Казахстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
Общество9 сентября 2020 5:20

Начало эпохи всеобщего знания

Реформы школы, которые набили изрядную оскомину гражданскому обществу, учителям и родительскому сообществу в Казахстане, случались и ранее, еще в бытность республики в составе СССР
В 1960-х годах в Советском Союзе был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию.

В 1960-х годах в Советском Союзе был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию.

Фото: Андрей Михайлов

Тогда, правда, реформирование опиралось на более-менее понятную и последовательную стратегию государства, а не на желание отдельных министров «наследить» посмачнее на своем мимолетном месте.

Партия сказала — надо!

В 1960-х годах в Советском Союзе был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Всеобщее — это значит повсеместное и для всех, независимо от регионов, условий и обстоятельств.

10 ноября 1966 года появилось давно ожидаемое Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы».

В нем, между прочим, прозвучало следующее:

«...Считать важнейшей задачей партийных и советских органов в области народного просвещения осуществление в основном к 1970 году в стране всеобщего среднего образования для подрастающего поколения».

И намечалось:

«...Приведение содержания образования в соответствие с требованиями развития науки, техники и культуры; установление преемственности в изучении основ наук с 1 по 10 (11) класс, более рациональное распределение учебных материалов по годам обучения, начало систематического преподавания основ наук с четвертого года обучения (сохраняя действующие условия оплаты труда учителей 1 — 4 классов)».

И (уже тогда!) выделялась насущная и актуальная до сих пор проблема. И линии ее решения:

«...Преодоление перегрузки учащихся путем освобождения учебных программ и учебников от излишней детализации и второстепенного материала».

Реформа за партой

Честно говоря, о том, что мне посчастливилось стать участником реформы, я узнал, только готовя этот материал. В 1965 году, вместе с сотней одногодков, я просто сел за парту одного из трех 1-х классов в школе родной «деревни» (так в шутку назывался Научный городок казахстанских физиков под Алма-Атой). Ничего не подозревая. Судьбоносность же времени, если и стала чьей-то головной болью, то не нашей.

Честно говоря, о том, что мне посчастливилось стать участником реформы, я узнал, только готовя этот материал.

Честно говоря, о том, что мне посчастливилось стать участником реформы, я узнал, только готовя этот материал.

Фото: Андрей Михайлов

Это уже задним числом я вспоминаю, как на глазах менялись учебники — даже по таким консервативным предметам, как моя любимая «Физическая география». У предшественников встречались еще в качестве иллюстраций рисунки Роборовского, сделанные в 3-й экспедиции Пржевальского. И вводились новые курсы, вроде «Обществоведения», «Начальной военной подготовки» и факультативного курса «Вычислительной техники». А еще появлялись итоговые экзамены и непонятные «летние практики».

Чего стоили новые веяния нашим родителям? Дополнительно к школьной форме, портфелям, трико и кедам — затраты на новые учебнике, выпущенные взамен тех, которые до того можно было просто позаимствовать у отучившихся старших товарищей. Практики «проката» учебников из школьной библиотеки в те годы не существовало, так что покупка их была частью ритуала подготовки к каждому новому учебному году. О том, сколько все это стоило в действительности, свидетельствует обнаруженная в архиве «смета», написанная моим детским почерком. Набор учебников для пятого класса (плюс 50 двухкопеечных тетрадок), если верить точности подсчета, обходился семейному бюджету в 3 рубля 15 копеек.

Чего стоили новые веяния нашим родителям?

Чего стоили новые веяния нашим родителям?

Фото: Андрей Михайлов

Романтика и аромат просвещения

Первые сентябрьские деньки наполняли мир характерным запахом — ароматом новых учебников, пропахших свежей типографской краской и еще непросохшим до конца клеем. В нашем Научном городке, как ни странно, книжных магазинов отродясь не бывало. Потому-то за учебниками приходилось ездить в Алма-Ату, где случались «школьные ярмарки» и встречались книжные магазины. Но чаще мы отправлялись в Талгар (который был нашим райцентром) либо в соседний «Табаксовхоз». Так как ничего в те годы не доставалось легко и с первого раза — «ездить за учебниками» приходилось неоднократно и до победы.

Но зато каким удовольствием было пролистать купленные учебники, такие праздничные и девственно чистые, наполненные чарующими картинками и теми знаниями, которыми предстояло наполнить голову! Всем им предстояла долгая и многотрудная жизнь, напрямую сопряженная со школьной судьбой их счастливых обладателей. Все они — вместе с карандашами, ручками, перьями, чернильницами, альбомами для рисования, тетрадками — загружались в портфель. («Эпоха ранцев» в то время как раз прошла, а «эра ранцев» — не наступила). Получался весьма увесистый груз. Для многих он становился причиной искривления позвоночника (в наше время в нашей школе не водилось ни одного отпрыска даже самой гордой фамилии, которого бы подвозили на занятия на автомобиле — эти времена также были впереди).

Скрип образования

«В школьное окно смотрят облака,

Бесконечным кажется урок.

Слышно, как скрипит пёрышко слегка

И ложатся строчки на листок».

Архаичная и проникновенная песенка, с чувством исполнявшаяся популярным ВИА «Пламя» (если не ошибаюсь), нуждается в комментарии. В клавиатурно-гелевую эпоху трудно уяснить, какой-такой «скрип» сопровождал уроки полвека назад? Но скрип в классах стоял во время учебного процесса вовсе не фигуральный, а вполне конкретный. Ведь мы учились писать так же (и тем же), как несколько поколений до нас — перьевыми ручками и скрипучими стальными перьями, норовившими порвать все, к чему прикасались. Неофициально предмет назывался «чистописанием» — писать чисто автоматически означало писать правильно — выводя буквы с нужной последовательностью и нужным нажимом, и только так.

Всем им предстояла долгая и многотрудная жизнь, напрямую сопряженная со школьной судьбой их счастливых обладателей.

Всем им предстояла долгая и многотрудная жизнь, напрямую сопряженная со школьной судьбой их счастливых обладателей.

Фото: Андрей Михайлов

Еще одним обязательным атрибутом «чистописания» были чернильницы-непроливашки (так называемые, но проливались они еще как!), куда по мере истощения обмакивались перья. И обязательная промокашка, усаженная кляксами и кляксочками, отпечатками произведенных в тетрадках линий и обильными творческими дополнениями к ним (жаль, что они не сохранились в архивах — вот было бы чудное свидетельство об эпохе!) А еще дополнением ко всему этому были парты — деревянные, крашенные, с пазами для чернильниц и ручек, наклонными столешницами и гулко хлопающими крышками.

...Все это стремительно кануло в прошлое и превратилось в элемент дремучей архаики буквально уже в ту пору, когда я и мои одноклассники планомерно получали свое обязательное среднее образование.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz