Казахстан
+5°
Boom metrics
Сегодня:
Общество6 ноября 2019 3:36

Петербургские записки о Великой степи

Практически месяц члены казахстанской экспедиции занимались поиском уникальных документов в Российском государственном историческом архиве, в фонде рукописей, в журнальном, газетном фондах Российской национальной библиотеки
Закиш САДВОКАСОВА
Из газетной статьи

Из газетной статьи

За это время было обнаружено немало материалов, которые будут впервые введены учеными в научный оборот после тщательной обработки и систематизации. Отныне они будут храниться в архивах нашей страны.

Однако уже сегодня хотелось бы остановиться на некоторых документах, привлекательных для широкого круга людей, интересующихся историей своего народа. В целом, найденные документы можно разделить на ряд блоков в зависимости от содержания: политический, социально-экономический, этнографический, общий. Для последнего характерно описание территории, населения, климата, почвы, полезных ископаемых и т. п. В некоторых публикациях газетных статей второй половины XIX века имеются описания спорных земельных отношений между казахами и казаками, русскими переселенцами, иногда перераставших в серьезные столкновения.

В документах XVIII-начала XX века редко можно увидеть написание нации «казахи». Это связано с тем, что после вхождения Казахстана в состав Российской империи казахи потеряли свое самоназвание. Чтобы в официальных документах отличать казахов от «русского казачества сопредельных регионов Южного Урала и Западной Сибири», коренных жителей стали называть «киргиз-кайсаки», «кайсаки». В «Сборнике узаконений о киргизах степных областей» указывается: «Чтобы отличить кочевников казаков от казаков русских, пришлось дать первым дополнительное название... откуда и получилось наименование «киргиз-казаки», впоследствии измененное в «киргиз-кайсаки», а затем сокращенно — «киргизы». Поэтому в цитируемых выдержках из источников не встречаются «казахи». Наших же соседей кыргызов называли «дикокаменными киргизами».

Авторы газетных и журнальных статей обращали внимание на отношения между казахами и русскими переселенцами, отличающиеся непостоянством. Нередко описывались случаи нападения казахов на русские селения близ границ. В газете «Тобольские губернские ведомости» в статье «Об увозе киргизами в плен русских людей и об угоне их скота» приводятся материалы судебных разбирательств относительно конф-ликтов, причиной которых были недружелюбные отношения. Авторами чаще всего выступали русские корреспонденты, читатели, объективно дающие оценки происходящему. К примеру, они указывали, что отвод лучших земель русским переселенцам вынуждал казахов идти на крайние меры.

В журнальных и газетных статьях можно найти немало сведений, посвященных выступлениям казахов против политики царизма. К ним можно отнести публикации: «К истории пугачевского бунта (в степи у киргиз-кайсаков)», «Бунт киргизского султана К. Касымова», «Султан Кенисары и Садык», «Бий Есет Кутебаров» и т. д. В девяти номерах газеты «Уральские войсковые ведомости» размещена статья под названием «Исетай Тайманов старшина Внутренней Орды» (написание без изменений), где в деталях описано выступление. Ценность этого материала заключается в перечислении неизвестных ранее лиц и подробностей.

Помимо перечисленных материалов, на страницах журнала «Русский вестник» и газеты «Северная пчела» обсуждался приезд казахов в Санкт-Петербург летом 1860 года. Следует отметить, что мнения двух этих авторов кардинально различались. Павел Небольсин — русский этнограф, историк, экономист — в статье «Путешествующие киргизы» позволил себе в умеренных красках описать приезд 15 казахов в город на Неве, их любопытство, высказывания, не всегда лестные характеристики в адрес русских чиновников. Другой же — Иосаф Железнов, причисливший себя к русскому народу, подверг жесткой критике в публикации «Киргизомания» своего, как он писал, «старинного нашего знакомого», выступившего с «теплым, задушевным словом о киргизах, наговорившего кучу любезностей нашим степнякам». В продолжении он писал: «Патриотизм г. Небольсина и его горячее увлечение воспеть похвальное слово Киргизам и выказать перед ними „благоденствие и силу России“ повергли последнюю в стыд и срамоту. Что подумает о России Европа, прочитав „Путешествующих киргизов“ г. Небольсина? Что скажет Азия вообще и блистательная Порта в особенности?». Такая бурная реакция последовала потому, что Павел Небольсин рассказывал о постоянном притеснении казаками коренного населения, перечислив нехристианское, негуманное поведение переселенцев. Более того, подчеркнул невозможность благотворного влияния их на казахов, так как сами «не очень восприимчивы к теплоте лучей западного просвещения». И в завершение историком было отмечено, что один из путешествующих казахов в дар уральской войсковой казне принес тысячу рублей для обзаведения школой.

Позже появляется «Апелляция киргиза к публике по поводу статьи «Русского вестника» под названием «Киргизомания», написанная просветителем, этнографом Мухаммед-Салихом Бабаджановым, где дается обоснованный ответ на нападки Железнова. Прежде всего подчеркивается, что уравнивание Железновым уральцев с русским народом не совсем верно, так как первые образовались из беглых шаек русской вольницы, пошаливавшей по большим дорогам и рекам, из русских преступников, укрывавшихся в XV веке от тогдашнего русского правительства. Обоснованной считает Мухаммед-Салих Бабаджанов критику П. Небольсиным некоторых пороков русского общества. В его оправдание он приводит имена известных личностей — литераторов Гоголя, Белинского, Гончарова, Островского и других, «столь много выставлявших отрицательную сторону русской жизни». Он призывает не таить недостатки, а, наоборот, выявлять их с целью улучшения жизни.

Из газетной статьи

Из газетной статьи

Нельзя оставить без внимания фрагменты статьи П. Небольсина, описывающего поведение казахов на улицах, в музеях и других публичных местах Санкт-Петербурга. Конечно, удивление не покидало их все время пребывания в городе. Они выразили недовольство тем, что увиденное должным образом не объяснялось. Хотели больше узнать об улучшении скотоводства, так как их образ жизни тесно связан с этой формой хозяйствования. Были возмущены увиденными скульптурами, что «оскорбило стыдливость наших стариков после посещения Эрмитажа и Кунсткамеры». Они не понимали, почему хранились в спирту человечки, черепа и «различные отвратительные для нашего глаза члены человеческого тела. Мы не понимаем, как можно тратить деньги миллионами на постройку здания, обставленного изображениями обнаженных женщин: неужели ваши жены и дочери могут, не умирая от стыда, проходить мимо этих гнусных изваяний?». Посчитав, что надо воспитываться особенным манером, гости остались довольными посещением Петергофа, увиденными фонтанами, «низвергающими потоки воды из-под земли почти до небес».

В предложенном материале каждый исследователь может найти интересующий его факт. К примеру, подаривший тысячу рублей на постройку школы для уральских казаков Губайдулла Исенбаев имел «одних лошадей три тысячи; баранов несколько десятков тысяч». Как заметил П. Небольсин, этот человек «живет мыслью о распространении просвещения у киргизов» и уже обосновал в степи бесплатную школу. Автором приводятся примеры обучения у татар, где мальчики учатся у муллы, а девочки «у жены муллы — муллихи».

То есть из выделенного небольшого материала можно сделать выводы о стремлении зажиточной части к грамотности своего народа, меры, принимаемые к достижению цели, изучению опыта в этом деле других народов. Так по крупицам ученые собирают необходимые факты для своего научного труда. Поэтому в дальнейшем выявленные архивные материалы, документы, публикации газетных и журнальных статей станут основой монографий, учебных пособий, учебников и новых книг.

Справка «КП»

В этом году при поддержке Комитета науки МОН РК группа научных сотрудников Института истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова, работников государственного и национального архивов Республики Казахстан в течение 25 дней находилась в экспедиции по проекту программно-целевого финансирования «Археографические работы в зарубежных архивах и фондах по истории и культуре Великой степи (выявление, анализ, оцифровка)» в Санкт-Петербурге.

Закиш САДВОКАСОВА — гнс Института истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова КН МОН РК, доктор исторических наук, профессор.