Казахстан
+3°
Boom metrics
Сегодня:
Общество12 августа 2020 4:20

Культурный щёлк

Наверное, трудно найти человека, по крайне мере на постсоветском пространстве, который не любил бы пощелкать семечки. Народная забава и давняя традиция, можно сказать...
Виталий КРАСНОВ
Больше всего нареканий от более-менее образованных любителей семечек может вызвать изображение великого казахского мыслителя Абая Кунанбаева на лицевой части пакета.

Больше всего нареканий от более-менее образованных любителей семечек может вызвать изображение великого казахского мыслителя Абая Кунанбаева на лицевой части пакета.

Однако в большинстве случаев сам процесс вызывает негативную реакцию окружающих — мусор, грязные руки и прочее. В общем признано, что «лузганье семак» — это некультурно!

И вот совсем недавно сотрудник «Комсомолки» в одном из магазинов южного мегаполиса натыкается на продукт, который, не побоюсь этого слова, бросил вызов общественному мнению — «Культурные семечки». «Подумаешь, название придумали», — может возразить читатель. Но те, кто явил свету данный бренд, решили пойти намного дальше. Чтобы подкрепить свое название, а заодно всыпать культуру в массы, находчивые предприниматели придумали пару «фишек». Во-первых, внутри можно найти бумажный пакет для отходов после лузганья, а во-вторых — бумажку с афоризмами великих людей. Как говорится — и чище будет, и люди просвещаются.

Больше всего нареканий от более-менее образованных любителей семечек может вызвать изображение великого казахского мыслителя Абая Кунанбаева на лицевой части пакета. Как-то раньше слабо представлялось, как можно совместить эти два несовместимые явления — высокий поэт и «низменный» продукт — в одном... пакете. Надо отметить, что данный товар имеет знак ЕАС (знак обращения, свидетельствующий о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Таможенного союза процедуры оценки) и может быть экспортирован в любую страну, которая входит в Евразийский экономический союз. Предполагая, что среднестатистический покупатель в России или Белоруссии может не знать, кто такой Абай и как он выглядит, производители «культурных семечек» создали альтернативную упаковку с изображением Александра Пушкина. Так что можно быть уверенным, что в скором времени произойдет, если уже не произошла, очередная «культурная экспансия». Между тем российского потребителя подобным ноу-хау давно не удивишь. Особенно после того, как в мае 2013 года рекламист из Екатеринбурга Илья Зорин предложил необычное оформление упаковок презервативов. Тогда на упаковках «резинового изделия № 2» красовались изображения известных российских писателей, дополненные ставшими двусмысленными цитатами из произведений. Безопасный секс пропагандировали Пушкин, Гоголь, Тургенев и даже Маяковский со своим «Облаком в штанах».

Мы специально не стали рассматривать все юридические тонкости использования изображений «классиков» в рекламных целях. Можно лишь напомнить, что при производстве и размещении рекламы, в которой задействовано изображение известной личности, могут иметь место как минимум два нарушения: авторских прав фотографа и права на изображение известной личности.

Ну и напоследок небольшая ремарка насчет цитат великих людей. Купив пачку семечек с изображением Абая Кунанбаева и обещанием: «Афоризмы великих внутри!» человек по логике вещей ожидает найти одну из сотен его мудрых высказываний. Но вместо этого находит крылатую фразу мыслителя не менее мудрого, но другого. В нашем случае попались слова итальянского живописца и скульптора Леонардо да Винчи: «Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, желающий их скрыть». Спорить с великим художником и изобретателем никто не собирается. Но и у отечественного мыслителя есть множество высказываний на похожую тематику, таких как «Да будет слово мудреца превыше болтовни лжеца. Чтоб светоч истины узреть — должны быть зрячими сердца!» или «Человека, сбившего в споре с верного пути сотню людей, грешно даже сравнивать с тем, кто вывел на путь истины одного».

Можно сколько угодно критиковать, жаловаться и требовать, но по закону рынка — если есть спрос, то его необходимо удовлетворить. Если потребитель проголосует теньгой за «культурные семечки», то ничего с этим уже не поделаешь. Ведь, как сказал Абай: «Человек — дитя своего времени. Если он плох, в этом виновны его современники».

Ну и, конечно, не стоит забывать, что содержание важнее формы. А семечки в «культурном пакете» действительно были вкусными, а мысли — мудрыми...

Особое мнение

Ермек ТУРСУНОВ, кинорежиссер, литератор:

Ермек ТУРСУНОВ.

Ермек ТУРСУНОВ.

— То, о чем я с тревогой говорил и писал последние 20 лет, сегодня уже подтверждается. В принципе тут не надо быть оракулом. Все к тому и шло. Я говорю о том, что всему находится дешевая замена. Литературе — псевдолитература, кино — псевдокино, эстраде — псевдоэстрада. А в сумме мы получаем псевдокультуру. Это как с молотым и растворимым кофе, сахаром и заменителем сахара — термины остались прежними, но их содержание изменилось в корне.

О чем можно сожалеть и чему радоваться? Знаете, в каком-то смысле я горько радуюсь тому, что Абай не дожил до наших дней. Его жизнь и так была наполнена трагедией, но если бы он узнал, что «рекламирует» семечки... Думаю, он бы ужаснулся.

Недавно где-то смотрел, как Валентин Гафт сказал: «Свобода» стала плохим словом«. Почему? Потому что многие поняли свободу как вседозволенность. Сейчас нет запретов, и у микрофонов нет очередей. Все, кому вздумается, если позволяют обстоятельства, поют, снимают фильмы, множат графоманскую литературу. Хотя по большому счету это ни литературой, ни даже писательством назвать нельзя.

Люди образованные хотя бы имеют «фильтры». Они умеют ставить «блоки». Избирать из вала вербальной, визуальной информации что-то полезное. А все остальные, в основном — молодежь, школьники, студенты — беззащитны перед огромным информационным потоком. И это прискорбно.

По всем внешним показателям любая книга на полке выглядит органично. Толстой, Лермонтов, Достоевский, Ауэзов, Макатаев, Мусрепов. А рядом с ними, как равная, — Баян Алагузова. Юный читатель все примет за чистую монету. Потому что на первый взгляд книги Толстого и Алагузовой совершенно не отличаются: тот же твердый переплет, очень много букв. То же самое происходит с кино, с музыкой. Нот всего семь, но в этих семи нотах и Бетховен, и Моцарт, и Шостакович...и Кайрат Нуртас. Вопрос лишь в порядке расстановки букв, нот и ценности конечного произведения.

По всем внешним показателям любая книга на полке выглядит органично.

По всем внешним показателям любая книга на полке выглядит органично.

И вот пришло время, когда местами поменялись не только буквы и ноты, но и люди. Когда достойные, те, кому позволено было подойти к микрофону, те, кто заслужил быть услышанным, кому давали слово, уступили тем, кто получил «микрофон без очереди». Как говорил Аркадий Райкин: «У нутре у средневекового рыцаря — наши опилки». И все сегодняшнее культурное пространство набито «нашими опилками».

Все это очень грустно, но таков окружающий нас сегодня мир. Здесь очень важна роль «проводников». Кто они? Пару лет назад приезжал в Алматы Александр Ширвиндт, и мне удалось с ним пообщаться. Он говорил: «Ты не представляешь, кто сегодня преподает. Это ужас! Я бы этим людям не доверил налить себе стакан воды!». Если в ГИТИСе, во ВГИКе, на высших режиссерских курсах, в самых знаковых вузах, где готовят людей, которые должны дальше развивать культуру, такая беда с «проводниками», то что говорить про нас?

Это итоги того технологического прогресса, который сейчас совершенно заглушил прогресс гуманитарный. Айфон — достижение искусственного интеллекта. Но его наполнение убого. А ведь сегодня самый главный «учитель», самый главный «проводник» молодежи — это как раз мобильный телефон и его наполнение.

Что я предлагаю сделать для исправления ситуации? Проблема культуры и образования в нашей стране, на мой взгляд, — проблема государственного масштаба. И чтобы поправить положение, нужны новые управленцы. Один «Луначарский» эту проблему не решит — здесь нужна целая команда Луначарских и Макаренко. Образование всегда ходит рядом с культурой, поэтому нужно не Министерство культуры и спорта, а Министерство культуры и образования.

Когда-то у образования был синоним — просвещение. На смену эпохе невежества, безвременья, мракобесия должна прийти эпоха просвещения. Но для этого нужны просветители. Тот же Толстой организовывал избы-читальни, обучая крестьянских детей. Мы остро нуждаемся в людях такого типа. Помимо новых людей в культуре, нужны новые люди во власти. Не те «управленцы», которые полностью провалили задачу. Хватит уже тасовать одну и ту же «колоду» — нужны совершенно другие кадры.

И они есть.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz