Казахстан
+5°
Boom metrics
Сегодня:
Общество6 ноября 2019 4:59

Алматинские парковки — зона безответственности?

Жители Алматы не знают, за что платят компании Aparking. В самой конторе утверждают, что единый оператор не отвечает за сохранность автомобилей. Там полагают, что главное назначение платных парковок — регулирование автомобильного трафика
Данияр АШИГАЛИЕВ
Из газетной статьи

Из газетной статьи

Смена парадигмы

Во время визита в южную столицу президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев раскритиковал градостроительные решения местных властей. Правда, претензии главы государства относились к действиям прежнего руководства города. Нынешний аким Алматы Бакытжан Сагинтаев представил новую концепцию развития мегаполиса. Документ предполагает отказ от направления «Город для пешеходов», делая акцент на «равнозначном» развитии всех районов.

Несмотря на смену «парадигмы», платные парковки продолжают развиваться. Они покрывают около 13% города — это почти 15 тысяч паркомест на центральных улицах. Кстати, в прошлом инициаторы проекта не скрывали, что парковочная «инновация» внедрялась для максимального «затруднения» жизни автолюбителей.

Напомним, начиная с 2016 года в Алматы действует единая парковочная система с тарифом в 100 тенге за час. Интересно, но изначально планировался тариф в 617 тенге за час. Но в акимате посчитали такие «сборы» чрезмерными и внедрили дифференцированную оплату.

Реализацию идей, приближающих Алматы к европейским мегаполисам, поручили ТОО «Алматы Спецтехпаркинг сервис». Управляющий оператор на 70% принадлежит частной компании RR2. Единственный владелец фирмы — миллионер, владелец футбольного клуба «Кайрат» и казахстанской сети McDonald’s Кайрат Боранбаев. 30% товарищества принадлежит Управлению городской мобильности.

В октябре прошлого года акимат пытался избавиться от своих «парковочных активов». Был проведен тендер по передаче 30-процентной доли в доверительное управление. Была даже озвучена сумма последующей покупки — 75,9 млн тенге. Однако прокуратура оспорила результаты, приватизацию отложили. Тем не менее городские власти не отказались от желания передать парковки в частные руки.

На сайте электронного правительства в статусе «Алматы Спецтехпаркинг сервис» указан пункт — продажа. Более того, Управление городской мобильности раз за разом объявляет конкурс на выбор предложения по организации автопарковок на 182 земельных участках. Чуть позже стало известно, что государственная доля акимата находится в плане правительства на приватизацию. Однако в «Алматы Паркинг» всячески опровергают слухи о продаже компании.

Финансовый туман

Говорить о безубыточности предприятия пока не приходится. Остается непонятной схема распределения доходов между участниками государственно-частного тандема. В 2019 году «Алматы Спецтехпаркинг сервис» удалось «заработать» около 20 млн тенге.

Но это все, что удалось выяснить, — к примеру, информации о налоговых поступлениях за последний период в свободном доступе просто нет.

Всего с начала работы Aparking инвестировано почти 3 млрд тенге. В основном деньги были потрачены на программное обеспечение, систему биллинга, приобретение паркоматов и системы видеофиксации.

Несмотря на убыточность предприятия, глава компании Марат Принбеков считает деятельность Aparking вполне успешной. По его словам, система платных парковок за три года принесла в городской бюджет около 4,3 млн долларов. Якобы теперь горожане перестали оставлять машины без необходимости. Вследствие чего доступность парковок выросла в два раза. На 15% сократилось количество транспорта в центре мегаполиса и снизилось количество нарушений правил парковки, утверждает бизнесмен.

В планах города довести количество паркомест до 50 тысяч. К 2025 году сеть платных парковок должна охватить ВОАД, проспекты Рыскулова и Саина. Паркоматы должны появиться почти на всех площадках рядом с социальными объектами — больницами, детсадами, школами.

«Мы не отвечаем за сохранность авто»

Оставляя своего «железного друга» на территории Aparking, автовладелец сильно рискует. Оказалось, что оплата не защищает от краж на парковке.

В компании Aparking заявляют, что оператор не отвечает за сохранность авто. Главное назначение платных парковок — это не услуга по охране транспортных средств, а способ регуляции трафика в загруженных районах города. Там, где спрос на парковочные места гораздо выше, чем их фактическое количество.

«Тариф призван стимулировать водителей ответственнее планировать свое время перед другими участниками движения, которые также имеют право претендовать на городские общественные парковки.

На данный момент подобные проекты действуют в Москве, Баку, Минске и многих других мегаполисах. Они не предоставляют водителям гарантии сохранности автомобилей», — подчеркивают в Aparking.

Однако иногда сотрудники компании делают «одолжение».

«Вдоль всех тротуарных платных парковок регулярно курсируют служебные автомобили с комплексами фиксации. В случае поступления запроса от правоохранительных органов мы можем предоставить дополнительные фотоматериалы, которые могут помочь более точно установить обстоятельства дела.

Также все платные парковки компании площадочного типа оборудованы камерами видеонаблюдения, имеют ограждение территории и обеспечивают повышенную безопасность автотранспортных средств», — утверждают в Aparking.

В парковочной конторе настаивают, что обслуживающий оператор не может нести ответственность за сотни тысяч автомобилей. Думается, что большинство автолюбителей, отдающих свои деньги Aparking, таким ответом не удовлетворятся.

А теперь самое интересное. Формально любые претензии алматинцев к работе Aparking безосновательны. Компания отвечает только за паркоматы на стоянках тротуарного и площадного типа. Плюс сбор денег за возможность «якорной стоянки» и фиксация нарушений правил парковки. Дальше, по сути, частная компания умывает руки. Земля, выделенная «под бизнес», муниципальная. Соответственно, все операционные «расходы» по парковкам ложатся на кошелек города и налоги алматинцев.

В «Алматы Спецтехпаркинг сервис» неоднократно пытались объяснить ситуацию. Однако ссылки на международный опыт выглядят неубедительно.

Итак, что же мы имеем? Вопросами разметки и уборки территории должен заниматься акимат. Сохранностью автомобилей «заведует» городская полиция. В самом начале работы Aparking предлагали свои услуги страховщики из «Сентрас Иншуранс». Они выдвигали идею разделить риски, включив стоимость своей работы в окончательный тариф. В «Алматы Спецтехпаркинг сервис» предпочли снять с себя всякую ответственность за возмещение ущерба.

Процедура штрафов — опять же, не зона ответственности оператора — выглядит следующим образом. Специальный человек с аппаратом «ПаркНет» фиксирует нарушение. Информация поступает в процессинговый центр департамента полиции. После этого административные полицейские направляют «письмо счастья» нарушителю. Получается, что стражи порядка обслуживают бизнес, не находящийся в коммунальной собственности.

Кроме того, Aparking в организации парковок «помогают» и другие службы — СПК «Алматы», Управление городской мобильности и торговые дома, где расположены платные стоянки.

Кстати, некоторые юристы считают, что взимание штрафов за неоплату парковки противоречит законодательству.

Тем временем

В октябре в Алматы появится еще одна платная парковка. Стоянка автомобилей будет располагаться на улице Зенкова между улицами Курмангазы и Богенбай батыра. По информации «Алматы Спецтехпаркинг сервис», здесь будет 301 парковочное место, 10 из которых предназначены для инвалидов.

В компании пояснили, что улица Зенкова находится в центре города, в экономически активном районе.

«Здесь располагаются офисы, рестораны и различные учреждения, которые стимулируют трафик в рабочие часы. В этом году загруженность бесплатных парковок достигла критического значения, поэтому было решено сделать эти участки платными.

Наша основная цель — в несколько раз увеличить ротацию парковочных мест и предоставить всем горожанам равные права на общественное городское пространство. Тариф позволяет увеличить количество свободных мест в течение дня, упорядочить процесс парковки, уменьшить количество нарушений и увеличить скорость движения потока благодаря правильному распределению парковочных мест», — говорится в официальном сообщении.