Казахстан
+7°
Boom metrics
Сегодня:
Политика11 июля 2019 3:50

Чувство мэра

«Моя задача - не нравиться. Моя задача - сделать город лучше!» - именно с этих слов почти четыре года назад начал свою деятельность на посту градоначальника Бауыржан Байбек
Бейбарыс ТЕМИРХАНОВ
Бауыржан Байбек.

Бауыржан Байбек.

Недавно он получил новое назначение, а у алматинцев, в свою очередь, появилась возможность подвести итоги работы «молодого да раннего» акима за прошедший период.

Многие горожане считают, что Байбек изменил город в лучшую сторону. Немало и тех, кто оценивает его работу со знаком минус. «Комсомолка» попыталась провести свой максимально беспристрастный анализ бурной деятельности «руководителя нового поколения», некую «мэру весов» по оценке как несомненных достижений и успехов прежнего акима, так и его провалов.

НЕОСПОРИМЫЕ ПЛЮСЫ

Во-первых, период, когда Бауыржан Байбек возглавлял мегаполис, запомнился горожанам практически непрерывным ремонтом дорог, особенно сменой бордюров по два раза в год. Но, тем не менее, с фактами не поспоришь - за это время в Алматы было отремонтировано более 600 улиц и почти 1600 дворов. С нуля построены сотни современных детских и десятки спортивных площадок, приведены в порядок все городские парки и скверы, а треть уличного освещения в городе перевели на энергосберегающие светильники.

Отремонтировано более 2 тысяч километров инженерных сетей и 300 км арыков. Полностью реконструирован исторический центр города, в том числе улицы Панфилова, Гоголя, Назарбаева, Абылай хана, Жибек жолы, Достык, Абая, «Старая площадь», хотя о качестве и эстетике реконструкции можно спорить. Особо отметим создание прогулочной пешеходной зоны по улице Панфилова, которая наряду с алматинским Арбатом стала своеобразным архитектурным символом Алматы.

Во-вторых, еще одной отличительной чертой последних лет стало введение концепции так называемого «комфортного города». Причем удобного для пешеходов, правда в ущерб автомобилистам. Согласно этой концепции, город, ориентированный на автомобильный транспорт, априори не может быть комфортным для всех. Чем-то придется жертвовать. Поэтому алматинцев по возможности постарались пересадить со «стальных коней» на общественный транспорт, велосипеды или электросамокаты. Что при этом делать с освободившимися автомобилями, им не объяснялось.

Для реализации упомянутой программы на алматинские улицы было добавлено 122 километра выделенных полос для общественного транспорта и велодорожки. Вся эта «роскошь» организована за счет уличной проезжей части, которая была сужена. Впрочем, все минусы этого подхода мы отправим на чашу весов с негативом, здесь же оставим только положительные факты.

За четыре года управления городом Байбек провел масштабную транспортную реформу: закуплено почти 1300 новых автобусов, что позволило обновить общественный транспорт на 80 процентов. В общественном транспорте введена электронная система безналичной оплаты «Оңай».

Несколько улиц в центре города переведены с двустороннего на одностороннее движение. Также запущена первая в стране скоростная автобусная линия BRT, которой, по информации акимата, ежедневно пользуются более 100 тысяч пассажиров. По официальным данным это ноу-хау позволило на 40 процентов сэкономить время в пути.

Еще одним заметным нововведением стала система велопроката Almaty Bike, которая охватила весь город и стала популярной у алматинцев, создав альтернативу общественному транспорту и автомобилям. В перспективе горожане смогут брать в аренду и электросамокаты: в рамках этого проекта в городе появятся 35 станций с 300 электросамокатами. Добавим сюда и начатое при Бауыржане Байбеке строительство Большой алматинской кольцевой автодороги. За полтора миллиарда долларов, потраченных на осуществление этого проекта, город должен получить сокращение транспортной нагрузки почти на 40 тыс. автомобилей в день, что должно вкупе с другими мерами решить проблему пробок. А бонусом к этому - еще и укрепление статуса Алматы в качестве мощного логистического хаба в стратегически важном для страны транспортном коридоре Китай - Европа.

Следующий важный момент, по которому можно положительно оценить деятельность прежнего акима, - развитие присоединенных к Алматы Алатауского и Наурызбайского районов, инфраструктура которых очень сильно отставала от среднего уровня по городу. Так, в Наурызбайском районе были построены пять новых больниц и две школы, 67 государственных и частных детских садов. Возведен новый административно-деловой центр района, где расположились акимат, ЦОН, загс, прокуратура, суд и другие объекты. На сегодняшний день на присоединенный район приходится 62 процента всего строящегося жилья в рамках госпрограмм. В Алатауском районе было построено 2,7 млн кв. метров жилья, а к зимней Универсиаде возведены «Алматы Арена» и Атлетическая деревня.

Еще один немаловажный факт, скрытый от взглядов простых алматинцев, но который невозможно не упомянуть - за четыре года объем экономики Алматы вырос на треть и составил достаточно серьезную сумму - 12,3 триллиона тенге. Существенно увеличились инвестиции в экономику Алматы - только за прошлый год на 10 %, в том числе иностранные - на 17 %. Было открыто более 60 совместных предприятий с участием китайских, российских, итальянских и японских инвестиций. Доля малого и среднего бизнеса в экономике южной столицы выросла с 29 до 42,4 %, в налогах - с 44 до 66 %, а поступление налогов выросло на 40 %, до 1,9 триллиона тенге.

СПОРНЫЕ МИНУСЫ

На эту чашу весов отправятся достижения акима, которые у многих алматинцев вызвали противоречивые чувства и откровенное отторжение.

Мы уже рассмотрели положительные стороны проекта преобразования городской инфраструктуры, призванного сделать мегаполис комфортным для горожан (читай пешеходов), теперь рассмотрим и отрицательные. Например, снижение скоростного режима на некоторых центральных улицах до 40 км/ч, а на проспекте Аль-Фараби и Восточной объездной автодороге - до 60 км/ч. И если такое снижение в центре города еще можно понять (это обосновывается большей безопасностью дорожного движения), то зачем ограничивать скорость на «Восточке», которая изначально создавалась как высокоскоростная трасса, призванная помочь алматинцам быстро добраться на другой конец города в обход заторов?

Надеемся, что новый аким изменит это решение и вернет скоростной режим хотя бы для ВОАД и Аль-Фараби. К этой категории также можно добавить и приснопамятный BRT, вызвавший огромное количество критики среди горожан, поскольку выбранная для реализации ноу-хау улица оказалась слишком узкой, что привело к серьезным заторам. Большие проблемы из-за новой разметки улиц, а также запрета на парковку возникли и у многих предпринимателей. Например, у владельцев кафе и ресторанов, поскольку из-за того, что водители лишились возможности как раньше парковать свои автомобили вдоль обочины, посетителям стало затруднительно попасть в эти заведения.

Опять же, стоит упомянуть проблему парковки авто в центре города. Казалось бы, вся центральная часть южной столицы оборудована платными парковками, но из-за новой разметки и тех же автобусных полос, проблема стала еще острее и свободного места просто не найти.

У многих алматинцев вызвала возмущение и «борьба» акима с заборами. Согласно программе «Город без заборов» было демонтировано 150 км ограждений. Градоначальник объяснял необходимость сноса всех городских заборов формированием открытой городской среды. «Заборы не спасают от преступности. В век современных технологий эту задачу эффективно решают видеонаблюдение, освещение и, конечно, эффективная работа правоохранительных органов», - заявил аким Алматы. Ретивые чиновники взяли под козырек и начали сносить все заборы подряд: и невысокие ограждения, отделяющие проезжую часть, и старинные кованные ограды, некогда передававшие неповторимый дух старой Алма-Аты, как, например, ограда парка 28 героев-панфиловцев.

Еще одним камнем преткновения стало строительство горнолыжного курорта «Кок-Жайлау», в свое время вызвавшее у алматинцев настоящий массовый протест. Впрочем, аким все же пошел навстречу горожанам и предложил «отложить реализацию проекта и еще раз его доработать».

Запомнят алматинцы и знаменитую «бай-белку» на «Атакенте», ставшую настоящей притчей во языцех. Возмущение вызвал тот факт, что автором проекта стал не казахстанский скульптор, а британец Алекс Ринслер. Также шокировала горожан и потраченная на это «произведение искусства» сумма - 23 млн. тенге.

«По мировым меркам, это совершенно недорогой проект. Аналогичная скульптура Алекса в Шанхае, которая в два раза меньше по объему, стоит 100 тыс. долларов, а 10-метровая стальная скульптура индийского скульптора Аниша Капура обошлась Чикаго в несколько миллионов долларов. Что касается нашего объекта - инвестированные средства окупились сполна. О «Белке», а значит, об Алматы, сообщили многие мировые СМИ», - подчеркнул Бауыржан Байбек. Алматинцам оставалось только порадоваться, что на белку действительно не потратили миллион «зелени». Хотя, справедливости ради стоит признать, что многим горожанам этот арт-объект все-таки пришелся по вкусу.

И, наконец, многих алматинцев возмутило решение акима о ликвидации сети киосков, «Мы освобождаемся от незаконных старых билбордов, киосков, ненужной рекламы. Это и есть борьба с коррупцией, «серой» экономикой. Надо прямо сказать, что годами эти сооружения «крышевали» отдельные мелкие чиновники на местах, получая незаконное вознаграждение. То есть киоск стоит незаконно, но когда приходит черед осуществлять какие-то платежи, человек уходит. И так происходило годами. Сегодня мы эту мелкую бытовую коррупцию искореняем», - обосновал тогда свое решение градоначальник.

Всего за несколько лет было снесено более трех тысяч киосков и ларьков, что стало сильным ударом по мелкому бизнесу. А, например, снос большинства газетных киосков добавил проблем печатным СМИ, которые и так сейчас находятся на грани выживания.

Подведя итоги можно сказать, что Бауыржан Байбек стал тем акимом, деятельность которого не оставила равнодушными никого. Одни им искренне восхищались, другие испытывали такую же искреннюю неприязнь. Чего было больше за эти четыре года, плюсов или минусов, решать вам, но нельзя не сказать, что он как мог попытался сделать город лучше.