Казахстан
+2°
Boom metrics
Сегодня:
Звезды4 сентября 2019 5:29

Художник, что рисует миф

В августе 26-летняя Назым Рахимбердиева представила алматинской публике свою выставку «Тенгри трех миров», посвященную культуре и эстетике предков современных казахов
Ирина Мишура
Жергилик и Ульген - вечное сопротивление добра и зла.

Жергилик и Ульген - вечное сопротивление добра и зла.

Корреспондент «Комсомолки» встретилась с художницей, чтобы узнать, что, помимо древнего мировоззрения, заложено в ее картины.

Назым Рахимбердиева.

Назым Рахимбердиева.

- Почему была выбрана именно такая «высокая тема»?

- Через этот проект я постаралась познакомить соотечественников со спецификой тенгрианства, философией и бытом далеких предков. Следующий этап - выход на мировой рынок, знакомство зарубежных любителей искусства с нашей культурой. Нам действительно есть чем поделиться.

Умай.

Умай.

- На ваш взгляд, остальному миру интересен национальный колорит?

- Я вообще считаю, что это самая интересная тема. Каждая культура по-своему уникальна. Она ведь отражает взгляды всей нации на окружающий мир: жизнь, быт, музыку, традиции. Поэтому очень важно беречь свое национальное «нутро», нести его в массы, вступать в культурный обмен с представителями других народов. Культура - это источник бесконечного познания.

Су иеси - дух воды.

Су иеси - дух воды.

- Но ведь древняя культура предков не всегда понятна даже потомкам, что уже говорить об иностранцах... Ее можно как-то «осовременить», сделать более близкой сегодняшнему человеку?

- Да. Я могла создать коллекцию «Тенгри трех миров», полностью выдержав ее в казахском стиле. Но не стала этого делать. Наше традиционное искусство более геометрическое, красочное. Однако я сделала ставку на сдержанные оттенки и смешение живописи с графикой. Этот вариант, на мой взгляд, оптимален для загрузки работ в интернет, использования их в качестве принтов для футболок, сувениров и прочего. Чтобы современный мир увидел и узнал то, что я пытаюсь донести, я должна разговаривать на его языке.

Баксы.

Баксы.

- И, тем не менее, в одном из своих интервью вы признавались, что предпочитаете работать с «живыми» материалами, а не с графическими редакторами.

- По этой причине в свое время мне даже пришлось сменить вуз. Сначала я поступила на факультет графического дизайна в малазийский Taylor's University. Но потом поняла, что мне не подходит их программа. Внимание студентов слишком сильно фокусировалось на электронных элементах, а мне не хватало настоящей работы с материалами. Поэтому я перевелась в другой университет Малайзии - Limkokwing University, который успешно окончила.

Когда я рисую на компьютере или планшете, чувствую себя скованно, не могу «разойтись» на полную катушку. Для меня важно ощущать «сочность» красок, смешивать их друг с другом, получая неповторимые оттенки. Порой я даже откладываю кисти в сторону и рисую пальцами.

Бир Тенгри.

Бир Тенгри.

- Как рождались образы Бир Тенгри, Умай, Ульгена, Жергилика и других божеств?

- По мере углубления в эту древнюю загадочную религию. Я читала о божествах: какими их представляли люди, какова их миссия. В голове будто бы зазвучала симфония. Я помню вечер, когда начала делать наброски. За год их скопилась уже целая коллекция. Вот я и подумала: а почему бы мне не перенести эскизы на холсты, воплотив их в полноценных работах?

-Вам самой близка философия тенгрианства?

- Очень. Мне нравится содержащаяся в ней идея дуальности бытия. В мире тенгри нет ничего абсолютного - ни зла, ни добра. Тенгрианцы верили, что все взаимосвязано: не бывает белого без черного и хорошего без плохого.

Бозкурт.

Бозкурт.

- Поэтому на картине «Ульген против Жергилика» вы изобразили светлого и темного духа равными?

- Важно было расположить их так, чтобы ни одна из сторон не «перетягивала одеяло» на себя. На первый взгляд кажется, что герои картины враждуют друг с другом, но на самом деле они братья и не могу существовать по-отдельности. Они борются, но всегда будут вместе как единое целое.

- Жергилик и на отдельном полотне выглядит самодостаточным, приковывает внимание...

- Он, кстати, многим нравится больше всех остальных, несмотря на свою «злую» природу. Сама я считаю, что дело в особой энергетике картины, которая и притягивает людей.

Жергерилик.

Жергерилик.

- Откуда взялась особая энергетика картины? Вам тяжело далось ее создание?

- Ну, как сказать. Прототип Жергилика я дважды видела во сне, один раз в детстве, а второй - в 22 года. Поэтому с его внешностью особых проблем не возникло - я просто вспомнила сны и воплотила их сначала в эскизе, а потом в полноценной работе.

Однако «рисовался» он у меня почему-то только ночью. Видимо, необходимо было «поймать» нужное настроение. Поэтому днем, при дневном свете, я только разглядывала картину на предмет недочетов, а писала ночью под лампами.

Жер-су.

Жер-су.

- Я заметила, что фон всех картин серии «Тенгри трех миров» - черный. Чем вы это объясните?

- Во-первых, все зависит от восприятия цвета конкретным человеком. Для многих черный - цвет ночи и зла, а для меня он символизирует мудрость.

Во-вторых, я хотела вывести своих персонажей на первый план, чтобы зрителя, смотрящего на картину, ничто не отвлекало от главного. Поэтому на черном фоне контрастно выделяются тенгрианские герои в моей интерпретации

- Встречались с непринятием вашего стиля, скажем, представителями «старой школы» изобразительного искусства?

- На моей выставке присутствовало много опытных художников, которые творили еще в советском «пространстве» и, естественно, делали это совсем в ином стиле. Но в основном они были рады увидеть что-то новое, говорили: «Казахстанская живопись задышала!».

С непониманием я сталкивалась, скорее, со стороны особо религиозных мусульман. Те из них, что видели картины серии «Тенгри трех миров», осуждали то, что я, по их мнению, рисую чуть ли не демонов. Звучал один и тот же, полный возмущения вопрос: «Как так, ты же мусульманка?». Я отвечала: «Да, я исповедую ислам. И не делаю ничего плохого: не граблю, не убиваю... Но еще я художник и для меня важна свобода творчества».

Жергилик и Ульген - вечное сопротивление добра и зла.

Жергилик и Ульген - вечное сопротивление добра и зла.

- То есть вы против ограничений?

- Я вообще экспериментатор: смешиваю стили, техники, материалы. Не люблю устанавливать рамки, потому что чем их больше, тем медленнее человек развивается. Чтобы расти над собой, нужно все время познавать что-то новое. В этом и кроется эволюция личности.

- Но, может, есть что-то неприемлемое для вас в искусстве?

- Ну, есть в мире художница, рисующая своими грудями. Вот подобного я делать точно не буду (cмеется).