Казахстан
+19°
Boom metrics
Сегодня:
Общество2 октября 2019 4:38

Смотрим в книгу — видим «И-пызяву»

Тема ошибок и ляпов в казахстанских учебниках поднимается каждый год. С началом сентября родители школьников снова и снова находят на страницах учебных пособий поводы в лучшем случае для шуток в родительском чате, в худшем — для бурного негодования
Ирина Мишура
Из газетной статьи

Из газетной статьи

Но все идет по одному и тому же сценарию: родители высказывают недовольство, МОН разводит руками, издательства оправдываются и в конце концов шумиха стихает.

«Игреющий» мальчик и карающий веник

Новый учебный год едва начался, а завсегдатаи Фейсбука стараниями казахстанских издательств уже получили новую пищу для размышлений и насмешек.

В первые же деньки сентября на страницах учебника по русскому языку за 4-й класс (для школ с казахским языком обучения) глазастые мамы и папы обнаружили опечатку. В небольшом тексте «По заслугам», где над каждым словом расставлены ударения, слово «играл» преобразовалось в «игрел».

В ответственном за учебник издательстве «Алматыкiтап» оплошность признали, исправили ее в электронной и пообещали исправить в бумажной версии при переиздании. Однако тут же добавили, мол, этот учебный материал не основной, а дополнительный, и дается детям на усмотрение преподавателя.

Впрочем, как показалось некоторым взрослым, основной минус текста даже не в том, что главный герой Салимбек «игрел» с котенком. Тоску наводят сами приключения Салимбека и его несчастного питомца. Согласно истории за авторством писателя Турежанова, мальчик дернул кота за хвост, после чего испуганное животное закономерно поцарапало ему руку «прямо до крови». Юнец с плачем бросился к маме, которая «ужаснулась»: «Кто так тебя разукрасил?». Установив хвостатый источник, судя по реакции, особо тяжких повреждений, образцовая мать «бросилась на котенка с веником». Да, в конце рассказа мальчик защищает любимца от разбушевавшейся родительницы и признает свою вину. Вот только зачем маленьким читателям пропитанный негативом образ родителя-живодера?

Из газетной статьи

Из газетной статьи

Весна пришла — верблюды нюхают рельсы

Женщина с веником и ее «игреющий» сын были только разогревом для казахстанской общественности. В середине месяца в учебнике «Литературное чтение» для 3-го класса все тех же «Алматыкiтап» нашелся «весенний» (с чего бы это?), верблюд.

В тексте под названием «Весной» красочно описываются наши степи в обозначенное время года: «В Казахстане снег лежал в ямках около телеграфных столбов. Весенний верблюд нюхал рельсы и линял».

Разошедшийся на цитаты рассказ написан не кем-нибудь, а классиком детской литературы, советским писателем Геннадием Снегиревым. Возможно, включение этого произведения в школьную программу призвано научить детей абстрактно мыслить и задавать вопросы, коих, согласитесь, на ум приходит немало. Верблюд меняет шерсть? Или, осознавая опасность своего развлечения, периодически «линяет» от проезжающих поездов. Если все-таки линяет в значении «обновляет шерстяной покров», то как на этот процесс влияет обнюхивание рельсов? Как бы там ни было, мы не советуем детям обнюхивать рельсы. Вдруг еще линять начнут.

Уроки вредных привычек

И курить, кстати, тоже не надо. Даже если сцена курения демонстрируется в учебнике для самых маленьких. В центре внимания — снова «Алматыкiтап». В «Основах грамоты» для шести-семилеток есть иллюстрация, изображающая мальчугана с дымящейся сигаретой в руке. Фотодоказательствами тому с газетой «Время» поделились внимательные родители. Мамы и папы опасались, что картинка из «доброго» учебника научит детей плохому.

Тем временем наметанный глаз психолога в небезобидной иллюстрации выявил проблемы нарисовавшего ее художника. Так уж вышло, что в скандальном задании № 4 пособие предлагает набор картинок, почти на каждой из которых мультяшные дети что-то держат во рту — то сигарету, то карандаш, то зубную щетку. Специалист, к которому журналисты обратились за комментарием, волей-неволей проанализировала материал по Фрейду.

«Чмякаться некузяво»

Ни специфические парнокопытные, ни дети с недетскими привычками не смогли затмить славы кумира прошлых лет — сказки «И-пызява». История была настолько громкой, что эхо распространилось аж за пределы нашей страны, а отголоски доходят в виде вирусных рассылок в мессенджерах по сей день. Итак 2017 год, издательство «Мектеп» выпускает новый учебник по русскому языку для 7-го класса. Автором значится Сабитова З. К. Скандал разгорелся, когда дети и родители добрались до 185-й страницы, где их уже поджидали неизвестные науке «кукуси», «пуськи» и «калушата».

Из газетной статьи

Из газетной статьи

Пока родители смеялись сквозь слезы, научно-практический центр «Учебник» сравнивал «И-пызяву» с «Алисой в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Дескать, в нетленке тоже использовался «тарабарский» язык, но ее ведь никто критиковать не берется.

Не согласилась с обвинениями в попытке «отупить нацию» и автор учебника Зинаида Сабитова. По ее мнению, лингвистическое излияние писательницы Людмилы Петрушевской развивает логическое, абстрактное мышление у школьников, учит их находить зашифрованный смысл.

К слову, тот самый учебник русского языка все еще можно найти в каталоге издательства «Мектеп» на официальном сайте. Правда, рядом с изображением обложки указано, что издание второе, переработанное. Затронули перемены и саму обложку — теперь с фамилией Сабитовой соседствует К. С. Скляренко. Там же, на сайте, размещены онлайн-лекции госпожи Сабитовой и информация о том, что в марте 19-го года ее наградили медалью А. С. Пушкина «За большие заслуги в распространении русского языка». Не «тарабарского», заметьте.

Ниязбеков против Ниязбаева

На днях «Первый канал Евразия» с подачи возмущенного родителя четвероклассника указал на очередную ошибку в учебнике. Так, в пособии по русскому языку для школ с казахским языком обучения автором флага Казахстана значится не Шакен Ниязбеков, а Шакен Ниязбаев.

Название издательства в материале телеканала не названо. Зато сказано, что заниматься по учебникам, в которых авторы не потрудились перепроверить фамилию автора флага, школьникам придется в течение пяти лет. Корректировки смогут внести только в следующем тираже.

Опыт — сын ошибок трудных

Больше родителей качеством казахстанских учебников недоволен разве что министр образования Асхат Аймагамбетов. Еще в августе он, полистав книги, пришел к неутешительным выводам:

— Элементарные, простейшие ошибки. Есть задачи, по которым ответ не совсем совпадает по решению. Много ошибок с переводом. Это абсолютно недопустимо. Нашим детям приходится учиться по таким учебникам. Каждый год одно и то же. Сколько это будет повторяться?

Однако не все видят в этом глобальную проблему. Например, в алматинском филиале Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» нам сказали следующее:

— Учебник — это не самый главный ресурс, его учитель имеет право выбрать сам. Даже с очень плохим учебником грамотный учитель может успешно вести учебный процесс. В нашем центре мы работаем с учителями и исследуем с ними трудные вопросы обучения, новые технологии, развиваем их предметную компетенцию.

При этом на вопрос: «А что с очень плохими учебниками делать родителям в отсутствие грамотного учителя рядом?» — сотрудники «Өрлеу» так и не ответили.

Вопрос мы решили переадресовать учителю русского языка и литературы с многолетним опытом работы Александре Петровой (имя изменено. — Прим. авт.). Она с позицией наццентра не согласилась:

— Учитель-то работает с детьми и теми же учебниками. Да, грамотный педагог действительно может успешно вести учебный процесс даже с плохим учебником. А молодой, начинающий? И потом, зачем вообще выпускать заведомо некачественные материалы, если они не принесут пользы ни ученику, ни учителю?

По ее мнению, авторы могут использовать более современные подходы «в духе времени», но не в ущерб грамотности.

— Зрительная память очень сильна, — пояснила учитель. — Прочитав слово с ошибкой, ребенок запомнит именно этот вариант написания. Конечно, в ходе урока педагог может заметить ошибку и исправить ее вместе с детьми. А если ошибка попадется в упражнении на дом? Ребенок верит учебнику.

Вы думаете, почему сейчас так популярны репетиторы? Да потому что ни дети, ни родители не могут элементарно справиться с домашней работой. От коллег я знаю, что составители учебников порой неправильно пишут химические формулы. Много недочетов в учебниках физики. То ответа на вопрос не найти, потому что в самом параграфе об этом ни слова, то правильного решения задачи нет.