Казахстан
+11°
Boom metrics
Сегодня:
Спорт30 августа 2019 3:26

«Стальные» ноги «Астаны»

Сегодня стартует традиционная велогонка Tour of Almaty
Иван Резванцев
Никита Серикович Стальнов — родился 14 сентября 1991 года в Целинограде

Никита Серикович Стальнов — родился 14 сентября 1991 года в Целинограде

Фото: из открытых источников

В нынешнем году в ней примут участие более 150 велосипедистов из 25 стран. На первом этапе гонщикам предстоит преодолеть 118,6 километров по территории индустриального парка. В субботу состязание пройдет по центральным улицам города и финиширует на высокогорном катке «Медеу» (160 км).

В нынешнем году у Tour of Almaty уже точно будет новый победитель. Дело в том, что первый триумфатор южностоличной «петли» Максим Иглинский уже завершил выступление в большом спорте. Лидер Astana Pro Team Алексей Луценко, четырежды поднимавшийся на высшую ступень домашней гонки, вчера стартовал в «Туре Германии». В ФРГ ему будет помогать прошлогодний победитель Tour of Almaty итальянец Давиде Виллелла.

Одним из фаворитов предстоящей велогонки специалисты называют 27-летнего велосипедиста Astana Pro Team Никиту Стальнова.

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ

— С трассой я прекрасно знаком, — рассказал он корреспонденту «Комсомолки». — Первый этап дважды входил в маршрут первенства Казахстана. К тому же мы частенько тренируемся на территории индустриального парка.

Второй этап — это уже классика казахстанского велоспорта. Очень хорошо, что в маршрут Tour of Almaty внесли знаменитый подъем на «Медеу». В первые годы, когда гонка финишировала возле бизнес-центра «Нурлы-Тау», многие казахстанские велосипедисты мечтали, чтобы трассу продлили до знаменитого высокогорного катка. И вот в прошлом году наши грезы наконец-то стали реальностью. Маршрут второго этапа я тоже прекрасно знаю. Несколько раз в год обязательно проезжаю на велосипеде до «Медеу» и обратно.

— И какой у тебя личный рекорд времени по подъему до знаменитого катка?

— Одно время мне очень нравилось гонять по дорогам, применяя онлай-сервис Strava. Несколько лет назад я установил рекорд среди пользователей этого мобильного приложения по подъему на «Медеу». Мое достижение не побито до сих пор. Расстояние от гостинцы «Рояль Тулип» до последнего перекрестка рядом с катком я проехал за 24 минуты с небольшим «хвостиком». Три дня назад товарищ по команде попытался побить мой рекорд, но у него так ничего и не получилось.

— На днях спортивный директор Astana Pro Team Асан Базаев заявил, что на нынешнем туре столичная команда поедет без капитана. Кто будет показывать лучшие результаты по ходу гонки, на того и станут работать остальные велосипедисты команды. Хотя некоторые специалисты отмечают, что второй этап Tour of Almaty идеально подходит именно для тебя.

— Мы не имеем права оспаривать решение нашего прямого руководителя. Именно он будет выбирать тактику на предстоящую гонку. Ему же со стороны виднее, кто на что способен. Свой выбор он будет делать не просто так, что называется на глазок. Асану Базаеву предоставят все необходимые данные о каждом велогонщике: сколько ватт «накручивают» на тренировках, у кого какое физическое состояние. После чего он и определится с тактикой на предстоящую гонку.

На мой взгляд, в Astana Pro Team несколько велогонщиков имеют шансы успешно выступить на горном этапе и зацепиться за подиум по итогам домашней гонки. Что касается меня лично, то я не собираюсь отсиживаться в пелотоне, чтобы выстрелить на финише. Если хочешь победить на Tour of Almaty, необходимо заявить о себе уже в первый день состязаний.

ВСЕ БУДЕТ ПО-ЧЕСТНОМУ

— В качестве твоего основного конкурента называют штатного спринтера Astana Pro Team Евгения Гидича.

— Действительно, он прекрасный финишер. Поэтому на первом, равнинном этапе с ним будет очень сложно конкурировать. У меня есть некоторые шансы отыграться на подъеме на «Медеу». Я думаю, мы всей командой поможем ему на первом этапе. Затем он поработает на кого-нибудь из нас во второй день. Уверяю вас, все будет по-честному.

— В нынешнем году Astana Pro Team впервые выступит без своих штатных звезд. Из-за чего резко вырастет конкуренция среди молодых гонщиков. На твой взгляд, кто из велосипедистов других команд может стать для вас серьезным соперником?

— Я могу назвать два клуба, в составе которых на Tour of Almaty выступят очень сильные ребята, способные побороться за призовые майки. Взять, к примеру, нашего будущего партнера по команде казахстанца Вадима Пронского. Со следующего месяца он начнет выступать в качестве стажера в составе Astana Pro Team. В Алматы он в последний раз в нынешнем сезоне выступит за команду Vino-Astana Motors.

Есть прекрасные гонщики в российском клубе Gazprom-Rusvelo. В составе наших географических соседей особо выделяется победитель молодежной версии «Джиро д’Италия-2018» Александр Власов. Кстати, со следующего сезона талантливый «горняк» также будет представлять интересы Astana Pro Team.

Никита Стальнов выступает в составе Astana Pro Team с 2017 года.

Никита Стальнов выступает в составе Astana Pro Team с 2017 года.

Фото: Личный архив героя публикации

— Автомобилисты Алматы нередко жалуются в социальных сетях, что из-за традиционной велогонки в городе перекрывают дороги, из-за чего возникают пробки. Ты недавно участвовал в «Туре Руанды». Как в Африке относятся к подобным спортивным мероприятиям?

— В первую очередь для них это большой праздник. В Руанде велоспорт — культовый вид спорта. Как, впрочем, и в Колумбии, где я выступал неделей ранее. И в Африке и в Латинской Америке люди болеют за гонщиков всем сердцем. Там нет той агрессии к любителям велоспорта, которая порой встречается в нашей стране. В той же Колумбии в выходные дни улицы крупнейших городов перекрывают для автомобильного движения. В уик-энд там властвуют любители двухколесного транспорта.

СПОРТ «ФИЗИКОВ» И «ЛИРИКОВ»

— Предыдущий аким Бауыржан Байбек понастроил в Алматы множество велодорожек. Новый градоначальник Бахытжан Сагинтаев некоторые из них закрывает. А что ты скажешь про все эти «велосипедные» инициативы как профессионал?

— Когда приезжаю в Алматы, стараюсь больше ходить пешком. На мой взгляд, концепция расположения велодорожек в городе не до конца продумана. Есть улицы, где они совсем не нужны: там за час проезжают от силы один-два велосипедиста. Зато есть автомобильные магистрали, на которых очень не хватает таких спецучастков. Например, на ВОАД или проспекте Аль-Фараби.

Также надо не забывать хоть иногда их чистить. Например, если я вижу, что на велодорожках валяются камни или мусор, то стараюсь по ним вообще не ездить. Это чревато травмами. Конечно, стоит отдельно сказать про водителей. Хотелось бы, чтобы они чаще смотрели в боковые зеркала. К сожалению, в нашей стране есть и еще одна проблема: автомобилисты на поворотах напрочь игнорируют любителей двухколесного транспорта.

— Ты только что сказал, что в Алматы предпочитаешь передвигаться не на велосипеде, а на своих двоих. Как я понял, одна из причин этого — у нас нет культуры вождения и взаимоуважения на автомобильных дорогах?

— Да. А вторая причина — в Алматы часто возникают заторы. Иной раз пешком или на общественном транспорте до места назначения можно добраться быстрее, чем на легковом автомобиле. Но если приспичит, пользуюсь услугами каршеринга Anytime. Мне кажется, поминутная аренда автомобиля — очень удобный сервис. Что касается системы автоматизированного велопроката Almaty Bike, то я еще ни разу им не воспользовался.

— А что так? Неужели общественные «железные кони» пришлись не по нраву?

— (Смеется). Нет, у них неудобная система регистрации. Я же не часто бываю в Алматы. Приезжаю в казахстанский мегаполис один-два раза в год. Чтобы прокатиться на общественном велосипеде, надо куда-то ехать, регистрироваться, покупать специальный годовой абонемент. Для меня все это слишком сложно. Вот если бы выпускались одноразовые билеты, то это совсем другое дело.

Что касается качества, то в прокате очень даже неплохие велосипеды. В Ницце встречался с аналогичной системой аренды велосипедов. Если честно, во Франции уже слегка «подуставшая» техника, в отличие от нашей. Алматинские байки на первый взгляд даже покачественнее выглядят.

СПРАВКА «КП»

Никита Серикович Стальнов — родился 14 сентября 1991 года в Целинограде. Рост —

177 см. Вес — 65 кг. До 2014 года носил фамилию отца — Умербеков. Затем взял фамилию матери. В составе Astana Pro Team выступает с 2017 года. Неоднократный призер первенств Казахстана. Поднимался на подиум международных гонок в Турции, Азербайджане и на Украине. Дважды участвовал на гранд-туре «Вуэльта Испании».