Казахстан
+6°
Boom metrics
Сегодня:
Общество7 октября 2020 4:54

Выйти из сумрака!

До конца года в Казахстане планируют ввести утилизационный сбор на кабельно-проводниковую продукцию
Из 43 казахстанских предприятий, производящих кабельную продукцию, только 14 имеют сертификаты соответствия.

Из 43 казахстанских предприятий, производящих кабельную продукцию, только 14 имеют сертификаты соответствия.

Эта мера должна кардинально изменить ситуацию на казахстанском кабельном рынке: поддержать отечественного производителя и повысить качество казахстанской продукции. Но, к закономерному удивлению многих, у нововведения помимо сторонников нашлись и горячие противники. «Комсомолка» попыталась разобраться в аргументах и мотивации тех и других. Понять, в каком положении сегодня находится отечественный рынок кабельно-проводниковой продукции и что введение «утильсбора» даст простым казахстанцам.

Согласно статистике, в Казахстане около 60% всех пожаров в строениях происходит по причине неисправности электропроводки. Вернее, так это называется в заключении экспертов, а вот сколько именно возгораний вызвано изначально некачественной кабельной продукцией — неизвестно. Так же как нет ни одного факта привлечения к ответственности хотя бы одного недобросовестного производителя, «благодаря» которому кто-то лишился собственности, а то и жизни...

После недолгого совещания в редакции мы решили провести небольшой эксперимент — в ближайшем магазине электротоваров был куплен удлинитель на три розетки: самый обыкновенный, казахстанского производства с использованием турецкого кабеля. После чего обратились за помощью в Ассоциацию кабельных заводов Казахстана и попросили проверить изделие. Нам не отказали и провели свое исследование. Дальше только факты: «Фирма-производитель указала на маркировке сечение токопроводящей жилы кабеля в 1мм2, что не соответствует заявленной токовой нагрузке в 16 ампер, для этого значения сечение должно быть не менее 1,5 мм2. Вилка в удлинителе рассчитана на нагрузку в 10 ампер, а испытание жилы на электросопротивление показало, что фактическая токовая нагрузка удлинителя в два раза ниже, что может привести к возгоранию». Вот так. Никто не знает, сколько такой кабель прослужит и не вспыхнет ли он на следующий день. Вместе с чьей-то квартирой. При этом потребители даже не догадываются о том, что им предлагают, по сути, заведомый брак. И о том, с какими рисками сопряжено использование такой продукции.

Девятый вал фальсификата

— Назвать точную цифру, какую долю на казахстанском рынке составляет фальсификат, вам сегодня не сможет никто, — говорит гендиректор АО «Казэнергокабель» Владимир Бобров. — Но можно смело предположить, что не менее 80%. В качестве иллюстрации могу привести такой пример: сегодня в Казахстане только две строительные компании — BAZIS-A и BI-Group — ввели на своих строящихся объектах входной контроль на кабельную продукцию. В свое время они сами провели проверку и ужаснулись — фальсификат достигал 70%. После чего приняли решение, что лучше закупать продукцию подороже, но качественную. Но таких ответственных компаний всего две на весь Казахстан. Всего в республике зарегистрировано 43 предприятия, производящих кабельную продукцию, при этом только 14 из них имеют сертификаты соответствия. То есть получается, остальные вообще не имеют права работать на рынке.

Владимир Бобров.

Владимир Бобров.

То, как обстоят сегодня дела с сертификатами, вызывает тревожное недоумение. Согласно законодательству, если у производственной компании принудительно прекращается действие сертификата, она обязана отозвать свою продукцию с рынка, при этом оповестив всех, кто успел ее купить. В противном случае государство должно ее изъять и приостановить деятельность предприятия до устранения недостатков. Почему-то это работает в пищевой промышленности. Но в кабельной не работает — от слова «совсем». То есть сертификаты соответствия анулируются, но предприятия и не думают отзывать с рынка свою продукцию и оповещать потребителей. За последние 1,5 года из-за грубейших нарушений Комитет технического регулирования и метрологии (КТРМ) прекратил действие более 70 сертификатов соответствия у целого ряда казахстанских предприятий, но с рынка не отозвано ни одного метра кабеля. А граждане Казахстана так и не были оповещены о том, кто выпускает продукцию, угрожающую безопасности их семей и имущества.

— В соседней России еще недавно 80% кабеля на рынке было фальсифицировано, — продолжает Владимир Бобров. — В ответ российские производители и продавцы электротехники создали ассоциацию «Честная позиция», в рамках которой начали активно проверять продукцию на российском рынке. В результате за 6 лет снизили уровень фальсификата до 50%. При этом в России в целом ряде регионов лично губернаторы возглавляют комиссии по контролю качества кабельно-проводниковой продукции на объектах, строящихся на бюджетные деньги. В этом плане ведется очень серьезная работа. У нас же, после того как в 2012 году Комитет технического регулирования и метрологии лишился функции контроля, в системе контроля безопасности промышленной продукции образовалась огромная брешь. В результате этим воспользовались как зарубежные, так и наши недобросовестные производители и казахстанский рынок кабельно-проводниковой продукции был буквально наводнен фальсификатом. Да, в прошлом году функцию контроля вернули, но КТРМ, воссозданный в рамках Министерства торговли, не наделили необходимым финансированием. То есть функция контроля у них вроде бы есть, но эффективно реализовать ее они не могут. Условно говоря, у них нет возможности прийти в магазин, купить телевизор и проверить его.

Против лома нет приема?

По данным Ассоциации кабельных заводов Казахстана, отечественные производители сегодня занимают всего треть внутреннего рынка кабельно-проводниковой продукции в нашей стране. Ежегодно в Казахстан импортируется 56 тысяч тонн кабеля на сумму свыше 260 млн долларов. И это при том, что отечественные предприятия не загружены даже на 50%.

-

-

— Я сужу по своему предприятию, — отмечает Владимир Бобров. — В 2012 году у нас работало 720 человек, сегодня — 520. Сейчас мы на 30% меньше перерабатываем металла, чем в 2013 году. А ведь мы не только можем производить больше, но готовы еще и значительно нарастить мощности.

Интересный факт: несмотря на высокую долю импорта и низкую загрузку отечественных кабельных предприятий, экспорт лома цветных металлов из Казахстана демонстрирует бурный рост. К примеру, в 2018 году Казахстан экспортировал в Россию 41,5 тысячи тонн медного и алюминиевого лома, получив обратно в виде импорта почти 34 тысячи тонн кабельно-проводниковой продукции на сумму свыше 100 млн долларов. Такой объем вывозимого лома говорит только об одном: идет масштабная теневая переработка кабельных отходов. При этом, естественно, почти никто не заморачивается с процессом утилизации кабеля. Чтобы достать металлическую «жилу», оболочку просто сжигают, что наносит колоссальный вред окружающей среде.

— Каждый год из страны вывозится примерно 50 тысяч тонн цветного лома, — размышляет Владимир Бобров. — Значит, на них было как минимум 15-20 тысяч тонн «сопутствующего» материала, который просто сожгли, отравив атмосферу. Наши оппоненты задают вопрос: «А как нам еще перерабатывать кабель?» Да все просто, должны быть созданы заводы по безопасной для экологии переработке, которые, получая кабель на входе, на выходе должны давать раздельно металл и изоляционную оболочку. И материалы не сжигаются, а подлежат вторичной переработке. Естественно, это будет стоить намного дороже, поэтому сегодня их проще сжечь. Но вот когда, наконец, введут утилизационный сбор с соответствующими правилами стимулирования, то предприятиям будет выгодно продавать отслуживший свой срок кабель заводам, осуществляющим экологически безопасную переработку. Кроме того, медь и алюминий будет не вывозиться за рубеж, как сейчас, а перерабатываться в Казахстане в высокотехнологичную продукцию и идти в том числе и на экспорт. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев недвусмысленно высказался на этот счет: «Перерабатывать и производить нужно у нас». Но для этого отрасль нужно поддерживать, как это делается в других государствах.

Введение утилизационного сбора на кабельно-проводниковую продукцию простимулирует производство в Казахстане более недорогой, качественной и экологически безопасной продукции.

Введение утилизационного сбора на кабельно-проводниковую продукцию простимулирует производство в Казахстане более недорогой, качественной и экологически безопасной продукции.

Кабель под напряжением

— Мы благодарны, что президент в своем послании поручил правительству рассмотреть вопрос обеспечения отечественных производителей сырьем по конкурентным ценам, — говорит гендиректор АО «Казэнергокабель». — Ожидаем, что это решение будет выполнено как можно скорее, потому что в странах-конкурентах этот вопрос уже давно решен. У нас переработка не развивается, потому что когда приходят инвесторы, они рассчитывают, что в стране есть сырье, которое можно купить дешевле, чем на Лондонской бирже металлов. А когда они сталкиваются с нашей реальностью, то думают: «А зачем мне это надо? Какой мне смысл к вам идти?» Например, есть у нас турецкие предприятия, которые выпускают фальсифицированную продукцию. По сути, это «гаражные кооперативы», им не выгодно вкладывать деньги в нормальное производство. А так они поставили небольшие предприятия, гонят этот фальсификат потоком на наш рынок и в ус не дуют: «Ну, закроют, так закроют». Они вложенные деньги давно окупили. А серьезных зарубежных инвесторов, готовых вложиться в кабельную отрасль, в Казахстане нет ни одного. Потому что нет поддержки государства, никак не отслеживается качество продукта и его безопасность для потребителя. А без этого ответственные инвесторы не идут на наш рынок.

У наших ближайших соседей с мерами господдержки дела обстоят намного лучше. В Узбекистане, например, медь для внутреннего рынка стоит на 15% дешевле, чем на Лондонской бирже металлов (LME). Уровень цен на сырье для отечественных переработчиков регулируется в России и Беларуси. Казахстанские же производители вынуждены покупать и алюминий, и медь по ценам LME. В результате — практически ничего не зарабатывая, лишь с трудом удерживаясь «на плаву». Тому же российскому бизнесу со стороны государства оказывается очень серьезная поддержка: своим экспортерам компенсируются транспортные расходы, возмещается часть затрат на стоимость материалов и те, соответственно, имеют значительное преимущество по цене. У нас, к сожалению, сейчас есть только одна мера поддержки: изъятие из национального режима. Это когда в рамках ЕАЭС государство принимает волевое решение о том, что какой-то определенный вид продукции все бюджетные потребители должны покупать только отечественного производства, как бы изымая определенную номенклатуру с рынка госзакупок. То есть все объекты, которые строятся за государственный счет: школы, больницы, жилые дома, должны обеспечиваться только казахстанской кабельной продукцией. Сегодня это единственная мера, которая применяется в рамках ЕАЭС и ВТО. Мы не можем вводить ни акцизы, ни таможенные пошлины. Иными словами — не можем эффективно защитить свой внутренний рынок. Эти проблемы и должно решить введение утилизационного сбора, столь давно ожидаемое добросовестными казахстанскими производителями.

Не панацея, но поддержка...

Итак, что такое утилизационный сбор и на что конкретно он повлияет? Это 5-процентный платеж от стоимости товара, который будут должны выплачивать все производители и импортеры кабельно-проводниковой продукции. Вот только весь смысл в том, что отечественным предприятиям эти средства будут возвращены, а импортерам — нет. Одновременно вместе с утилизационным сбором вводится и стимулирование отечественных производителей, которое будет действовать в отношении только тех, кто соответствует определенным правилам и требованиям техрегламента. То есть теперь придется полностью отвечать за качество своей продукции на рынке. И если вдруг будет выявлено, что предприятие, получившее стимулирование, выпустило небезопасную продукцию, оно будет вынуждено его изъять. Ряд казахстанских предприятий, не брезговавших производством фальсификата, осознав перспективу, выступили против введения утилизационного сбора. Больше того, они создали свою ассоциацию и организовали массированную информационную кампанию.

-

-

А ведь введение утилизационного сбора способно кардинально поменять ситуацию на казахстанском рынке кабельно-проводниковой продукции. Во-первых, оно простимулирует производство в Казахстане экологически безопасной кабельной продукции. Ведь когда горит фальсифицированный кабель, он выделяет огромное количество отравляющих веществ и при пожарах люди гибнут в 80% случаев от того, что происходит отравление продуктами горения. Теперь же все производители, чтобы соответствовать правилам, будут обязаны производить только качественные, соответствующие сертификатам кабели, в том числе с пониженной пожароопасностью, бездымные и нетоксичные.

Во-вторых, при госстимулировании отечественные производители, повысив качество и безопасность продукции, смогут позволить себе не повышать на нее цену, соответственно, импортная продукция станет дороже. Это может стать очень серьезной мерой поддержки казахстанских производителей. Ведь к нам в страну ежегодно завозится кабельно-проводниковой продукции на 260 млн долларов, но из них как минимум 200 млн — это номенклатура, которая может производиться в Казахстане нашими заводами.

— Наши предприятия смогут поднять объем производства на 100 млн долларов в течение года, — заверил Владимир Бобров. — А через полтора-два, вложив инвестиции, мы сможем закрыть оставшуюся нишу, что в целом создаст еще несколько тысяч новых рабочих мест. Для этого есть все необходимое: оборудование, инфраструктура, кадры.

Мы же, в свою очередь, надеемся, что ничто не помешает ввести утилизационный сбор уже до конца этого года. Ведь дело даже не в отвлеченных для большинства простых казахстанцев понятиях о поддержке отечественных производителей или защите экологии. Речь идет о том, что касается каждого из нас — на кону жизни наших родных и близких, которые столь часто забирают пожары, вызванные некачественной проводкой.

ДОСЛОВНО

Бейбут АТАМКУЛОВ, министр индустрии и инфраструктурного развития РК:

Бейбут Атамкулов.

Бейбут Атамкулов.

— Мы являемся крупнейшим производителем меди и алюминия и имеем возможность полностью закрыть внутреннюю потребность, а также выйти на экспорт. Рынок Казахстана составляет 389 млн. долларов США, из которых на 120 млн. долларов США производится 14 отечественными предприятиями. Наша продукция является качественной, экспорториентированной, конкурентной. Для нас главный приоритет — это производство продукции 5-6 передела с высокой добавленной стоимостью и конечно создание новых высокопрофессиональных рабочих мест. Уверен это достижимая задача, и мы предоставим максимальную поддержку со стороны государства в достижении этих целей.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz