Казахстан
+22°
Boom metrics
Сегодня:
Дом. Семья24 июля 2019 3:30

В мире животных - война интересов?

Нынешнее лето в Алматы выдалось жарким. И не только в атмосферном смысле
Бейбарыс ТЕМИРХАНОВ
Вячеслав Банщиков.

Вячеслав Банщиков.

В Алматинском зоопарке - одном из символов южной столицы, после нескольких случаев гибели животных разразился громкий скандал, всколыхнувший эко-общественность. Активисты-зоозащитники напрямую объявили виновником нового руководителя зоосада, а в соцсетях поднялся настоящий шквал возмущения. «Комсомолка» решила беспристрастно разобраться в ситуации и выслушать мнение директора Алматинского зоопарка Вячеслава Банщикова (на фото), назначенного на свой пост меньше двух месяцев назад.

Буквально сразу после того, как он приступил к работе, один за другим умирают несколько животных - две молодые львицы, тигрица, два жирафа и лось. Апофеозом же стала смерть на территории зоосада котенка, якобы застреленного по приказу директора, после чего соцсети буквально взорвались: при этом эпитеты «убийца» и «садист» в его адрес были самыми мягкими.

Интересно было услышать, что ответит на обвинения сам Вячеслав Банщиков. У знакомых волонтеров - защитников животных узнаю номер его сотового и, на удивление, Вячеслав сразу и легко откликнулся на предложение встретиться и поговорить.

В воскресенье утром подъезжаю к зоопарку. Пришлось немного подождать, как оказалось, директор в это время делает обход зоопарка. Немного взмыленный (день с самого утра жаркий) Вячеслав Банщиков подъезжает на самокате. Проходим в кабинет и начинаем разговор.

- Вячеслав Юрьевич, как вышло, что животные умирают одно за другим?

- Кроме двух молодых львиц, Геры и Ассоль, погибших от болезней и попавших к нам от частных лиц уже больными, остальные животные умерли уже в очень преклонном возрасте. Что касается лося Рокки, он должен был стоять на выбраковке (это когда старые или неизлечимо больные животные подлежат эвтаназии) еще в 2016 году. Жирафа Грацию мы потеряли в 18-летнем возрасте, причем до этого она дала приплод в 7 жирафят, что считается одним из лучших показателей на постсоветском пространстве. Тигрицу Раду должны были усыпить еще в 2017 году.

Когда я пришел в зоопарк и увидел, что она мучается, собрал консилиум ветеринарных врачей, которые приняли решение ее усыпить. Сообщил об этом на специальной пресс-конференции, но мы чуть-чуть не успели, буквально через пять минут после этого она умерла своей смертью. Львята к нам попали уже больными. Сейчас в Алматы появилась мода - богатые люди дарят друг другу «крутые» подарки - львят или тигрят. При этом даже понятия не имеют, как их содержать, не придерживаются даже элементарных ветеринарных норм. После того, как такой «презент» вырастает, его, как правило, привозят к нам. И зачастую животное не имеет никаких ветеринарных документов и находится в ужасающем состоянии.

Вы поймите, для меня смерть каждого животного - это трагедия. Но то, что имеет место и некомпетентность врачей нашей ветклиники, которые неправильно лечили двух львят, это очевидный факт, и я с себя за это ответственности не снимаю. Все ветеринары получили строгий выговор, а Айбол Кудерин, мой заместитель, который отвечал в зоопарке за ветеринарную часть, положил мне на стол заявление об увольнении по собственному желанию. Сейчас заканчивается внутреннее расследование, после которого я приму решение: подписывать мне его или нет. С результатами расследования мы публично ознакомим общественность уже в эту пятницу. Кстати, я планирую перевести в зоопарк всю городскую ветеринарную службу. Переговоры уже провел, в акимате эту идею поддержали.

- А как погиб котенок? Говорят, что его застрелили по вашему приказу.

- Естественно, никто ни в кого не стрелял. Мы отследили по камерам видеонаблюдения и обнаружили, что на котенка напала и задушила взрослая кошка (в распоряжении редакции есть полная видеозапись. - Прим. авт.). К сожалению, в природе такое случается. Одна наша сотрудница сфотографировала трупик котенка, переслала фото другой, а через пару дней это фото всплывает в соцсетях вместе с обвинениями в мой адрес определенной группы зоозащитников. Эта запись была у нас с самого начала, мы просто ждали, чтобы довести до конца объективное расследование. И сейчас я могу с полной уверенностью сказать, что это была спланированная акция с целью дискредитировать меня и убрать с поста директора Алматинского зоопарка. Сейчас мы знаем всех, кто это организовал. Мы уже подали пять гражданских и два уголовных иска в суд: клевета, подрыв деловой репутации и т.д. Так что в рамках закона будем добиваться справедливости.

Мы всегда открыты для зоозащитников, готовы в формате диалога детально пройтись по каждому факту. Но кроме шума, негатива, включая прямые оскорбления, ничего нет. Вся эта шумиха очень сильно ударила по нашей репутации. После всех этих сообщений, что по зоопарку ходит Банщиков с ружьем и убивает котят, сразу несколько туристических компаний в одностороннем порядке расторгли с нами контракты. В результате мы потеряли больше 20 миллионов тенге. Но еще раз повторюсь, если они публично извинятся и признают свою неправоту, я готов отозвать иски.

- И кто стоит за этой информационной компанией?

- На третий день, когда я сюда пришел, получил СМС: «Будешь делать так, как мы тебе скажем и все будет у тебя хорошо. Если нет - значит будет по-плохому». Есть одна женщина, которая когда-то имела отношение к зоопарку, а потом организовала компанию по перепродаже диких животных. По закону нельзя продавать диких животных в частные руки. И в этом случае зоопарк пытаются незаконно использовать как торговую площадку. Условно говоря, какой-нибудь африканский зоопарк может передать в алматинский слона, бегемота или шимпанзе за «копейки» или вообще бесплатно. По бумагам животное приходит в зоопарк. А дальше в игру вступает уже этот человек и перепродает его в частные руки. Животное может даже в зоопарк вообще не попасть, а отправиться напрямую заказчику. И маржа там колоссальная.

Нелегальный бизнес по продаже диких животных сейчас вышел на третье место в мире по прибыли после наркотиков и оружия. Так вот весь этот шквал негатива вокруг зоопарка, эта атака на меня была инспирирована непосредственно этой женщиной. Как только во главе зоопарка становится неугодный ей человек, с кем договориться нельзя, она включает рычаги давления, а они у нее есть. Просто факт для размышления: в 2018 году в зоопарке погибло 95 животных, но никто об этом даже не упомянул.

- Что сделали в первую очередь, когда возглавили зоопарк?

- Не поверите, на пятый день я хотел встать и убежать отсюда: тут проблема на проблеме, голова «дымится». Первое, что я начал делать - занялся благоустройством. Наш зоопарк - один из драйверов развития нашего города, центров притяжения не только для горожан, но и для туристов. Мне стало элементарно стыдно, в каком состоянии он находится. У нас был шквал претензий от мамочек с колясками, которые просто не могли проехать по дорожкам.

Мы отремонтировали все дорожки, поставили беседки и лавочки, сейчас делаем освещение. У нас были проблемы с отоплением и водой, не работала скважина. Открываешь в одном месте воду, она пропадает у бегемота. Бегемот орет на весь зоопарк. У стервятников воду открываешь - у медведя Алькора нет воды. Отремонтировали скважину.

Не было комнаты «матери и ребенка». Мамы кормили грудничков прямо на траве. Я нашел внебюджетные средства и сейчас посетительницы с малолетними детьми могут зайти покормить ребенка в прохладе, в комфортных условиях. Отдельно добавлю: все, что делается - это делается на спонсорские деньги. 237 миллионов тенге мы привлекли частных инвестиций и ни копейки не получили из госбюджета. Сейчас мы строим вольеры для снежных барсов, которые снова появятся в алматинском зоопарке впервые после 2016 года, для волков, а бурого медведя мы уже скоро переведем в просторный комфортный вольер. Самая главная проблема состоит в том, что треть всех животных (922 особи из 3343) находится на выбраковке. Коллекция не обновлялась уже много лет, а мы вместо того, чтобы заниматься плодотворной работой вынуждены отбивать информационные атаки.

Что планируете делать дальше?

- Мы предлагаем организовать при зоопарке Алматы общественный совет, который будет состоять из волонтеров-зоозащитников, журналистов, блогеров. Мы открыты для всех и готовы обсуждать любые вопросы. Чтобы проблемы можно было оперативно решать публично, открыто и, самое главное, сообща, а не посредством травли в Фейсбуке.

Ежемесячно мы готовы давать отчеты на таких советах. И знаете, что нам ответили на это те, кто нас критиковал? Сказали, что они все там купленные будут, вот так. Знаете, для меня зоозащитники - это те, кто реально что-то делает для улучшения жизни животных. Те же люди, которые сидят в Фейсбуке и льют волну негатива, причем не брезгуя откровенной ложью и клеветой, - это точно не зоозащитники. Первое, что я могу им предложить: придите и реально попробуйте чем-то помочь животным. Можете помочь финансами, можете взять опекунство над каким-нибудь конкретным обитателем и помогать по мере возможностей - купить ему корм, например. Нет денег, просто придите в качестве волонтеров, чтобы объяснять людям, что не надо стучать по клетке, не надо кормить животных, не надо в крокодилов камнями кидать. Мы рады всем, кто хочет помочь. И еще раз повторюсь, мы очень хотим наладить сотрудничество с волонтерами, а общественные встречи с зоозащитниками и журналистами будут регулярными. Мы будем работать дальше, как говорится: «Собаки лают, караван идет».

От себя добавим, что «Комсомольская правда в Казахстане» готова стать той открытой площадкой, на которой будут проходить дискуссии между представителями Алматинского зоопарка, медиа-сферы и защитниками животных.