Казахстан
+24°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды19 июня 2019 6:00

Новый «Онегин»: на стыке классики и современности

В Алматы состоялась премьера оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин»
Фото: Елена ПЕТРОВА.

Фото: Елена ПЕТРОВА.

Сразу стоит отметить, что предыдущая постановка шла на сцене без изменений на протяжении полувека. Раскрыть и прочесть по-новому великое произведение в Алматы была приглашена известный российский режиссер и хореограф МАМТ им. К.С. Станиславского В.И. Немировича-Данченко Ирина Лычагина.

По словам директора ГАТОБ им. Абая, заслуженного деятеля Казахстана Аи Калиевой, премьера посвящена не только 220-летию великого поэта.

- Мировая постановка оперы «Евгений Онегин» состоялась 140 лет назад, - пояснила Ая Калиева. - Мы отмечаем 85-летие театрального сезона. И эта постановка - подарок для всех ценителей искусства. В нашем театре (в то время Казахского музыкального театра оперы и балета) опера «Евгений Онегин» впервые зазвучала в 1935 году на казахском языке. Еще через 11 лет, в 1946 году, - на русском. Одной из первых исполнительниц образа Татьяны стала легендарная Куляш Байсеитова. Затем новая постановка была сделана в 1970 году и с тех пор шла на нашей сцене без изменений. За все эти годы в ней играли ведущие партии такие мэтры, как Ермек Серкебаев, Алибек Днишев, Ринат Абдуллин и т.д. Новой постановкой мы хотели создать свою Татьяну и Онегина без привычных шаблонов и портретов. Нет смысла копировать или соревноваться с блистательными Днишевым или Серкебаевым, а молодым артистам надо расти. Разумеется, зритель уже привык к опере в прежней постановке, обязательно будет сравнивать. Надеемся, что им понравится. Хотелось бы обратить внимание на символ этой оперы - яблоки, которые так или иначе постоянно присутствуют на сцене. Для меня они несут сразу несколько смыслов. Это и яблоко раздора, и яблоко, упавшее и озарившее на открытие Ньютона, и наши алматинские яблоки.

Впрочем, для видеохудожницы Инеты Сипуновой из Латвии, которая визуализировала яблоневые сады на дисплее, они ассоциируются с Татьяной, которая ранила свои нежные чувства, не успев расцвести.

- Когда у себя на родине я увидела яблоневые цветы, которые погибли из-за заморозков, у меня сразу возникла ассоциация с Татьяной, обнажившей свои первые чувства, - рассказала Инета Сипунова. - Конечно, хотелось бы провести еще многие параллели, но мне важно было не переключать видеорядом внимание с самой героини.

Особую лепту в постановку внесла художник-постановщик, художник по костюмам Карина Автандилова.

- Если поэму Евгений Онегин называют энциклопедией русской жизни, то я постаралась показать в опере энциклопедию русской моды. Для этого изучила очень много специальной литературы в архивах. В спектакле представлена своеобразная ретроспектива истории русского костюма от 20-х годов XIX века (времени написания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин») до конца XIX-начала ХХ века (времени создания оперы П.И. Чайковского и первых постановок). Мы хотели ярче передать атмосферу времени, сделать акцент на отдельные детали, сфокусировав внимание на героях. В спектакле активно используются как свет, так и проекции, а в костюмах отражена как современность, так и классика.

Роль Онегина исполняет заслуженный деятель Казахстана Андрей Трегубенко. Кстати, именно с этой партии он начал свою карьеру 15 лет назад. И, как признается артист, труднее всего было выйти из привычного образа.

- Если говорить про эмоции, то они меня просто переполняют. Мой Онегин очень живой и настоящий. Мы долгие годы берегли прежнюю постановку как реликвию, особую ценность и гордость нашего театра, старались сохранить преемственность поколений и не отходить от традиций. Но сейчас произошло слияние классики и современности. Признаюсь, самым сложным для меня было «забыть» прошлый образ. Он «лез» из всех щелей. Но в итоге произошла полная трансформация образа, и новый Онегин уже никогда не будет прежним. Современная опера в целом претерпевает большие изменения. Сейчас оперные певцы - это не «замороженные» герои. И солисты, и хор не только поют, но и танцуют, бегают, прыгают по сцене.

Режиссер-постановщик Ирина Лычагина подчеркивает, что ее цель была найти золотую середину - не глумиться над классикой, но и не сдувать с нее пыль.

- Время идет, меняется темп жизни, скорость восприятия, но чувства остаются прежними. И, наверное, основное достижение - это исходить из собственного взгляда конкретного артиста. Онегин для всех нас - абсолютно живой человек, как Пушкин и Чайковский. Зрителям и слушателям не стоит ждать от нашего спектакля псевдоисторического правдоподобия. Нас интересует правда, а не правдоподобие, правда человеческих чувств, того, что Станиславский называл «жизнью человеческого духа»: именно внутренний мир героев, «движения их души» и есть основное содержание оперы, и именно в этих «движениях души», в несовпадениях, непониманиях - основные составляющие ее конфликта. Собственно, история героев оперы вне времени, вне эпохи. Это просто человеческая история. Каждый сидящий в зрительном зале может обнаружить в этой истории себя, каждое поколение по-своему отражается в зеркале, именуемом «Евгением Онегиным» Чайковского. И сегодняшние зрители и слушатели найдут в «Онегине» нечто близкое только им.

КСТАТИ

В премьерном показе задействованы как отечественные, так и приглашенные артисты: народный артист Армении Барсег Туманян, солистка Большого театра Республики Беларусь Клавдия Потемкина.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

«Пусть моя опера будет не сценична, пусть в ней мало действия, но я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что меня к этому тянет», - писал Петр Чайковский. Именно эта горячая и страстная увлеченность композитора придает опере особое обаяние искренней непосредственности, свежести и теплоты выражения. Опера «Евгений Онегин» приобрела рубежное значение в развитии композитора, ознаменовав наступление его полной творческой зрелости.

МЕЖДУ ТЕМ

В музее ГАТОБ им. Абая сохранились костюмы наиболее ярких исполнителей главных партий: Ермека Серкебаева в роли Евгения Онегина, Алибека Днишева в роли Владимира Ленского, Шоры Умбеталиева в роли Гремина. Они представлены в рамках премьерных показов в галерее ARTE. Также здесь проходит выставка архивных фотографий первых постановок оперы на сцене ГАТОБ, костюмов главных героев из музея театра, а также показ костюмов премьеры.