Казахстан
+4°
Boom metrics
Сегодня:
Общество16 октября 2019 2:44

Звонок на перемены

В последнее время сферу образования беспрестанно потрясают всевозможные новшества
Юлия Вранская
Из газетной статьи

Из газетной статьи

Львиную долю перемен «провоцирует» анонсированный еще в прошлом году законопроект «О повышении статуса педагога, снижении нагрузки на ученика и учителя», который обсуждается по сей день. Документ внес определенный раскол в образовательное сообщество — его либо горячо поддерживают, либо не воспринимают всерьез. «Комсомолка» выделила самые интересные и резонансные изменения, предусмотренные законопроектом и поправками в Закон «Об образовании».

«Ужесточение лицензирования колледжей»

Ради обсуждения этого пункта собиралось целое заседание в Палате предпринимателей. А суть в следующем: раньше лицензии колледжам выдавались на специальности, а сейчас, по замыслу МОН, должны выдаваться на квалификации. Чтобы уловить разницу, представьте, что ваш ребенок хочет получить модную творческую профессию дизайнера. Для колледжа «дизайнер» — это лишь специальность, которая, в свою очередь, делится на квалификации: дизайн интерьера, одежды, рекламы, промышленной продукции и графический дизайн. Очевидно, что инструменты и объекты работы у разных представителей одной специальности неодинаковы, а значит, и подход к обучению должен существенно разниться. И если раньше организация ТиПО могла избирательно готовить только дизайнеров интерьера, но игнорировать, скажем, графический дизайн, то сейчас она должна соответствовать всем квалификациям обозначенной специальности. С одной стороны, удобно: учащийся может при желании сменить квалификацию, не меняя места обучения. С другой стороны, сами директора колледжей опасаются чуть ли не уничтожения системы ТиПО на корню в случае принятия поправок.

— Соответствовать лицензионным нормам по специальности — это значит соответствовать всем квалификациям, входящим в специальность, коих может быть хоть десять. Для этого нужно иметь необходимую материально-техническую базу по каждой из них, а соответственно и педагогов. Для большинства колледжей это невыполнимое условие. Они будут поставлены перед выбором: либо расширять штат и базу, либо отказываться от целой специальности, поскольку лицензия на нее в случае несоответствия требованиям хотя бы по одной из квалификаций будет отозвана, — объяснила начальник отдела по защите прав предпринимателей Палаты предпринимателей Алматы Салтанат Лесбаева.

Она также заметила, что в действующем классификаторе специальностей есть невостребованные на рынке труда квалификации. Такие, например, как печник в строительной сфере.

Однако не все присутствующие согласились с подобными доводами. По мнению адвоката по экономическим вопросам Александра Каплана, задуманное профильным министерством ужесточение — инициатива правильная и полезная:

— Только в Алматы работает 84 колледжа — это очень много. Пусть их останется 20-25, но зато они будут «сильными». Ужесточение требований к лицензированию как раз-таки приведет к закрытию и объединению нежизнеспособных колледжей. Каждая организация профобразования должна иметь конкретную специализацию и необходимую для нее материально-техническую, преподавательскую базу. А сейчас что? Берутся за все понемногу: в одних стенах готовят и бухгалтеров, и строителей, и поваров, и айтишников. В итоге мы получаем выпускников, неприспособленных ни к дальнейшей учебе, ни к работе по полученной профессии.

И швец, и жнец, и на дуде игрец

Отныне любое привлечение педагога к работам, не связанным с его профессиональной деятельностью, должно стать наказуемым.

— На учителей взваливается все что угодно: выборы проводят учителя, агитацию проводят учителя, что-нибудь нужно сделать — учителя. За это им никто не платит. Надо их освободить, они же должны готовиться к урокам, — возмутился Елбасы, выступая с Посланием народу Казахстана в начале октября прошлого года. Он же поручил разработать документ, способный оградить педагогов от навешивания на них чужеродных задач.

Таких «звонков на перемены» преподаватели всех мастей ждали давно. Особенно учителя, которых, как людей ответственных и безотказных, вовлекали во все что можно и нельзя уже просто по привычке. Ну а как иначе? Здорово же быть разносторонне развитой личностью, уметь и площадь поверхности куба вычислять, и стены в родимой школе штукатурить. Добросовестностью специалистов злоупотребляли десятилетиями — и вот, наконец, министерство пообещало «прикрыть лавочку». Однако пункт о недопущении привлечения педагогов к видам работ, не связанных с исполнением профессиональных обязанностей, на самом деле уже давно есть в Законе «Об образовании». Правда, с пометкой: «за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан». Видимо, неконкретная формулировка и явилась лазейкой для обхода закона. В законопроекте «О статусе педагога» эта лазейка, к слову, осталась.

Потребности без возможностей

Изначально предусматривались, вызывая наибольшие общественные восторги, приоритетное право на приобретение жилья по льготному кредитованию без первоначального взноса, двойное пособие по оздоровлению и возможность выхода на пенсию до достижения установленного пенсионного возраста при наличии тридцатилетнего стажа педагогической работы. Позже от всего этого отказались. Причина проста — вышеуказанные нормы не прошли через «мельницу» согласования с заинтересованными госорганами.

— Сейчас наша пенсионная система уже сложилась. Раньше выйти на пенсию можно было, если имелось определенное количество накоплений. Но если мы говорим о том, чтобы дать педагогам выходить на пенсию по выслуге лет, то данная норма в законе не предусмотрена. Там даже предложения от общественности были разные: кто-то предлагал разрешить педагогам выходить на пенсию после 20 лет работы, кто-то — после 30, — прокомментировал министр образования Асхат Аймагамбетов наиболее резонансную отмену.

При этом, по его словам, «под нож» не попали первоочередной порядок предоставления мест в детские сады, новый вид государственной награды «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы», отсрочка от призыва на воинскую службу, повышение окладов за работу в сельской местности, охрана здоровья и гранты «Лучший педагог», «Лучший преподаватель вуза».

Денежный запрос

— Нашим педагогам начисляют зарплату от базового должностного оклада, размер которого не менялся в течение девяти лет, это 17 697 тенге. Мы в течение 10 лет говорим о том, что необходимо заменить его на показатель прожиточного минимума или минимальную месячную заработную плату. Если это произойдет, учителя будут получать очень хорошую зарплату. Мы думаем, что учителя должны получать заработную плату от 300 тысяч тенге. Тогда в эту профессию придут молодые кадры, — заявила заместитель председателя Казахстанского отраслевого профсоюза работников образования и науки Айгуль Мукашева в ходе посвященного обсуждению поправок в Закон «О статусе педагога» «круглого стола».

На тот момент она уже знала, что инициативу профсоюза об изменении методики расчета учительских зарплат чиновники не поддержали.

Тем не менее, как подчеркнул премьер-министр Аскар Мамин, некие меры, направленные на повышение заработной платы, все-таки предусмотрены. Плюсом к этому идут прописанные доплаты за педагогическое мастерство, наставничество, степень магистра, классное руководство и проверку тетрадей.

Освободить от поборов и вмешательства

Законопроект учитывает и другие аспекты житья-бытья среднестатистического казахстанского преподавателя. К примеру, не допускается возложение на педагога обязанности покупать какие-либо вещи для учебного процесса за свои кровные. Специалистов также хотят защитить от незаконных проверок и неадекватных, но требовательных семейств подопечных — «Вмешательство в профессиональную деятельность педагога со стороны должностных лиц, родителей и иных законных представителей воспитанника и обучающегося не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан». Особая поддержка государства ожидает сельских педагогов: повышенные оклады, льготы по оплате коммунальных услуг, выделение участков под индивидуальное жилищное строительство и другое.

СПРАВКА «КП»

Согласно данным Комитета по статистике по состоянию на 2018 год, в республике функционировало 769 колледжей. Из них 34 — в Нур-Султане, 78 — в Алматы и 39 — в Шымкенте.

Для сравнения, вузов в прошлом году насчитывалось 124 на весь Казахстан. 14 из них располагались в Нур-Султане, 41 — в Алматы и 10 — в Шымкенте.