Казахстан
+10°
Boom metrics
Сегодня:
Общество4 июня 2019 16:00

Высшая начальная школа

Корреспондент «Комсомолки» задался целью изучить изнутри систему образования в Израиле и испытать ее на себе. Вернее - на своем отпрыске.
Михаил Коган
Есть в Израиле школы, история которых тесно связана с историей страны.

Есть в Израиле школы, история которых тесно связана с историей страны.

В начальной школе в Израиле дети обучаются с первого по шестой классы. В средней - тихоне - с десятого по двенадцатый. Между ними расположились классы с седьмого по девятый. Это примерно то, что в СССР называлось неполным средним образованием, а здесь - школой промежуточной ступени, хативат бейнаим.

Если с начальным образованием все просто и практически все дети обучаются по одним программам и на одном уровне (исключение составляют лишь школы для одаренных детей, куда принимают со второго класса, и в них отбирают не более 1,5% учеников), то с седьмого класса все по-другому. Учеников внутри класса делят на группы по уровню успеваемости и способностям. Есть предметы, обязательные для всех, но есть и такие, право на изучение которых надо «заработать» приличной успеваемостью, - это, например, химия, биология. Их, в отличие от общего естествознания, изучают только хорошо успевающие ребята. В «хативе» ученики начинают специализироваться как в образовательных предметах - математике, физике, языках, литературе и т.д., так и в других дисциплинах - музыке, спорте, изобразительном искусстве.

Есть в Израиле школы, история которых тесно связана с историей страны. Это, например, гимназия «Герцлия», основанная в 1905 году, а здание, специально для нее построенное в 1909-м, стало первым общественным зданием Тель-Авива. Школы ОРТ, которые первоначально были созданы еще в царской России, а в Израиле появились одновременно с основанием государства, готовят выпускников с профессиональными знаниями в различных отраслях экономики, от сельского хозяйства до телекоммуникаций. Сельскохозяйственная школа «Кадури» в Нижней Галилее открылась в 1934 году, и в ней учились многие знаковые для страны и знаменитые на весь мир люди - такие как генерал, премьер-министр и лауреат Нобелевской премии мира Ицхак Рабин.

В центре Иерусалима находится Молодежная деревня доктора Исраэля Гольдштейна, или школа «Хават а-ноар а-циони», которая была основана в 1949 году как дом для еврейских сирот, потерявших свои семьи в результате Холокоста. Сегодня это специализированное учебное заведение, в котором учатся около 500 детей из разных стран - бывшего СССР, США, Франции, Марокко, Эфиопии, Израиля. Многие из них проживают в «деревенском» кампусе.

Рассказывает один из руководителей иерусалимской школы «Хават а-ноар» Давид Плоткин:

- Ребята, которые учатся в нашей школе, отличаются высоким уровнем знаний и достижениями в спорте и искусстве. Наши педагоги уделяют особое внимание развитию индивидуальных способностей учеников. Каждый год школа получает множество наград за достижения в образовании, искусстве и спорте. Помимо обязательных предметов школьной программы, наши ученики имеют возможность углубленно изучать естественные науки, включая физику, химию, агротехнику, основы здорового образа жизни, а также основы программирования. Дополнительные занятия в гуманитарной сфере включают основы социологии, музыку, искусство, в частности фотографию и кинематографию, китайский язык, международные отношения и коммуникации. То есть мы выпускаем практически готовых специалистов, для которых высшее образование не является какой-то новой целью, а становится еще одной ступенью в совершенствовании профессиональных навыков и умений, приобретенных за время обучения в нашей школе.

Этим можно объяснить достаточно строгие критерии отбора при поступлении в школу, которые учитывают не только общеобразовательную и специальную подготовку соискателя, но и такие факторы, как уровень социализации, лидерские качества, коммуникабельность. Проще говоря, наши ученики должны уметь жить и успешно развиваться в новом для себя и достаточно замкнутом мире школьного кампуса.

Испытано на себе

Одной из поступающих в Хават а-ноар в этом году стала моя дочь Соня, выпускница шестого класса обычной алматинской гимназии и уже вполне успешный музыкант. Для поступления ей пришлось выкроить несколько дней в конце учебного года, чтобы пройти тестирование и личные собеседования. Для педагогов и воспитателей важно не только оценить знания ребенка, но и лично пообщаться с ним.

В алматинской гимназии документы ребенка, уезжающего учиться за границу, получить непросто.

В алматинской гимназии документы ребенка, уезжающего учиться за границу, получить непросто.

Рассказывает Соня

- Мы прилетели в Израиль накануне двух больших праздников - Дня независимости страны (в этом году - 8 мая) и Дня Победы, который в Израиле так же, как и у нас, отмечается 9 мая. А седьмого мая меня пригласили на тестирование. Конечно, я волновалась. Во-первых, другая страна. Во-вторых, опасения, что моих знаний может оказаться недостаточно для поступления, несмотря на отличные оценки в табеле. Волнение стало проходить, когда мы прошли на территорию школы. Первое впечатление - большой парк, в котором скрываются небольшие дома. Дальше - настоящий стадион. Потом - неожиданно уютный офис, в котором проходили тестирование и собеседования. И какое-то почти домашнее отношение педагогов. Сами тесты по математике, английскому и - внимание! - русскому языкам, были достаточно сложными. А главное, большими - в каждом шестьдесят с лишним вопросов, на которые нужно ответить за строго ограниченное время. А на собеседованиях, наоборот, никто не торопил, но вопросы задавали самые разные, и с учебой никак не связанные, - что люблю, чем увлекаюсь, даже спеть попросили. Это было непривычно, все-таки наши учителя, кроме классного руководителя, разговаривают с детьми о предметах и оценках. И в общении с ними всегда ощущается дистанция. А здесь мне сразу дали почувствовать, что я такая же личность, как и те, кто со мной разговаривает. В общем, интересно! Хотя и страшновато немного уезжать из дома одной, жить без семьи...

На самом деле те же вопросы, что и ребенку, задавали отцу, то есть вашему корреспонденту, - разве что спеть не попросили. И, конечно, разговор взрослых был серьезнее. Педагогов и психолога (это едва ли не главный человек в школе-интернате), а большинство из них русскоязычные, интересовали как подготовка (впрочем, здесь все просто и объективно - на сколько вопросов ответил, столько баллов получил), так и способность ребенка адаптироваться в необычной ситуации, обучаться на незнакомом языке, интегрироваться в разноязыкое сообщество новых друзей. И, честно говоря, у меня сложилось убеждение, что именно мнение психолога является определяющим при приеме в школу.

А еще интересно, что музыкальная специализация ученика не означает снижение требований по общеобразовательным предметам. То есть музыка музыкой, а математику надо знать.

В общем, ребенок наш в школу поступил, и наступившие праздники отмечали с правильным настроением.

В заключение - ремарка для контраста. Оказывается, в алматинской гимназии документы ребенка, уезжающего учиться за границу, получить непросто. Нужно предоставить письмо из новой школы о зачислении и авиабилет, и тогда за два-три дня до вылета вам выдадут заветную папку. А раньше - ни-ни! «Вход - рубль, выход - два»?..