Казахстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды19 июля 2019 3:46

Как британцы в Шымкенте избавлялись от гетто

Выставка под названием Old World Order / New World Orders («Старое мироустройство / Новые мироустройства») представлена в Шымкенте работами шести современных британских и одного казахстанского художников
Лаура КОПЖАСАРОВА
Выставка Old World Order / New World Orders вызывает интерес уже тем, что была заявлена в качестве мировой премьеры.

Выставка Old World Order / New World Orders вызывает интерес уже тем, что была заявлена в качестве мировой премьеры.

Фото: © Ayo Akingbade, Tower XYZ, 2016. Courtesy of the artist and LUX

Всех их объединяет образное осмысление вопросов трансформации меняющегося мира, идентичности, выраженная языком медиаарта.

Проходящая в музее изобразительного искусства Шымкента выставка Old World Order / New World Orders вызывает интерес уже тем, что была заявлена в качестве мировой премьеры. Специально подобранная для показа в Казахстане коллекция работ действительно выставляется в такой подборке впервые.

Она стала одной из пяти кинопрограмм из компиляций и инсталляций британских художников в рамках проекта We Are Here («Мы здесь»»), реализуемого British Council и международным артагентством LUX. Выставка приурочена к 25-летию дипломатических отношений Великобритании и Казахстана и является первым опытом сотрудничества British Council с шымкентским музеем.

ЧТО ВОЛНУЕТ ЕВРОПЕЙЦЕВ

Куратор выставки Тендай Джон Мутамбу объединил работы художников, созданные в последние годы и отмеченные наградами и премиями в разных странах, в одну коллекцию ввиду общности поднимаемых посредством видеоарта проблем. Через биографический и документальный жанр кино, поэзию и художественный вымысел шестеро британских творцов исследуют очень актуальные сегодня вопросы национальной и европейской идентичности, обострившиеся в связи с происходящими в современном мире переменами.

«В этих работах рассматриваются темы расизма, гомофобии, молодежи, локализма и глобализма, представлены высказывания по поводу того, нужно ли сохранять или нет национальную идентичность, по поводу Брексита, показано протестное отношение против мигрантов. Все это вкупе собрало круг произведений, которые вылились в такую интересную экспозицию», - рассказала казахстанский представитель проекта, искусствовед и куратор образовательно-экспериментальной площадки современного искусства Platform.Projectroom (Нур-Султан) Айгуль Ибраева.

Said Atabekov, Prayer a series of images from the Steppe wolves cycle of works, 2010-2016. Courtesy of the artist, Shymkent, Kazakhstan.

Said Atabekov, Prayer a series of images from the Steppe wolves cycle of works, 2010-2016. Courtesy of the artist, Shymkent, Kazakhstan.

Она отметила, вопросы миграции сегодня очень актуальны для Европы.

- Художники размышляют над тем, как дальше строить новые отношения в меняющемся мире. Как гармонично жить в Европе? Нужно ли следовать политике мультикультурализма или идее сохранения национальной и культурной идентичности и принадлежности? Куда идти человечеству, каким будет новое мироустройство?

НЕ ОТВЕТЫ, А РАЗМЫШЛЕНИЯ

Айгуль Ибраева подчеркнула, что в экспонируемых работах нет однозначного ответа. Скорее это постановка вопросов, рефлексия и размышления художников по затрагиваемым вопросам. Представляют разные точки зрения, разные аспекты художественного исследования темы.

Так, в видеоинсталляции Sung (Спето) Оньеке Игве, представляющей собой повторяющееся видео в формате HD-кабины с интерактивным караоке, художница демонстрирует патриотические песни в исполнении футбольных фанатов на стадионах с измененным текстом и мелодиями. Предлагая зрителям поучаствовать в проекте, пропев слова популярных песен, к примеру, Angels Робби Уильямса, Freed from Desire певицы Gala. Она показывает проникновение национализма в спортивную субкультуру через политизацию популярной музыки.

http://www.kp.ru/share/i/4/1735574/big.jpg

http://www.kp.ru/share/i/4/1735574/big.jpg

В фильме Айо Акингбаде Tower XYZ (Башня XYZ) три цветные девушки ходят по улицам Лондона и рефреном звучит фраза-призыв: «Давайте избавимся от гетто». В другом произведении показаны прямо противоположные настроения - люди скрыто и явно требуют вернуть им страну, работу в Британии для британцев.

Фильм Моргана Куэйнтенса с символичным названием Another Decade («Другое десятилетие») «оживляет» дебаты на тему культуры 1990х годов. В высказываниях героев поднимается вопрос расизма в истории и практике культуры. Искусствоведы, продюсеры говорят о существующей испокон веков дискриминации неевропейской культуры западным миром. Чернокожий художник прямо заявил о том, что когда приходит в музей искусств, не находит себя, свой народ в многовековом классическом наследии: если даже изображения темнокожих людей на картинах и фигурируют, то в неприглядной, уничижительной роли - в качестве прислужников, жертв и т.д.

Как отметила куратор проекта, постколониальный дискурс сейчас активно обсуждается во всем мире. В том числе на примере таких постсоветских республик, как Казахстан, воспринимаемый на Западе как бывшая колония России, а потом Союза.

- Казахстанская идентичность, конечно, отличается от контекста африканских стран, - говорит собеседница. - Но очевидно, что для Казахстана, стремящегося быть мультикультурным и в то же время сохранить идентичность, тематика этой выставки очень актуальна. Видимо, поэтому она была выбрана для демонстрации у нас.

ТИШИНА КОКПАРА

Британскую коллекцию в Шымкенте дополнили работы знаменитого казахстанского художника, шымкентца Саида Атабекова, также занимающегося художественными поисками идентичности своего народа. В последнем, 4-м зале экспозиции демонстрировались его фотографии - слай-дшоу «Молитва» из серии «Степные волки». Сделанные в 2010-2016 годы, они запечатлели людей во время молитвы перед кокпаром.

Сам творец видит в моменте, когда участники кокпара по традиции перед началом каждой игры читают молитву, нечто сакральное: «Для меня этот процесс - как космос. Несколько мгновений тишины, за время которой ты уходишь внутрь себя, в свой архив памяти и она быстро перематывает пленку назад, на сто лет или, может, больше...».

По мнению основателя легендарной арт-группы «Кызыл трактор» Виталия Симакова, членом которой является Саид Атабеков, его работы схожи с британскими экспонатами по камерной тональности. В произведениях иностранцев художник увидел отражение тихого, мерного, в чем-то совершенно обыденного течения жизни.

По всей видимости, такое впечатление оставил в первую очередь просмотр фильма Люка Фаулера Enceindre (Крепостная стена). В нем исследуется феномен жизни в городе Бервик на северо-востоке Англии, известном своими историческими защитными стенами и укреплениями.

Просмотр этой работы наводит на мысль, что сохранившиеся крепостные стены, их энергетика налагают отпечаток на мироощущение современных жителей города. Можно сказать, что они носят, хранят в себе и передают потомкам древнюю историю своего края, ставшую составной частью их идентичности. Кстати, такой подход к сохранению самобытности близок жителям Южного Казахстана, в частности Шымкента, где также переплетаются древность и современность. Возможно, этот фактор и послужил одной из причин выбора Шымкента первым городом для показа британской выставки в Казахстане.

НЕ ТОЛЬКО ПОКАЗАТЬ

Не зрелищный, а интеллектуальный характер выставки, экспонаты которой пробуждают и стимулируют дискуссии по актуальным проблемам современного мироустройства, конечно, задал высокую планку этому культурному событию. Разумеется, не вся публика оказалась готовой к его восприятию. По признанию экскурсовода музея, некоторые посетители выставки уходили откровенно разочарованными: вместо ожидаемых привычных картин их ждал не совсем понятный видеоарт.

Куратор выставки Айгуль Ибраева считает, что «движущиеся» произведения, в которых высказываются мысли художников, нужно объяснять зрителю.

- Образовательный элемент должен сопровождать экспозиционную часть выставки, стать ее обязательным компонентом, - уверена она. - Когда на Западе проходят выставки, обязательно делается какой-то месседж - людям объясняется материал, дается дополнительная информация.

Именно поэтому на выставке Old World Order / New World Orders был широко представлен познавательный материал. Кроме того, на период экспонирования зарубежного медиаарта было запланировано проведение еженедельных публичных лекций об искусстве. В числе лекторов побывали Айгуль Ибраева, Саид Атабеков и другие члены «Кызыл трактора».