Премия Рунета-2020
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды18 апреля 2008 22:00

Царь воскрес. Живет в Крыму

В прокат вышел «истерн» по-российски - «Господа офицеры. Спасти императора»
Источник:kp.ru
Даже красного комиссара у Фомина играет актер по фамилии Белый.

Даже красного комиссара у Фомина играет актер по фамилии Белый.

Свою родословную «Господа офицеры», конечно, ведут от советских фильмов про гражданскую войну типа «Шестой» или «Хлеб, золото, наган». Но режиссер Олег Фомин решительно меняет акценты: злодеи теперь не белогвардейские есаулы и вахмистры, а как раз упертый сотрудник ЧК и его прихвостни, либо туповатые, либо трусливо-жестокие. В подобном перевертыше есть свой лирический смысл: зрителю сразу предлагается болеть не за победителей, а за проигравших. Само название «Господа офицеры. Спасти императора» настраивает зрителя не на бравурный, а на несколько траурный лад (это все равно, что назвать фильм «Господа офицеры: как у них ничего не вышло»).

Олег Газманов и Александр Малинин еще в конце 80-х заработали свои три копейки на печальной романтике обреченности. Кинематограф же скорее отмалчивался. Казалось, боевик про благородных есаулов и красных упырей так и не будет снят. Но вот - сняли.

Отряд спасителей царя подобран по голливудскому принципу: один в нем отвечает за шутки, второй - за безрассудство и музыкальное сопровождение (Марат Башаров не расстается с гитарой), третий - этакий комический медведь-силач, четвертый - взрывник-виртуоз - помогает общему делу, поднимая на воздух вагоны с красной сволочью, и т. д.

О том, что все эти милые герои идут на провальную миссию, Фомин никому не даст забыть: даже шестиклассник, не представляющий, в чем разница между Николаями I и II, через полчаса интуитивно поймет, что добром дело не кончится. Где-то на двадцатой минуте господ офицеров начинают убивать одного за другим. Впрочем, офицеры погибают довольно красиво, уложив перед смертью сотню-другую плебеев. Последнему, лишившемуся всех друзей, как бы в награду является видение: по дороге едет подвода, а на ней - государь император со всей семьей. На лице героя возникает выражение изумления из серии «Так вас же вчера расстреляли?!». Но мрачный император ничего не отвечает озадаченному офицеру, скрываясь в клубах пыли. Еще больше тумана напускает финальный титр: «В народе живут верования, что государя удалось спасти...» Если до выхода «Господ офицеров» людей с такими верованиями отыскать было трудновато, теперь число тешащих себя приятной надеждой, что все образумилось, наверняка возрастет.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

За пересмотр истории пусть голосуют зрители

Удивительная вещь - столь популярный в советское время жанр «истерн» в последние лет 15 оказался у наших режиссеров почти не востребован. Шел пересмотр «исторических ценностей»? Теперь, похоже, с «цветом» героев определились.

Картина Фомина про «хороших» белых, заметьте, сделана при поддержке Федерального агентства по кинематографии, в свое время спонсировавшего весьма неоднозначный фильм «Сволочи». (Хотя первую картину про трагическую гибель Николая Романова и зверства большевиков снял, конечно же, не Фомин, а еще Карен Шахназаров в 1991 году. «Цареубийца», помните? - Ред.) Вот и Первый канал уже завершил съемки «Адмирала Колчака» с Хабенским в главной роли - про одного из самых ярких лидеров белого движения. Лучше же всего за этот пересмотр истории и «правый поворот» проголосуют зрители: «истерны» были одними из самых кассовых в советском прокате.

Фомин снял крепкий, авантюрный боевичок, причем не без иронии. Даже красного комиссара у него играет актер Белый. Поэтому пока я готов закрыть глаза и на абсолютную псевдоисторичность сюжета, и на изначальную провальность миссии героев. В конце концов Дюма тоже отправил мушкетеров в Англию спасать несчастного Карла Стюарта. Операция, как нам известно из истории, абсолютно бесполезная. Английскому королю все равно в итоге отрубили голову. Но даже зная такой финал, вы разве бросите читать «Двадцать лет спустя»?

Анатолий МАКСИМОВ