Казахстан
+5°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды2 августа 2019 4:23

Олег БОРЕЦКИЙ: «Если вы не видели эти фильмы, то не видели ничего»

Известный казахстанский киновед Олег Борецкий провел в Алматы открытую лекцию, представив зрителям «десятку» лучших фильмов прошлого столетия
Если бы было больше времени для лекций, я мог бы представить и сотню лучших фильмов мирового кино.

Если бы было больше времени для лекций, я мог бы представить и сотню лучших фильмов мирового кино.

Фото: pixabay.com

«Конечно, это мой субъективный взгляд, и каждый может составить свой личный рейтинг. Тем не менее эти фильмы объединяет то, что они привнесли что-то новое, «застолбив» за собой отправные точки в кино: в изображении, повествовании, жанре, режиссерской манере и т.д.», - подчеркнул он. Рекомендуем прислушаться к советам профессионала и в ближайшие выходные посмотреть настоящее кино вместо «попкорновского». Также Олег Борецкий поделился своим мнением о казахстанском кино, ремейках, первых шагах в качестве лектора и т.д.

Олег Борецкий.

Олег Борецкий.

У ФЕЛЛИНИ ЭТОГО ОРГАНА НЕТ

В 80-е годы в наш замечательный город привезли фильм Федерико Феллини «Казанова». Было всего три дня показа в крупнейших кинотеатрах «Алатау» и «Целинный». Многие зрители слышали по сарафанному радио, что в кадре будет эротика. В общем, все были в предвкушении. Перед показом на сцену выходила замдиректора кинотеатра с сакраментальной фразой: «Добрый вечер. У нас в гостях Олег Борецкий», и уходила. Однажды во время одного из моих выступлений произошел забавный эпизод. Это был уже шестой показ, я говорил на автопилоте о том, что не нужно воспринимать фильм «Казанова» как порнографический. Потому что для порнографии необходимо, чтобы в кадре как можно чаще появлялся соответствующий атрибут. И потом прозвучала убийственная фраза: «У Феллини этого органа нет». Послышался смех, гул в зале и аплодисменты. Меня это почему то не смутило и я продолжил: «Я имею в виду то, что он его не показывал...». И вновь зал утонул в овациях.

О КАЗАХСТАНСКОМ КИНО

Если бы было больше времени для лекций, я мог бы представить и сотню лучших фильмов мирового кино. К сожалению, в современном отечественном кино, на мой взгляд, не наберется и десяти таких кинолент. Можно ли ждать перехода на более качественную ступень? Как говорится, надежда умирает последней, и ждать всегда нужно. Я делю фильмы на «кино» и «не кино». У нас много «не кино». Лет десять назад выходила моя статья «Голливуд 2030» о том, произойдет ли у нас когда-нибудь скачок, будет ли новая волна. О новой волне говорить трудно. Можно сказать о появлении кино, пусть не самого высокого уровня, но жанрового кино среднего качества. Пока мы только хотим, чтобы и наше кино было интересным и возвращало зрителей в кинотеатры. И это были бы не только молодежные комедии-однодневки.

О КРИТИКАХ

Сейчас каждый блогер мнит себя кинокритиком. Вообще для начала нужно разделять, кто такой киновед, а кто кинокритик. Молодых людей зачастую подогревает что-то написать в соцсетях в угоду собственным амбициям желание набрать как можно большее число лайков, популизм и т.д. Лично я всегда опираюсь на авторитетные мнения, в числе которых Сергей Кудрявцев, Андрей Плахов, Зара Абдуллаева и т.д. А еще есть настоящие «монстры», на которых мы выросли. Будучи студентом филологического факультета, я смотрел все фильмы Тарковского, много читал авторитетных источников. Сейчас в интернете много чего пишут, но легко потеряться, упустить узловые моменты, быть поверхностным в своих рассуждениях.

ЭКРАН БУДУЩЕГО

Не берусь прогнозировать будущее кинематографа, потому что постоянно происходят изменения, возникают новые форматы. Например, наш соотечественник Тимур Бекмамбетов застолбил формат Screen Life. Это его авторский формат киноповествования, когда действие фильма разворачивается на экране компьютера. Еще один популярный формат - NetFlix. По-сути, это интернет-кинотеатр, когда можно спокойно посмотреть фильмы и сериалы в высоком качестве за скромную плату, не выходя из дома. А формат 3D, который поначалу вызвал огромный интерес, быстро изжил себя. То есть изменения в кино будут происходить постоянно, так как это особое искусство, которое имеет открытую перспективу. Кино очень технично в отличие от других видов искусств. Так уж получилось, что кино как искусство искало свой язык, но до конца так и не нашло.

О РЕМЕЙКАХ

На мой взгляд, 80% ремейков хуже оригиналов. Наблюдается также тенденция переводить анимацию в художественные фильмы. Например, популярные мультфильмы «Дамбо», «Король Лев», «Алладин». Это, конечно, интересно. Но такие «переводы» не всегда удачны. Например, мне абсолютно не понравился фильм «Король Лев». Половина фильма снята в липко-сером мраке, и даже Акуна-матата не спасает. Найти в этом искусственном ремейке юмор, изобретательность и романтику тоже не удается. И потом, сколько ни перепевай два хита Элтона Джона из мультфильма 1994 года, лучше не получится. Мой вердикт фильму - «Король Лев умер. Да здравствует Элтон Джон».

10 лучших фильмов от Олега Борецкого

1. Фильм «Огни большого города» (англ. «City Lights»). Режиссер Чарли Чаплин. 1931 год.

Это один из лучших фильмов Чарли Чаплина, хотя все его фильмы выдающиеся. Величие Чаплина для кино в том, что он показал на экране, как, не имея ничего, сохранить достоинство и человечность. В фильме нет слов, но есть музыка, которая выражает состояние героев намного лучше, чем могут сказать слова. Один из героев моего любимого советского фильма «Добровольцы» сказал: «С появлением в кино цвета, а потом и звука, смотреть фильмы стало практически невозможно». И это действительно так.

2.Фильм «Психо» (англ. «Psycho»). Режиссер Альфред Хичкок. 1960 год.

Мастер триллеров Альфред Хичкок снял фильм, когда впервые в истории кино на экране появился маньяк. Сцена убийства в душе считается эталонной по монтажу, музыке и передает весь ужас происходящего. Режиссер создал собственный стиль в жанре триллера, которому сейчас подражают очень многие. При этом он впервые показал, что страх не приходит к нам извне, он таится у нас внутри. Стоит отметить, что при жизни Хичкока никто не осмелился сделать ремейк этого фильма.

3.Фильм « Сладкая жизнь» (итал. «La Dolce Vita» ). Режиссер Федерико Феллини. 1960 год.

На мой взгляд, это один из самых замечательных фильмов Феллини. Потрясающая волшебная феерия под музыку Нино Рота. Бесподобно показан соблазн мужчины женщиной. Режиссер примерно на 60 лет опередил время, показав жизнь богемы. Феллини - великий сатирик, который фильмом дал понять, что «сладкая жизнь», наполненная вечеринками, гламуром - совершенно бессмысленная, никчемная. Позже многие режиссеры пытались ему подражать. Феллини не был бы Феллини, если бы в конце не показал надежду на светлое, неиспорченное будущее в образе улыбающейся девочки.

4. Фильм «Мужчина и женщина» (фр. «Un homme et une femme») Режиссер Клод Лелуш. (1966 год).

Совершенно уникальный случай в истории кино. Для многих до сих пор загадка, как режиссер новой волны в 28 лет снял картину, которая получила главный приз Каннского фестиваля, две премии «Оскар». Клод Лелуш снял около 40 картин. И в последующих фильмах возвращался к успеху «Мужчина и женщина», но так и не смог подняться до того уровня. В 1966 году эта картина оказалась в нужное время в нужном месте, показав, что, несмотря ни на что, главной мифологемой человеческой жизни будут Он и Она.

5. Фильм «Солярис». Режиссер Андрей Тарковский. (1972 год).

Только Тарковскому удалось не пойти по фантастической канве одноименного романа Станислава Лема, а создать глубокое философское произведение. Остаться в тональности очень глубинных философских вопросов удалось только ему. Американцы назвали картину Тарковского «Ментальной Вселенной тотальной паранойи». Не зря Кшиштоф Занусси сказал, что кино на Тарковском заканчивается. В современном клиповом кино мы перестаем думать, а над фильмами Тарковского надо размышлять. Когда в финале Земля становится островком мыслящего океана, возникает вопрос: «Кто мы и что мы делаем в нашем человеческом мире?»

6. Фильм «Пролетая над гнездом кукушки» (англ. « One Flew Over the Cuckoo’s Nest»). Режиссер Милош Форман. 1975 год.

Фильм получил пять премий «Оскар» по основным позициям - лучший фильм, режиссер, сценарий, актер и актриса. За 90 лет таких картин, получивших «большую пятерку», было всего три. Фильм, повествующий о драме в психиатрической клинике, снимался практически полностью в отделении для душевнобольных больницы штата Орегон. Фильм был назван одним из важнейших событий «новой волны» американского кинематографа 1970-х годов. Психбольница – это метафора общества. Это фильм о столкновении свободы и порядка. Мы сами в лице государства создаем порядок, который забирает нашу свободу. В СССР картина была показана через 12 лет.

7. Фильм «Новый кинотеатр Парадизо» (итал. Nuovo Cinema Paradiso). Режиссер Джузеппе Торматоре. 1988 год

Это выдающийся фильм по сценарию и режиссуре о бесконечной любви мальчика к кино. Главному герою отца заменил киномеханик в исполнении Филиппа Нуаре. Многие режиссеры хотели подражать ему. В том числе Фрэнк Дарабонт - фильм «Маджестик», Ермек Турсунов - «Хранитель света», но до Джузеппе Торматоре всем им очень далеко. Для знатоков кино этот фильм - целая энциклопедия истории кино. Здесь представлены все узнаваемые фильмы и актеры, старая техника, которую уже не встретишь в современных цифровых кинотеатрах. И, на мой взгляд, - один из самых потрясающих финалов кино, когда в один мини фильм о любви склеены все вырезанные цензурой поцелуи.

8. Фильм «Открой глаза» (исп. «Abre los ojos»). Режиссер Алехандро Аменабар. 1997 год.

Это испанская картина, которая 20 лет назад открыла в кино 2-й и 3-й планы. Главную мужскую роль исполняет один из 50 самых красивых людей на земле - Эдуардо Норьега. Главная героиня – Пенелопа Круз, которая позже сыграет эту же роль в американский ремейке «Ванильное небо» с Томом Крузом. Но ремейк, на мой взгляд, явно не дотягивает до оригинала. Фильм является идеальной иллюстрацией философии, что жизнь - это сон, от которого хочется проснуться. Он ставит вопрос, живем мы в реальности или в какой-то придуманной картине. Я бы назвал его европейской «Матрицей».

9. Фильм «Фейерверк» («HANA-BI”) Режиссер Такэси Китано . 1997 год.

Журнал Vogue дает оценку, с которой я согласен, назвав «Фейерверк» одним из лучших фильмов в последнем десятилетии 20 века. Это фильм-фейерверк с огнем пуль о полицейском, который соприкасается с мафией. Но если бы не было других планов и смыслов, кроме «стрелялок», то мы бы о фильме не говорили. Показаны удивительно тонкие отношения между супругами. На протяжении всего фильма они не разговаривают. Будет всего одна фраза в финале, когда они сидят на берегу моря. Это трагическая японская сюита, когда из вас вынимают душу, а через два часа возвращают совершенно другой.

10. Фильм «Любовное настроение» (англ. In the Mood for Love). Режиссер Вонг Карвай. 2000 год.

Это мелодрама невысказанных чувств, где изначально были эротические эпизоды. Однако буквально за неделю до Каннского фестиваля режиссер вырезал их, и получился шедевр. Я часто люблю повторять, что искусство должно все сказать о любви, не все показывая. Действие происходит на фоне обшарпанных подвалов Гон Конга под музыку японского вальса Сигэру Умэбаяси. Любовное настроение, возникающее между героями, которые догадываются, что ее муж и его жена им изменяют - не повод для адюльтера, а совершенно восточный взгляд на любовь.