2019-08-07T07:33:04+03:00

Мертвая точка «бюджета участия»

Ранее мы писали о «бюджете участия», проекте, предложенном теперь уже бывшим акимом Алматы. Но Бауыржан Байбек ушел, а проект его остался.
Ирина Мишура
Поделиться:
Из открытых источниковИз открытых источников
Изменить размер текста:

Причем вполне укладывающийся в новые реалии, в рамки инициатив президента РК Касым-Жомарта Токаева по вовлечению граждан в процессы конструктивного диалога с властью.

Просто о сложном

В апреле текущего года Бауыржан Байбек анонсировал свое детище - «Бюджет участия Алматы». В рамках «пилота» предполагается выделить из городского бюджета на каждый из восьми районов города по 500 млн. тенге. По замыслу их расходование определят сами алматинцы путем открытого обсуждения внесенных жителями проектов и предложений. И прямым голосованием за них.

Реализовать благую инициативу в пилотном режиме планировалось уже в 2020-м. «Сырость» проекта и явно форсированные темпы воплощения сразу поставили в тупик не только «целевую аудиторию» - простых горожан, но и опытных экспертов.

Последние по такому случаю организовали круглый стол, где порассуждали о плюсах и минусах «бюджета участия» с поправкой на местные реалии и менталитет. Тогда и стало окончательно понятно, что... никому ничего не понятно. Экономисты и общественники до хрипоты спорили о том, как в наших условиях лучше подступиться к механизму, который вообще-то придумали в Бразилии.

Спикеры со знанием дела поведали гостям, что положительный опыт латиноамериканцев вдохновил на социально-экономические эксперименты и другие страны. Так «бюджет участия», адаптируясь и видоизменяясь, разошелся по совершенно разным городам и весям. Начиная с 1988 года, эта инициатива разделилась на несколько типов развития от консультаций с жителями до непосредственного участия оных в деле распределения средств по различным направлениям. Однако какой из этих типов сотрудничества власти и народа собираются опробовать в Алматы, и кто конкретно будет этим заниматься, а значит, и нести ответственность - на майской конференции так и не прозвучало. Но может, что-то изменилось за прошедшее время?

Механизмы без деталей

О ситуации на сегодняшний день нам рассказал один из экспертов первого обсуждения, кандидат политических наук, соорганизатор Urban Forum Kazakhstan Адиль Нурмаков.

- Адиль, какой механизм работы «бюджета участия» в итоге выбрали для Алматы? Как эта система будет функционировать на практике?

- Проект положения находится на доработке. Поэтому рассказать о работе будущего механизма в деталях пока не представляется возможным. Тем не менее судя по тому, что предложено Центром развития Алматы, модель хорошая, прогрессивная.

Алгоритм работы будет примерно следующим. Гражданам дается некоторое время на подачу заявок, которые будут приниматься на портале Open Almaty. Далее заявки, не соответствующие базовым техническим критериям, например неполные, превышающие бюджет, будут отсеиваться. Оставшиеся проекты попадут на онлайн-голосование, чтобы жители районов могли выбрать наиболее понравившийся из предложенных вариантов. На заключительном этапе экспертная комиссия определит приоритетность реализации, но при этом, в соответствии с положением, абсолютно все отобранные проекты должны быть воплощены в жизнь до конца года.

- На ваш взгляд, в работе с проектом «Бюджета участия Алматы» изначально были допущены какие-то ошибки?

- Прием предложений по проекту положения уже окончен. Мы считаем это жирным минусом, потому что на сам процесс подготовки отвели недостаточно времени. Очевидно, что малое количество людей успели, не то что с инициативами выступить, а просто ознакомиться с документом. Некоторые алматинцы до сих пор не понимают, о чем идет речь, когда слышат словосочетание «бюджет участия». А ведь успех всей затеи в целом во многом зависит от информированности горожан, эффективности взаимодействия с ними. Тот факт, что к разработке проекта положения, проще говоря, механизма, инструментария «бюджета участия», не была в достаточной мере привлечена общественность, конечно, расстраивает.

- Как новый аким Бакытжан Сагинтаев отнесся к инициативе предшественника? Ведь активное вовлечение граждан во все процессы взаимодействия с властью - это своего рода тренд, заданный президентом Касым-Жомартом Токаевым. В связи с этим реализация проектов вроде «бюджета участия» является приоритетом для властей?

- Я не могу ответить за акима или президента. Однако если судить по внешним признакам, раз проект не был приостановлен, отложен или иными способами «положен на полку», он будет воплощен в жизнь.

- Какие-то конкретные сроки запуска утверждены?

- Надо полагать, что в Центре развития Алматы и акимате в данный момент идет подведение предварительных итогов. В скором времени должен быть представлен и вынесен на общественное обсуждение, на голосование в маслихат, окончательный вариант документа. После этого мы узнаем конкретные даты, график, который будет предложен для реализации «бюджета участия». Никакой более точной информации у меня пока нет.

Инструкция по применению

Некоторые выводы о будущем «бюджете участия» благодаря опубликованному проекту положения можно сделать уже сегодня. В частности, в документе сказано, что для его реализации будут созданы специальные органы - экспертные советы районных акиматов. Каждый такой совет должен состоять примерно из 15 человек, а именно: депутатов маслихата, архитектора Управления городского планирования и урбанистики Алматы, специалиста в области строительства, специалиста по составлению строительных проектов и смет, представителей общественного совета, общественников от конкретного района, председателей КСК и не менее трех местных жителей.

Подробно расписан и алгоритм подачи заявок. Как сказал Адиль Нурмаков, энное число предложений может быть отвергнуто из-за несоответствия критериям. Вот эти критерии:

Важный момент - реализация идеи должна находиться в компетенции акимата. Что касается заявок, которые вообще не будут рассматриваться: в соответствующем пункте перечислены нецелостные проекты, подразумевающие реализацию дополнительных фрагментов в будущем, проекты, несоответствующие законодательству и программам города, имеющие частный, коммерческий характер, предусматривающие дополнительные траты и, разумеется, изложенные в грубой форме.

Мнение-сомнение

С просьбой прокомментировать достижение сегодняшнего дня - имеющийся проект положения - мы обратились к общественному деятелю, политологу и публицисту Петру Своику. Он посоветовал алматинцам не больно-то рассчитывать на глобальные перемены к лучшему.

- Первым делом нужно обозначить масштабы. Весь бюджет города - около 500 млрд. тенге. «Бюджет участия Алматы» - по 500 млн. тенге на один район. То есть по 0,1% от общей суммы, - объяснил эксперт.

Некоторые сомнения вызвала и структура «бюджета участия». Петр Своик считает, что нововведение по формуле работы ничем не отличается от застарелых, привычных механизмов:

- Сейчас аким сам организует выборы депутатов, сам формирует маслихат и общественный совет. Управления архитектуры, благоустройства и так далее - тем паче акимовский аппарат. Так вот, люди, ответственные за «бюджет участия», будут взяты из тех же акиматовских структур. Достаточно открыть положение об экспертном совете. Туда входят парочка депутатов маслихата, несколько человек от общественного совета, несколько человек от Управления архитектуры... Это кто? Это все те люди, которых аким и так уже назначил и расставил по местам. Если музыкантов в квартете просто рассадить по-другому, они будут играть лучше? Еще Крылов писал: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Подводя итоги, эксперт назвал амбициозную затею «рекомбинированием тех же денег и тех же людей - с тем же эффектом», но признал, что с «бюджетом участия» все-таки будет чуточку лучше, чем без него.

Подпишитесь на новости:

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также