Казахстан
+9°
Boom metrics
Сегодня:
Политика26 августа 2020 4:00

Партия сказала «нате!»

Стартовавшие в понедельник, 17 августа, праймериз партии «Нур Отан» стали, пожалуй, самым интригующим (чтобы не сказать — «загадочным») политическим событием уходящего лета
Партия первого президента остается по существу единственным наглядным, массовым и в целом достаточно эффективно работающим механизмом преемственности власти.

Партия первого президента остается по существу единственным наглядным, массовым и в целом достаточно эффективно работающим механизмом преемственности власти.

Первый же напрашивающийся вопрос: зачем партии, однозначно не имеющей конкурентов по численности (более миллиона человек), финансовым и административным возможностям и политическому весу (не влиянию, а именно весу — это в наших палестинах две большие разницы) проводить внутренние выборы, чтобы привлечь к участию в выборах «внешних» (парламентских) свежую кровь? Это было бы оправдано, объяви действующий президент страны о выходе из партии, от которой он был выдвинут кандидатом на пост номер один в прошлом году. Этого не произошло. И вряд ли в обозримом будущем может произойти.

Разноскоростные лифты

Между тем на сегодняшний день «Нур Отан», имеющий абсолютное большинство в парламенте, правительстве и акимовском корпусе, остается одним из немногих действующих в стране социальных лифтов, а по большому счету — одним из двух, наравне с Президентским резервом Токаева. Резервисты уже активно десантируются во власть. И, судя по всему, этот процесс будет продолжен: на днях, принимая главу Агентства по делам госслужбы Анар Жаилганову, президент поручил провести в будущем году еще один отбор кандидатов в ПР.

Что касается «Нур Отана», где первый президент председательствует, а второй всего лишь состоит в бюро политсовета, то партии, очевидно, требуется основательный тюнинг. Не ради предстоящих выборов в парламент — при отсутствии новых партий, скорейшее создание которых было анонсировано как этап «прорывных» политических реформ, эта электоральная кампания вряд ли станет для «Нур Отана» серьезным испытанием (как бы ни старались функционеры партии и политологи из «сочувствующих» представить ее итоги непредсказуемыми).

«Коллективный Назарбаев»

Другое дело, что на сегодняшний момент партия первого президента остается по существу единственным наглядным, массовым и в целом достаточно эффективно работающим механизмом преемственности власти — своего рода «коллективным Назарбаевым». Начавшаяся праймериз-кампания — попытка влить молодое вино в старые мехи, чтобы повысить привлекательность этой изрядно разбухшей политической «емкости» в глазах общества. Ход, надо признать, тактически беспроигрышный. Ведь в стране немало молодых и не очень молодых, но весьма амбициозных людей, готовых, что называется, «послужить», но не желающих «прислуживаться» ради покровительства пресловутых «агашек». К тому же безотказная еще 5-10 лет назад схема «патрон-клиент» сегодня уже не столь эффективна. А тут — вполне себе продвинутый и цивилизованный способ карьерного роста «через партию — к звездам», причем, практически без «терний». Недаром чуть ли не единственное политическое требование к кандидату в «праймеристы» — разделять программные цели партии.

Партия, дай порулить!

Понятно, что при первых же звуках партийного «горна» обнаружилось немало желающих «сходить» в большую политику. Как доложил лидеру «Нур Отана» Нурсултану Назарбаеву его первый заместитель Бауыржан Байбек, для участия в праймериз в партию вступили «более 700 лидеров общественного мнения на местах». Согласитесь, цифра впечатляющая и очень любопытная. Откуда взялись эти люди на нашем плоскоравнинном общественно-политическом пространстве? Кто они? И главное — как и кем отбирались? Или Бауыржан Кадыргалиевич хочет сказать, что процесс первичной селекции проходил без участия наших уважаемых акимов — по совместительству председателей областных и районных филиалов партии?

Понятно, что при первых же звуках партийного «горна» обнаружилось немало желающих «сходить» в большую политику.

Понятно, что при первых же звуках партийного «горна» обнаружилось немало желающих «сходить» в большую политику.

Задавал ли лидер «Нур Отана» подобные вопросы своему заместителю и последователю, мы не знаем: подробного сообщения об их беседе найти не удалось. Но если судить по опубликованным еще в начале июня «Правилам проведения праймериз», претенденты «со стороны» практически не имеют шансов попасть под знамена правящей партии. «Допускается, что кандидат при выдвижении может быть не членом партии, но до окончания срока регистрации для участия в праймериз он должен вступить в партию», — говорится в правилах. Так что скорее всего эти «700 нуротанцев» давно взяты на карандаш местными партфункционерами, а теперь под предлогом праймериз срочно «обилечены». Судя по всему, один из основателей «Лиги сторонников партии» Нур Отан" Ерлан Саиров не без оснований опасался «вмешательства акимов в проведение праймериз», чтобы впихнуть в этот социальный лифт «своих людей».

И это, товарищи партийцы, правильно! С одной стороны, широко жить всегда удобнее в узком кругу: все мы помним, каким скандалом сопровождалось в свое время изгнание из мажилиса Булата Абилова, оказавшегося очередным на замещение выбывшего депутата в партсписке тогда еще просто «Отана». С другой — истинные лидеры общественного мнения в наших реалиях — именно абиловы, от которых один Аллах знает, чего ждать. Так что упомянутые г-ном Байбеком «лидеры» регионального розлива скорее всего из числа провластных активистов-общественников или «коммерсов» средней руки, приносящих практическую пользу партийно-хозяйственным «ячейкам».

Впрочем, если в «Нур Отане» доказательно опровергнут эту версию и окажется, что эти семь сотен «молодогвардейцев» — действительно реальные и авторитетные общественные лидеры, идущие в мажилисы/маслихаты не карьеры ради, а процветания страны для — останется только порадоваться как за правящую партию, так и за тех, кем она правит — за нас с вами. Знать бы только их всех поименно...

Гонка за лидерством

Вообще-то праймериз — чисто американская придумка, которая рассчитана на межпартийную конкуренцию, на сложившийся политический рынок. В Казахстане такого рынка нет даже в зачаточном состоянии, а потому затея с праймериз напоминает езду по проселочной дороге на болиде для гонок Формулы-1.

Но даже в условиях нашего «проселка» нуротановская праймериз-гонка претендует на главное политическое шоу 2020 года. А сама партия власти в случае успешного завершения внутренних выборов (голосование за включение выдвинутых кандидатов в партсписки в мажилис и маслихаты пройдет с 1 по 3 октября) будет полностью готова к возможным досрочным выборам где-нибудь в декабре. Судя по тому, как набирает обороты «всенародная поддержка» внутренних выборов в отдельно взятой — пусть и крупнейшей в стране партии (в минувший четверг секретарь партии Арман Крыкбаев выслушал в онлайн-режиме реверансы «творческой интеллигенции» по поводу праймериз) — политический ландшафт Казахстана останется неизменным. А «Нур Отан» окончательно утвердится в статусе главной — руководящей и направляющей, так сказать — политической силы в стране.

Новый партхозактив

Партбилет «Нур Отан» перестает быть неким полуобязательным «довеском» к удостоверению министра или акима. Напротив, успешная карьера в системе исполнительной власти становится практически невозможной без «вступления в ряды». А исключение из оных равносильно утрате привычного номенклатурного комфорта. Не случайно первый зампред «партии партий» дальновидно и недвусмысленно заявил представителям Лиги сторонников «Нур Отана»: «Перезагрузка партии не заканчивается на праймериз. Она только начинается. Как вы знаете, если раньше партия шла на выборы с одной общереспубликанской предвыборной программой, то сейчас в соответствии с поручением Елбасы мы разработали проекты 216 региональных предвыборных программ. По поручению лидера партии мы планируем опубликовать их и применить метод краудфандинга. Мы открыты к предложениям, конструктивной критике и готовы отвечать на запросы общества на системные изменения».

Учитывая, что акимы не только областей, но и большинства районов «рулят» еще и местными парт-организациями, можно уже сейчас констатировать построение мощной партийно-хозяйственной вертикали власти. Встроенным в которую — будучи членом бюро политсовета правящей партии — оказался даже президент.

Насколько эффективным окажется такой «партхозактив» — остается только гадать. И ждать выборов — досрочных или календарных. Гарантировать можно лишь одно — скучно не будет. Легко — тоже...

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz