Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Звезды22 сентября 2010 22:00

Алексей Учитель дошел до «Края»

На российские экраны выходит блокбастер, выдвинутый от России на «Оскара» [видео]

Край - не только название далекого таежного поселка, куда прибывает после войны сильно контуженный главный герой Игнат. Не только обозначение географической удаленности забытого богом местечка, куда отправляли проштрафившихся и политически неблагонадежных. Край - это состояние страны и человеческой психики, подорванных войной и сталинской паранойей. Побывавший на краю и за краем Игнат не может не привнести свою одержимость и в «мирную жизнь»: больше всего на свете, больше ласк пышногрудой зечки Софьи (Юлия Пересильд) ему по душе гонки на паровозах, к которым решительно не готово пребывающее в ледяном ступоре население поселка-лагеря. Загнав один паровоз, Игнат отправляется в еще большую глушь за другим - его бросил в начале войны инженер-немец. Находит он не только паровоз, но и спрятавшуюся в его железном чреве дочь немца (отличную молодую актрису Аньорку Штрехель режиссер высмотрел в одном из фильмов Карловарского фестиваля, в котором участвовал со своим «Пленным»). Девушка умудрилась просидеть в паровозе всю войну, о которой понятия не имела, и теперь недоумевает, за что же ее так ненавидят жители Края. Ржавая груда металлолома, окрещенная по имени немца «Густавом» (таким было рабочее название картины), по сути, является главным героем фильма, едва ли не более выразительным, чем те, кто на этой груде ездит. А самый впечатляющий эпизод - тот, в котором Игнату с немкой ценой невероятных физических усилий удается сдвинуть «Густава» с места и перегнать по рушащимся под его тяжестью рельсам через реку на «большую землю». По интенсивности актерской игры этот эпизод заставляет вспомнить классический фильм Вернера Херцога «Фитцкарральдо» - правда, герой Клауса Кински тащит на себе пароход. Снимая крупнобюджетный (по нашим меркам) фильм, Учитель прекрасно понимает, что на одном локомотиве далеко не уедешь. Зрителю нужны открытый конфликт и размашистые страсти. Один любовный треугольник он смело накладывает на другой (у Игната есть соперник в его бурных отношениях с Софьей, но и сама Софья вступает в борьбу за Игната с одичавшей немкой). А в финале даже утешает публику неожиданным хеппи-эндом.

Понятно, что в медвежьем краю медведей не перечесть. Вот этого, например, зовут Степан: съемочная группа быстро нашла с ним общий язык, угощая шпротами и кока-колой.

Понятно, что в медвежьем краю медведей не перечесть. Вот этого, например, зовут Степан: съемочная группа быстро нашла с ним общий язык, угощая шпротами и кока-колой.

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ Создание этого фильма было бы, скорее всего, невозможным, если бы не участие ОАО «РЖД» и лично Владимира Якунина. Именно РЖД предоставило в распоряжение съемочной группы старинные паровозы, вокруг которых вертится все действие. Да и, кстати, вечеринка после премьеры фильма закономерным образом прошла вчера на Рижском вокзале... Страна у нас большая, без железных дорог - никак. И железные дороги, как выясняется, не только средство передвижения, но и способ приобщения к важнейшему из искусств. За что и спасибо сказать не грех.