Казахстан
+8°
Boom metrics
Сегодня:
Общество18 августа 2020 3:40

Геннадий БАЛАЕВ: «Я кайфую от жизни»

24 июля отметил свое 80-летие мэтр казахстанского театра и кино, заслуженный артист Республики Казахстан Геннадий Балаев
В роли Макбета в спектакле «Макбет» по пьесе У. Шекспира.

В роли Макбета в спектакле «Макбет» по пьесе У. Шекспира.

В родном для него Русском драматическом театре им. Лермонтова он служит уже 58 лет, сыграв за эти годы свыше 100 главных ролей.

В предыдущем интервью с Геннадием Николаевичем я заметил, что его легко можно представить в мундире штабс-капитана в дореволюционном Петербурге или Верном. Блестящий офицер — эдакий аристократичный красавец с усиками и эполетами. Но также легко его можно представить в образе блатаря с послевоенных советских улиц в кепке-восьмиклинке, с небрежно повязанным вокруг шеи белым шарфом и финским ножом в кармане. И во множестве других образов, но только не в образе труса и подлеца.

Геннадий Балаев, заслуженный артист Республики Казахстан.

Геннадий Балаев, заслуженный артист Республики Казахстан.

— Геннадий Николаевич, 80 лет — значительная дата...

— Когда я слышу цифру 80, меня ужас берет (смеется). Привык, что мне всегда говорили — молодой, молодой, а теперь я второй в театре по возрасту после Юрия Борисовича Померанцева — ему 97, но внутри себя чувствую на 35. Всю мою жизнь я каждое утро делаю зарядку, растягиваю каждую мышцу, каждую клеточку своего тела. У меня до сих пор отличная растяжка, я и в 80 могу достать ногой до чужой головы. Но прежде всего это, конечно, генетика. Мой дед, потомственный дворянин полковник Иван Пахалович, начальник Шлиссельбургской крепости, друживший со Столыпиным, женился на бабушке, когда ему было 50 лет, а ей 16. И после этого стал отцом четверых детей. Бабушка вспоминала, что он тоже каждое утро делал гимнастику и упражнения со штангой и гирями.

— У вас только главных ролей в театре около 100. А какие из них стали самыми «главными» для вас?

— Очень значимой для меня стала главная роль в пьесе драматурга Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева». По этой очень популярной в то время пьесе в 1979 году был снят фильм с Андреем Мироновым в главной роли. К нам тогда из Ленинграда приехал главный режиссер театра Ленком Александр Бируля — один из любимых учеников легендарного Товстоногова. У нас он поставил 3 спектакля. Когда режиссер предложил мне роль Павла Фарятьева — этого немного неловкого, чистого, даже не от мира сего человека, я поначалу отказался. Трудно себе представить более далекий от меня образ. Я режиссеру так и сказал: «Я себя не вижу в этой роли, хочу отказаться от нее, это будет провал». А режиссер меня убедил: «Давайте, попробуем, я ни за что не дам вам «упасть»».

В роли князя Звездича в спектакле «Маскарад» по пьесе М. Лермонтова.

В роли князя Звездича в спектакле «Маскарад» по пьесе М. Лермонтова.

И постепенно я понял, что могу. Мы искали нестандартные решения, но самое главное, их надо было «оправдать», чтобы они были жизненными. К примеру, сцена, где главному герою изменила его любимая девушка. Кто-то в такой ситуации заплачет, начнет кричать, бить кулаком в стену. А мы с ним придумали, что герой от страшного переживания начинает дико мерзнуть, да так, что на него накидывают одеяла, а его продолжает колотить страшный озноб. И в то же время над героем начинают сходиться стены и потолок — это была гениальная находка его жены, художника Ирины Бируля, удивительно точно показавшей, как от страшного потрясения для него буквально рушится мир. Для меня эта роль стала вехой, в ней я вырос как артист, где-то сумел преодолеть себя. Знаковым для меня стал и «Кин IV», спектакль, который поставил у нас Юрий Коненкин по пьесе Григория Горина. Мудрая, жизнеутверждающая история об актерской судьбе, где-то трагическая, где-то веселая. Запоминающейся была и роль в спектакле по пьесе драматурга Димитриса Псафаса «Требуется лжец». Я играл роль Тудороса Параласа, молодого парня — виртуозного лжеца, который мог обвести вокруг пальца кого угодно.

— Вы сказали, Фарятьев — ваш антипод. Тогда какие роли вам наиболее близки по духу?

— Если из последних, мне близок образ плэйбоя в годах Доменико Сориано из «Филумены», знаменитой комедии Эдуардо де Филиппо. Но на первом месте конечно же д’Артаньян из «Трех мушкетеров», это была большая творческая удача и одна из самых любимых моих ролей. Д’Артаньян — это я молодой, смесь хорошего здорового авантюризма, мужского темперамента, жизнелюбия и любви к женщинам, благородства и жестокости к врагу одновременно. А если из ролей, о которых я мечтал, но которые сыграть так и не довелось, то это Арбенин из «Маскарада». Игрок, авантюрист, блестящий ум, для меня он — д’Артаньян в возрасте. Еще мне близок образ Кости-капитана из знаменитой пьесы «Аристократы». Я ведь вырос на улицах Самарканда 50-х годов. Блатные с финками, постоянные драки. Я и спортом занялся только для того, чтобы меня не побили, тем более — на глазах у других.

В роли Лермонтова в спектакле «Поручик Лермонтов» по пьесе К. Паустовского. Вместе с супругой Ниной Балаевой в роли Мусиной-Пушкиной.

В роли Лермонтова в спектакле «Поручик Лермонтов» по пьесе К. Паустовского. Вместе с супругой Ниной Балаевой в роли Мусиной-Пушкиной.

— А какую роль сейчас хотели бы сыграть?

— У французского драматурга Эжена Скриба есть чудесная пьеса — «Стакан воды», об интригах в высшем английском свете XVIII века. Такой бешеный клубок интриг, измен, дуэлей. Потрясающий язык, яркие типажи. В свое время в Саратове я в спектакле по этой пьесе в очередь с молодым, еще никому не известным Олегом Янковским играл главную роль — молодого капитана-красавца, который пользуется благосклонностью королевы и герцогини. А сейчас в пьесе мне интересна роль лорда Болингброка, гениального интригана, который «дергает за ниточки», управляя тайными процессами в государстве.

— Из-за карантина театр до сих пор закрыт. Как получается переносить временную разлуку со сценой?

— С помощью работы, конечно. Недавно был очень интересный проект с Питером Берманом, к сожалению, недавно скончавшимся, — аудиофильм «Бои без правил». Я работал в нем как режиссер и одновременно озвучивал текст. А сейчас я снимаюсь в фильме режиссера Акана Сатаева о нашем великом спортсмене, олимпийском чемпионе Серике Сапиеве. Пока рабочее название фильма «Боксер». Играю его тренера, прекрасный был специалист и достойный человек. К сожалению, он уже умер. Часть материала уже отснята, в начале сентября съемки возобновятся, поедем в Караганду, «Мекку» казахстанского бокса. В общем, скучать некогда. А когда появится свободное время, то займусь написанием мемуаров, мне есть что рассказать.

— Охарактеризуйте в двух словах артиста Балаева.

— Я в свои 80 лет не остался в прошлом веке, я современный, я «на острие времени». Во всем нахожу лучшее, даже во врагах. Я кайфую от жизни, от своей работы. Почему мы так влюблены в свою профессию? Любовь к театру я могу сравнить со страстью закоренелых наркоманов. Вот ты выходишь на сцену и чувствуешь дыхание зала, свою власть над ним — когда, где нужно, ты делаешь так, чтобы зал плакал, а в следующий момент зал уже смеется по твоей воле. Ощущаешь, что все это делаешь ты, и от тебя зависит, что 800 человек в зале дышат в унисон с тобой. Это непередаваемое чувство. Именно поэтому артисты относятся друг к другу очень ревностно. Но все равно эта профессия сумасшедше привлекательная, она чудная, особенно когда ты творчески удовлетворен. Я ведь с детства старался быть в центре внимания, а профессия артиста это дает, если ты приличный артист, конечно. И, да, лицедейское ремесло нас меняет. Если ты глубоко проникал в образ, то ты наполняешься личностями тех, кого сыграл. И каждый оставляет в тебе свой отпечаток.

P.S. Великий русский драматург Александр Островский когда-то сказал: «Без театра нет нации». Удивительно, но о юбилее мэтра наше Министерство культуры не вспомнило. Ордена, как это обычно принято, или давно заслуженного звания народного артиста актер, отдавший родному театру почти 60 лет своей жизни, и создавший на его сцене целую плеяду незабываемых образов, так и не получил. Но мы-то знаем, что в глазах алматинского зрителя артист уже давно «народный». С юбилеем, Геннадий Николаевич!

Геннадий Балаев вместе со своим другом — продюсером, писателем и режиссером Питером Берманом.

Геннадий Балаев вместе со своим другом — продюсером, писателем и режиссером Питером Берманом.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz