Казахстан
+7°
Boom metrics
Сегодня:
Общество2 октября 2019 2:55

Вячеслав БАНЩИКОВ: «Если ты пришел в зоопарк, то это — навсегда»

На протяжении всего лета Алматы сотрясал скандал вокруг одного из символов южной столицы — Алматинского зоопарка
ИЗ газетной статьи

ИЗ газетной статьи

Тогда директора зоосада Вячеслава Банщикова обвинили сразу во всех грехах. «Комсомолка» в тот момент взяла на себя функцию общественного контроля и пообещала читателям оперативно отслеживать ситуацию.

Признаем, что за три месяца зоопарк изменился кардинально и, что отраднее всего, реально улучшились условия жизни животных. Обвинявшие директора активисты-зоозащитники признали свою неправоту. И вдруг как гром среди ясного неба прозвучала новость об уходе Вячеслава с поста директора. Одновременно в интернете появилась петиция неких общественников, с требованием закрыть Алматинский зоопарк. Корреспондент «Комсомолки» встретился с Вячеславом Банщиковым, чтобы выяснить причину ухода, узнать его мнение о петиции и обстановке в Алматинском зоопарке.

— Вячеслав, последний раз, когда я вас видел, у вас глаза горели, было громадье планов. Почему вдруг решили уйти?

— Я такой человек, что не могу сидеть на месте. Считаю, что лучше прийти и за три месяца сделать десятилетнюю работу, чем сидеть годами и ничего не делать. У нас есть президентская программа — «Город без окраин», где мы благоустраиваем городские окраины, строим детские и спортивные площадки, это совсем другой масштаб. Суть этой программы в том, чтобы человек, выехавший за пределы центра Алматы, не чувствовал, что он покинул город, чтобы ему было также комфортно, как и обитателям центра. Так что сейчас основной упор я буду делать на помощь людям — это и программа «Город без окраин», и адресная помощь детям, инвалидам, малоимущим. Но я скажу так: если ты пришел в зоопарк, то это навсегда. Я как был с 2017 года другом и спонсором Алматинского зоопарка, так им и остаюсь. Обязательств с себя я не снимаю и буду продолжать помогать зоопарку. Все проекты, которые я начал, будут доведены до конца! Уже в ближайшие дни откроем в зоопарке одновременно целый ряд объектов. Нашего белокоготного медведя Акжолтая наконец-то переселим в новый просторный комфортный вольер в 200 кв. м. Снежные барсы и волки получат новый дом. Запустим сухой фонтан, откроем три дома матери и ребенка, современный медпункт.

Из газетной статьи

Из газетной статьи

Фото: Павел ЗЛОБИН

— Насколько я знаю, вы за это время вложили в зоопарк больше 200 миллионов тенге своих личных денег, а сейчас ушли. Не жалко?

— Все деньги человек заработать все равно не сможет. И на тот свет их с собой тоже не заберешь. Я живу согласно поговорке: «Где родился, там и пригодился». Зачем выводить куда-то деньги, если можно их вкладывать здесь и по крайней мере оставить о себе хорошую память. Для меня очень важно, чтобы когда-нибудь моим детям сказали, что ваш отец построил то-то и то-то, чтобы они гордились мной.

— Сейчас появилась петиция неких общественников, которые требуют закрыть Алматинский зоопарк. Расскажите, что думаете об этом?

— Начнем с того, что в петиции фигурирует действительно ужасающая фотография тигрицы Куралай. Она умерла от болезни еще в 2016 году, за три года до моего прихода в зоопарк, из-за чего, кстати, нам временно приостановили членство в EAZA (Европейская ассоциация зоопарков и аквариумов). И, считаю, вполне заслуженно. Но сейчас-то все поменялось и условия содержания животных кардинально улучшены. Но, тем не менее, они специально ставят старую шокирующую фотографию, чтобы вызвать у людей чувство сострадания: «Как все плохо! Как в зоопарке мучают животных». Точно как в случае с гибелью котенка, фото которого использовали в кампании против зоопарка в прошлый раз, хотя, как мы доказали, его задушила взрослая бродячая кошка. Во-вторых, они прямо и безапелляционно заявляют, дословно: «Мы не требуем улучшить условия жизни животных, мы не призываем к диалогу, мы требуем полного закрытия зоопарка». Действительно, зачем требовать улучшить условия, если они и так реально улучшены.

Я всегда в любых спорах говорю: давайте прежде всего выработаем четкий алгоритм действий и определим ответственных людей. Хорошо, давайте закроем, а животных куда девать? Они предлагают отправить животных в зоопарки Нью-Йорка и Лондона. Все три с половиной тысячи? А если они животных не примут, что мы тогда будем делать? Я на 200% уверен, что ни один зарубежный зоопарк большую часть наших животных не возьмет. Нет, ценные и редкие виды они, конечно, заберут с удовольствием. Например, редких молодых птиц Эмираты или Германия с руками отхватят. Но остальные им не нужны. Не говоря уже о том, что значительная часть животных просто не доедет. Тогда давайте разберемся, кто за это будет отвечать? Петиция набирает обороты, уже более 30 тысяч подписавших. Но ответственность на себя никто брать не хочет. Пусть от этой группы активистов выйдут кто-нибудь, и подпишутся, что мы ответственны конкретно за эти и эти пункты. Делать красивые заявления — это одно, а что будет в реальности уже никого не волнует. Я, еще когда был директором, говорил всем: «Приходите, посмотрите, как живут животные, как они питаются». Но это же надо проявить усилие, идти куда-то, им проще написать в интернете или подписать петицию. Вроде и доброе дело сделали, и делать ничего не надо.

Из газетной статьи

Из газетной статьи

Фото: Павел ЗЛОБИН

У нас более 90% коллекции — это животные, рожденные в неволе, то есть в зоопарках, они не приспособлены к жизни на воле и просто не выживут. Выпустить их на волю? Для большинства из них это будет означать гарантированную смерть. Опять же у нас есть редкие животные, которые содержатся только в Алматинском зоопарке — например, мы единственный зоопарк, который владеет сайгаками, и где они разводятся в неволе. Подчеркну, единственный в мире! Я считаю — зоопарки необходимы! И по многим причинам. Естественно, животным должны быть обеспечены достойные условия для жизни. Вы поймите, если сегодня ребенка приведут в зоопарк, покажут и расскажут о сайгаках, завтра, когда его уже взрослого позовут на охоту на тех же сайгаков, он скажет, что нельзя их убивать, потому что их мало в природе осталось. А есть и другие уникальные животные казахстанской фауны — суслики-байбаки, джейраны и другие. Вообще за то время, что я проработал в зоопарке, понял — основной упор надо делать на нашу казахстанскую фауну. Она уникальна. Поэтому считаю — зоопарк нужно обязательно сохранять. Наш зоопарк в Казахстане считается самым лучшим, но ликвидировать они хотят именно его. Давайте тогда поймем, у кого и почему такой интерес к зоопарку? И не связан ли этот интерес с землей, на которой расположен зоопарк, а это 21 гектар, почти в центре города, рядом с Восточной объездной автодорогой.

— А как обстоит ситуация с членством в EAZA?

— Куратор Алматинского зоопарка от этой организации, швед Матс Хогген, когда прилетел и увидел изменения за три месяца, был очень удивлен. Он реально был, как он сказал, в «приятном шоке» от того, как преобразился наш зоопарк. Так что уже этой осенью должна приехать комиссия из EAZA, которая оценит все эти изменения и вынесет официальное решение о возобновлении полноценного членства в организации.

— Что это даст?

— Для зоопарка от этого будет огромная польза. Прежде всего мы сможем обмениваться животными с другими зарубежными зоопарками, бесплатно получать животных. И это выгодно в первую очередь нам. У нас коллекция на протяжении 15 лет практически не обновлялась. Сегодня в зоопарке живет 3443 животных, из них 923 находятся на выбраковке. Многие звери неукомплектованны, многие инбридинговые (когда животное рождается от скрещивания близких родственников), и нам членство в EAZA очень поможет решить эту проблему, хотя бы частично.

— Как обстоят дела с судебным разбирательством вокруг зоопарка?

— В конце июля мы подали в суд на ряд зоозащитников за публикацию ложных сведений в соцсетях, которые нанесли ущерб деловой репутации зоопарка. В частности, после негативных публикаций в соцсетях с зоопарком расторгнуты договоры на 23 миллиона тенге на проведение экскурсий для детей. Большая часть этих активистов, которые раскрутили в соцсетях фейк о якобы «отстреле котенка», в итоге публично признали, что это неправда, и принесли свои извинения. Несколько человек пока этого не сделали, что ж, с ними мы будем решать вопрос о клевете в суде. Это дело принципа.

Из газетной статьи

Из газетной статьи

Фото: Павел ЗЛОБИН

Я еще раз хочу подчеркнуть, что настоящие зоозащитники помогают животным реальными делами, а не словами. Например, зоозащитница Ольга Милова, которая одной из первых разместила информацию об «убитом котенке», но после того как убедилась, что на котенка напала взрослая кошка и сотрудники зоопарка к его смерти не имеют никакого отношения, увидела, как меняется зоопарк, также публично признала свою неправоту. После этого Ольга взяла себе на попечение лемура по имени Джулиан. И сейчас, в отличие от многих, помогает не словами, а делами. Кстати, пользуясь случаем хотелось бы обратиться ко всем неравнодушным. Любой желающий может прийти в Алматинский зоопарк, выбрать себе животное и по мере возможностей помогать ему. Там на самом деле все просто. Многие думают, чтобы быть попечителем животных нужны миллионы, но на самом деле это не такие большие деньги. Дальнейшая помощь питомцу оказывается по мере возможностей опекуна: от покупки еды до строительства вольеров. Вот только, к сожалению, за те шесть лет, что в Алматинском зоопарке действует программа опекунства над животными, в ней поучаствовали не больше 10 человек и компаний.

Павел ЗЛОБИН.