Казахстан
+5°
Boom metrics
Сегодня:
Общество9 октября 2019 4:16

Не ходите, дети, в рощу Баума гулять

Роща Баума — один из красивейших «островков природы» в Алматы. Однако среди горожан, особенно старожилов, она имеет довольно дурную славу
Ирина Мишура
Из газетной статьи

Из газетной статьи

Несмотря на робкие и не всегда удачные попытки властей привести объект в надлежащий вид, градус доверия к роще со стороны алматинцев год от года не повышается.

Роща носит имя Эдуарда Оттоновича Баума — ученого-лесовода, лесного ревизора Семиреченской области, который занимался селекционной работой и внес огромный вклад в озеленение региона. Согласно энциклопедическим данным, благодаря ему мы имеем 44 лиственных и 17 хвойных пород деревьев, 52 вида кустарников. Также ученый доставил саженцы 74 сортов яблонь, 49 сортов груш и других плодовых растений, с его подачи были заложены сохранившиеся до сегодняшнего дня рощи.

Говорящее само за себя название — Роща Баума. Однако именно с ней по иронии вышла небольшая путаница. В энциклопедии «Алма-Ата» сказано, что Роща Баума была заложена самим ученым в 90-х годах XIX века. Но краеведы оспорили эту информацию. По их данным, роща на этом месте появилась задолго до приезда Эдуарда Оттоновича в Верный. Более того, заложили ее казаки по приказу военного губернатора области Герасима Колпаковского и изначально она называлась Алферовской.

При чем здесь тогда Баум? Видимо при том, что его усилиями эта территория активно облагораживалась и засаживалась. Например, появление в роще первых карагачей и их последующее распространение по всему Семиреченскому краю приписывают именно Эдуарду Оттоновичу.

Называть «зеленый уголок» в честь Баума местные начали уже после его смерти. Кстати, о том, существовало ли соответствующее официальное распоряжение, краеведы спорят до сих пор. Возможно, дошедшее до нас наименование — не более чем укоренившаяся в истории народная дань памяти ушедшему озеленителю.

Убийство священника

Осмелимся предположить, что отчасти вышеупомянутая дурная слава рощи накрепко связана с событием далекого прошлого.

16 сентября 1918 года здесь руками красноармейцев был убит епископ Русской православной церкви Пимен. Примечательно, что в ставший для него роковым город Верный священник прибыл за год до трагедии и за этот краткий промежуток времени успел добиться огромного авторитета у населения. Тем и навлек на себя скорую расправу советской власти, всерьез опасавшейся его влияния на народные массы. Владыка Пимен отметился также осуждением декрета о гражданском (заключенном вне церкви. — Прим. авт.) браке, борьбой за преподавание в школах Закона Божия, организацией детского духовного кружка, осуждением расстрела царской семьи и, конечно, призывом к вступлению в ряды Белой армии.

Неизвестно, какой именно поступок епископа стал для красноармейцев последней каплей, но 16 сентября в его дом ворвались бойцы карательного отряда Мамонтова. Далее Пимена, если верить дошедшим до нас источникам, посадили на тачанку (конная рессорная повозка со станковым пулеметом. — Прим. авт.), увезли в рощу и там расстреляли.

Верующие почитают владыку Пимена как священномученика. В 2000 году он был причислен к лику святых Русской православной церкви.

Народная молва

Убийство в роще глубоко верующего человека не могло не сказаться на ее восприятии алматинцами, особенно впечатлительными и суеверными. Впрочем, некоторых любителей острых ощущений многочисленные рассказы о якобы проклятой земле, призраках и зарытом здесь кладе, наоборот, привлекают. Особенно — о кладе, разумеется. Считается, что перед смертью обреченный Пимен успел спрятать здесь церковные ценности, которые до сих пор хранит от любопытных глаз местная «проклятая» земля. Энтузиастов-кладоискателей предупреждают: легендарные богатства лучше не тревожить, потому что никакого счастья нашедшему они не принесут. Менее тактичные горожане и вовсе пугают: найдешь — умрешь!

Интерес толпы к кладу подогрела новость, появившаяся в 2008 году. Как утверждали журналисты газеты «Караван», в роще Баума была найдена медная икона с глазуревым покрытием, причем «счастливчик» сам принес ее прямо к ним в редакцию. В материале приводилась исповедь ошарашенного мужчины: мол, гулял с собакой, а она раз — и выкопала клад.

Обращаясь ко всевозможным экспертам, корреспонденты прикидывали, как церковная ценность (если она вообще представляет ценность) могла оказаться в роще. Было приведено несколько версий. Упомянули и Пимена, но с оговоркой: есть некая конспирологическая теория, согласно которой епископ вовсе не был убит, а, прихватив все свое добро, сбежал от «красных» в Китай. Вот и поди разберись...

Любопытный факт: в гуляющих по Сети мистических историях о роще Баума медная икона превратилась в «позолоченную». Видимо, так она кажется ценнее.

Криминальные сводки

Если вбить в строке поисковика запрос «в роще Баума», он услужливо предложит вам видео об обнаруженных там четырех трупах. Публикации на эту тему датированы 2011 годом. Речь велась о найденных прохожими телах двух женщин и двух мужчин. Поскольку лежали они неподалеку от самодельного шалаша из веток в окружении пустых бутылок, полиция предположила, что погибшие — отравившиеся суррогатным алкоголем лица без определенного места жительства.

Произошедший через пять лет после этого случай подобным образом объяснить было невозможно. В сентябре 2016 года пропала без вести 37-летняя алматинка Людмила Зарх. Женщина работала, состояла в браке и ухаживала за больной свекровью. Последняя и забила тревогу, когда поздно вечером невестка так и не вернулась домой. Свекровь позвонила в полицию, но ей посоветовали ждать утра для подачи заявления.

Неравнодушные к судьбе Людмилы соседи и родственники разыскивали ее своими силами. Зная маршрут женщины от работы до дома — через рощу Баума — волонтеры прочесывали его целый день. В роще ее и нашли, правда, уже мертвой. Тело лежало в кустах, почти без одежды. Вокруг шеи был обмотан ремешок от сумки.

Упоминания рощи в криминальных сводках столь многочисленны, что действительно наводят на нехорошие мысли. Сообщений о контактах с призраками среди них нет, зато есть менее фантастические — факты воровства, грабежей, изнасилований и убийств. Так что «проклятым» это место, как водится, делают не мертвые, а живые.

Информация к сомнению

— Постановлением Правительства РК № 865 от 24 декабря 2018 года роща Баума исключена из перечня государственных памятников на особо охраняемых природных территориях республиканского значения и переведена в статус государственного памятника на особо охраняемых природных территориях местного значения. Данная мера позволит финансировать содержание территории и сохранение зеленого фонда рощи за счет средств городского бюджета, что, свою очередь, не влияет на изменение статуса особо охраняемой природной территории, — известил акимат Алматы в начале текущего года.

Законодательное уменьшение значимости проблемного объекта вызывает вопросы. Хоть городское начальство и успокоило — дескать, статус особо охраняемой территории не потерян — заботиться об устрашающей роще явно будут еще меньше. Не станет ли она от этого еще более устрашающей?