть на ряд объективных параметров. Во-первых, время работы фонда на рынке, которое показывает не только его опыт и компетентность его команды, но и возможность компании оставаться на плаву в разных экономических условиях, при этом еще и показывая доходность. Надо смотреть, сколько лет фонд на рынке. Потому что бывают вновь созданные фонды, и есть фонды с 15-летней историей.

Михаил Антонов:

- А вы?

Николай Сидоров:

- У нас больше 15 лет. Второе – число клиентов фонда и объем пенсионных средств в управлении, что напрямую отражает доверие к НПФ. Нашему фонду доверяют уже 3,7 млн клиентов, и это число увеличивается. Такие совокупные факторы и должны дать вам комфорт при выборе НПФ.

Михаил Антонов:

- Человек приходит к вам и говорит: я хочу посмотреть, как инвестируются деньги, как вы ими распоряжаетесь, мне нужна прозрачность …

Александра Кочнева:

- Куда вкладываете деньги, в какие активы, как они потом будут окупаться.

Михаил Антонов:

- Я представляю, что к вам приходят все те 3,7 миллионов, и у каждого есть боль за свои деньги. У вас всё открыто?

Николай Сидоров:

- Конечно.

Михаил Антонов:

- Вы действительно можете отчитаться и сказать: - «Ребята, вот, вот, вот и вот?» - «А планы какие у вас на 2017 год?» - «Вот, вот, вот и вот». Это действительно так?

Николай Сидоров:

- С точки зрения истории и того, сколько мы заработали в прошлом и сколько зарабатываем сейчас, это видно. Если говорить о планах, то наше законодательство не рекомендует и даже запрещает нам обещать какую-либо доходность. Поэтому это больше управление ожиданиями.

Михаил Антонов:

- То есть вы ничего не обещаете. Не обещаете, но тем не менее идет борьба за каждого клиента. А как, не давая обещаний?

Николай Сидоров:

- Здесь надо смотреть в «зеркало заднего вида», я имею в виду на накопленную доходность.

Александра Кочнева:

- Понятно, надо смотреть на предыдущий опыт и определяться.

Николай Сидоров:

- Да.

Михаил Антонов:

- А есть ли у вас какие-нибудь акции? Например, «приведи друга», «зарегистрируйся у нас». Некоторые манипулируют именно этим. Вы что-нибудь подобное делаете?

Николай Сидоров:

- В обязательном пенсионном страховании, которое мы и развиваем, таких акций, как «приведи друга», не может быть по закону. Но помимо ОПС, вы можете стать клиентом НПФ и по НПО – негосударственному пенсионному обеспечению, в рамках которого вы откладываете на пенсию уже личные средства, а фонд их инвестирует. Денежные средства в этом случае можно накапливать на срок 5, 10, 15 лет.

Михаил Антонов:

- И тоже выбрать вас.

Николай Сидоров:

- Да, выбрать (нас или не нас). И в этом случае разные бонусные программы начинают действовать.

Михаил Антонов:

- 6 % – это просто цифра с потолка? Можно отчислять сколько угодно, насколько я понимаю?

Николай Сидоров:

- 6% - обязательный тариф в системе обязательного пенсионного страхования, так, как она сконструировалась. В негосударственном пенсионном обеспечении он может варьироваться.

Александра Кочнева:

- Взносы в 6% сейчас заморожены, насколько мне известно.

Николай Сидоров:

- К сожалению, да.

Михаил Антонов:

- У меня вопрос к тем, кто нас слушает. Вашей пенсией государство управляет или вы давно уже перевели ее в какой-либо негосударственный пенсионный фонд?

И давайте вернемся к тому, о чем говорили, про 6% отчислений, которые можно перевести в НПФ. Много таких людей сейчас?

Николай Сидоров:

- Да, сегодня таких людей более 30 миллионов. Это половина экономически активного населения страны.

Михаил Антонов:

- То есть они делают ставку как раз на будущее. Мы начали говорить про заморозку…

Александра Кочнева:

- 6% сейчас заморожены. Что это значит? Они нигде не накапливается, их никто сейчас не получает?

Николай Сидоров:

- Нет, не получает. Что это означает для людей? Возьмем средний пенсионный счет клиента НПФ по ОПС. Это примерно 50 тысяч рублей. До моратория в год в среднем на такой счет приходило 12 тысяч рублей. Считаем – за 3 года люди не получили 36 тысяч рублей плюс средний накопленный инвестиционный доход, то есть порядка 40 тысяч рублей. Получается значительная сумма. Сейчас у них 50 тысяч, а, если бы заморозки не было, было бы 90 тысяч. Это означает, что 3 года заморозки радикально влияют на размер будущей накопительной пенсии, которую люди будут получать.

Александра Кочнева:

- И если эту заморозку не снимут в ближайшие пару лет…

Николай Сидоров:

- Это будет означать, что прирастать у них накопления будут только за счет инвестиционного дохода. Посмотрите в абсолютных деньгах. Возьмем даже 10% дохода. От 50 000 тысяч рублей это было бы 5 000. То есть прирост составил бы всего 5 тысяч рублей. Да, конечно, параллельно формируется еще и страховая пенсия в баллах, но мы ведь не знаем точно, будут ли эти баллы индексироваться и по какому курсу они при выходе человека на пенсию будут конвертироваться.

Александра Кочнева:

- Не самый выгодный выбор, я так понимаю.

Николай Сидоров:

- Да. Для застрахованных лиц. А если посмотреть с той стороны, куда инвестируют пенсионные фонды? Тоже в экономику, и в экономику длинную – в долгосрочные проекты реального сектора, в дорожную инфраструктуру, например. Получается, что и экономика свои средства недополучает, за три года – полтора триллиона рублей. Мы понимаем, что причина заморозки – нехватка средств в бюджете, но, решая эту проблему, надо мыслить не только тактически – решая ее здесь и сейчас, сегодня, - надо мыслить и стратегически – на несколько лет вперед. Пока одни проблемы решаются, другие усугубляются.

Михаил Антонов:

- Вот что пишут наши слушатели по WhatsApp: негосударственный, негосударственный, «негосударственный по запросу присылает мне данные, на сайте самой организации можно увидеть всё о себе, перевел с 2009 года в НПФ», негосударственный. Слушайте, а у кого в государственном тогда? Все выбрали негосударственные пенсионные фонды.

Николай Сидоров:

- 30 миллионов человек, и по итогам этого года, я думаю, будет 32-33. Это значительная масса населения.

Михаил Антонов:

- «Мне 30 лет. 4 года состояла в НПФ, год назад перевелась в другой НПФ. Не знаю, правильно или нет. Хотелось бы комментарий». Перевод из одного НПФ в другой НПФ. При выборе негосударственного пенсионного фонда человек на что должен ориентироваться – на капитализацию, на прибыль, которую получает фонд по итогам года?

Александра Кочнева:

- Или на рейтинги, которые сейчас появляются в интернете? Там буквально есть по строчкам – на 1-м месте по прибыльности такой НПФ, второй, третий, четвертый… На эти рейтинги можно ориентироваться?

Николай Сидоров:

- Прежде всего - если люди уже выбрали негосударственный пенсионный фонд, я бы не рекомендовал очень часто их менять. Деньги в фонде инвестируются вдолгую, и, чтобы получить максимальный эффект от таких инвестиций, лучше подождать. Это один из основных принципов работы НПФ.

Александра Кочнева:

- А если пока не выбрал, деньги лежат в государственном, еще не поздно перевести?

Николай Сидоров:

- Не поздно. И тогда я бы рекомендовал посмотреть на ряд параметров. Первое – это размер фонда, второе - это срок деятельности фонда, и один из важных параметров – это доходность.

Михаил Антонов:

- Нам пишут: «А если переходишь из одного в другой, теряешь доход?»

Николай Сидоров:

- Да. Согласно законодательству, при переходе из одного фонда в другой чаще, чем раз в 5 лет, клиент теряет накопленный инвестиционный доход.

Михаил Антонов:

- У вас есть такие, которые с вами с первого года?

Николай Сидоров:

- Наш фонд был создан на базе двух крупнейших НПФ – НПФ «БЛАГООСТОЯНИЕ ОПС» и НПФ «СтальФонд» с общим опытом работы на рынке 18 лет. Конечно, у нас есть клиенты, которые с нами с самого начала.

Михаил Антонов:

- Николай, скажите, а вы какую-то статистику, социологические выкладки пытаетесь сделать: кто все-таки клиенты вашего негосударственного пенсионного фонда? Это люди, которые, как Саша, в свои 18,5, со школьной скамьи и уже думают о пенсии, либо это такие седовласые мальчики, как я, 54 года и уже пора о будущем…

Николай Сидоров:

- Если мы говорим о системе обязательного пенсионного страхования, то в среднем у нас статистика такая: люди в возрасте от 30 до 40 лет.

Александра Кочнева:

- То есть самая экономически активная прослойка.

Николай Сидоров:

- Да, экономически активная часть населения.

Михаил Антонов:

- Скажите, я еще могу из государственного перевестись в негосударственный?

Николай Сидоров:

- Да.

Александра Кочнева:

- Это важный вопрос, потому что были какие-то ограничения, до конца 15-го года, говорили, можно перевести.

Николай Сидоров:

- До конца 15-го года можно было сделать выбор, будут ли тебе эти 6% начисляться на твой счет или нет. К сожалению, по истечению 15-го года такая возможность прекратилась. Но те деньги, которые накоплены к сегодняшнему моменту в государственном Пенсионном фонде, - их по-прежнему можно перевести в негосударственный пенсионный фонд.

Александра Кочнева:

- И там пойдет уже процент, с каждым годом начисления?

Николай Сидоров:

- Да.

Михаил Антонов:

- Вопрос от нашего слушателя. «Накопительная часть заморожена. А куда же идут перечисляемые страхователями взносы на накопительную часть?»

Николай Сидоров:

- Они остаются в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.

Александра Кочнева:

- Их сейчас распределяют на пенсионеров действующих?

Николай Сидоров:

- Либо на действующих, либо Министерство финансов их тратит на другие нужды.

Михаил Антонов:

- «Мне до пенсии как минимум 23 года, возможно, больше, даже не хочу думать, что еще государство придумает», - Роман из Владивостока. Это по поводу новой Думы, которую мы изберем меньше чем через месяц. Вы как руководитель негосударственного пенсионного фонда ожидаете каких-то радикальных изменений в очередной раз в пенсионной системе? Прежняя Госдума предложениями фонтанировала. Слава богу, что не все они были приняты, не все рассмотрены, некоторые до первого чтения даже не доходили.

Николай Сидоров:

- Да, ожидаем, поскольку дискуссия о судьбе пенсионной системы продолжается, в первую очередь потому что в бюджете не хватает денежных средств на реализацию текущих нужд. Последовательная заморозка из года в год снижает доверие к системе, а на самом деле сохранение и повышение доверия - это одна из наших ключевых задач. Поэтому сейчас рассматриваются различные варианты квазидобровольной, добровольной системы, когда Александра может часть взносов получать от работодателя, а часть платить из личных средств. Но у всех озвучиваемых решений нет общей четко сформулированной цели, а это прежде всего - повышение коэффициента замещения. Чтобы человек, выходя на пенсию, имел доход, максимально сопоставимый с заработной платой, которую он получал. И если и менять систему, то делать это, сохраняя доверяя. Нужно искать компромиссные варианты, не продлевая мораторий и тем более не отказываясь от ОПС.