Казахстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
Общество9 октября 2019 5:35

Второе пришествие храма

После завершения капитальной реставрации свои двери распахнул один из главных духовных и исторических символов Казахстана - Вознесенский собор
Свято-Вознесенский кафедральный собор - это самый высокий деревянный православный храм в мире высотой 54 метра.

Свято-Вознесенский кафедральный собор - это самый высокий деревянный православный храм в мире высотой 54 метра.

Фото: Павел ЗЛОБИН

В последние несколько дней в жизни православных верующих южной столицы случилось два важнейших духовных события. 4 октября в Софийский собор Иверско-Серафимовского монастыря Алматы была доставлена чудотворная Курско-Коренная икона Пресвятой Богородицы «Знамение». Прибытие великой православной святыни из Нью-Йорка в Казахстан было приурочено к состоявшемуся вчера открытию Свято-Вознесенского кафедрального собора после самой масштабной за последние 100 лет реконструкции, продлившейся более двух лет.

Правда ли, что реконструкция храма потянула на миллиард с лишним тенге? Были ли потрачены на нее средства из госбюджета? Чем гранит из Бразилии и Индии отличается от оригинального немецкого? На эти и другие вопросы корреспонденту «Комсомолки» ответил ключарь Вознесенского кафедрального собора протоиерей отец Александр (Суворов).

Отец Александр (Суворов).

Отец Александр (Суворов).

Фото: Павел ЗЛОБИН

- Хочу сразу развеять слухи, которые уже начали распространять по соцсетям, - подчеркнул отец Александр. Государство не потратило ни одного тенге на реставрацию собора. Эти средства - целиком и полностью добровольные пожертвования благотворителей из Казахстана, России и многих других стран. Кто-то жертвовал 5 тысяч тенге, а кто-то миллион. Более того, пришлось даже взять кредит, чтобы достойно провести все работы. В общем, реконструкция собора обошлась более чем в два миллиарда тенге. Зато теперь Свято-Вознесенский кафедральный собор, православная святыня Семиречья, давно ставшая одним из символов южной столицы, простоит еще сотню лет. Вознесенский собор мы восстанавливали в точном соответствии с уникальными архивными документами начала XX века. Собор был построен в 1906 году, хотя в официальных документах указан 1907 год, поскольку еще год ждали иконостас, который должен был прийти из Киева.

Оригинальный иконостас был утерян в 1929 году и заново воссоздан уже в 2000-х годах современными иконописцами.

Оригинальный иконостас был утерян в 1929 году и заново воссоздан уже в 2000-х годах современными иконописцами.

Фото: Павел ЗЛОБИН

Собор изначально был очень интересным культурным явлением, поскольку был построен в таком, я бы выразился, «хулиганском» стиле, не совсем типичном для архитектуры русских православных храмов. Вознесенский собор я бы назвал квинтэссенцией стиля русский модерн. Важным достижением стало то, что мы сделали медную кровлю собора. Она не поддается коррозии, это кровля на века.

Витражи собора не типичны для православных храмов.

Витражи собора не типичны для православных храмов.

Фото: Павел ЗЛОБИН

Витражи собора не типичны для православных храмов, так же как и наши зеркальные кресты, которые на закате и восходе горят алым пламенем, отражая солнце. Оригинальные полы в храме были цементные - из нового и модного тогда материала - своеобразное ноу-хау для Верного. Плитка же была нестандартных размеров, и чтобы ее воссоздать в наши дни, немецкому заводу Villeroy&Boch пришлось бы открывать специально оборудованную линию. Сумма бы вышла астрономической. Поэтому пол в соборе теперь гранитный, с декоративными вставками из сохраненной оригинальной плитки. Причем чтобы воссоздать цветовую гамму старых полов, специально подбирали гранит. Такой цвет мы смогли найти только в Бразилии, Индии и Юго-Восточной Азии. Купола собора обладают амортизирующими свойствами, а паникадила, или люстры, представляют собой единое целое, где центральная люстра играет роль маятника на оси, уравновешивающего и гасящего колебания земли.

Центральная люстра или паникадило, играет роль маятника на оси и уравновешивает и гасит колебания земли в случае землетрясения.

Центральная люстра или паникадило, играет роль маятника на оси и уравновешивает и гасит колебания земли в случае землетрясения.

Фото: Павел ЗЛОБИН

Стены и потолок храма расписывали специалисты знаменитой Палехской школы иконописи. Интерьер восстановлен и воссоздан в строгом соответствии с архивными документами и фотографиями. Мы все слышали истории о подземельях и километровых подземных ходах под храмом, о том, что собор построен без единого гвоздя, но исследовав собор, могу вас уверить, что все это красивая городская легенда и никаких подземных ходов здесь не было и нет.

Стены и потолок собора расписывали мастера знаменитой Палехской школы иконописи.

Стены и потолок собора расписывали мастера знаменитой Палехской школы иконописи.

Фото: Павел ЗЛОБИН

Когда говорят, что храм построен без гвоздей, имеют в виду действительно уникальную несущую конструкцию, балки, скрепленные огромными подвижными скобами, стыками Гербера, тирольскими узлами. Гвозди в этой конструкции просто не используются, это не тот крепежный инструмент, который будет держать огромные брусья. Но, например, в оконных рамах гвозди, конечно же, есть. В строительстве использовалось большое количество стальных крепежей, скоб, болтов, а на особо нагруженных фрагментах стен вертикальные брусья были пронизаны железными штырями для придания особой прочности и устойчивости зданию. Сегодня Свято-Вознесенский собор включен в список сакральных объектов Казахстана и это справедливо, поскольку аналогов зданию Вознесенского собора в мире не существует - это самый высокий деревянный православный храм в мире высотой 54 метра.

-

-

Фото: Павел ЗЛОБИН

-

-

Фото: Павел ЗЛОБИН

-

-

Фото: Павел ЗЛОБИН

-

-

Фото: Павел ЗЛОБИН

-

-

Фото: Павел ЗЛОБИН

-

-

Фото: Павел ЗЛОБИН

-

-

Фото: Павел ЗЛОБИН

-

-

Фото: Павел ЗЛОБИН

-

-

Фото: Павел ЗЛОБИН

-

-

Фото: Павел ЗЛОБИН

-

-

Фото: Павел ЗЛОБИН