Казахстан
+15°
Boom metrics
Сегодня:
Общество13 ноября 2019 3:41

«Дорожные войны»: жертв среди граждан все больше

Каждый год на отечественных дорогах погибает больше людей, чем Казахстан потерял за все время «афганской войны»
Анна РУДЕНКО
Из газетной статьи

Из газетной статьи

Количество жертв ДТП также многократно превышает количество жертв терроризма. Эксперты считают, что наша страна уже движется к сокращению числа аварий, однако недостаточно быстро.

На дорогу, как под пули

В массовом сознании война остается самым жутким несчастьем, какое может обрушиться на государство. Терроризм и вовсе международное зло — на борьбу с ним выделяются огромные средства, создаются ведомственные программы, в супермаркетах и на вокзалах крутят предупреждающие ролики. Если бы на профилактику ДТП затратили хотя бы половину усилий, потраченных на предотвращение терактов, жить в Казахстане стало бы намного безопасней.

То, что бороться с ДТП нужно не менее настойчиво, чем с религиозными фанатиками или с даже отдаленной вероятностью военного конфликта, подтверждают цифры. В Афганистане за 10 лет советского присутствия погибли 947 казахстанцев, ранения получили 1 770. Отсчет жертв терроризма ведется с 2011 года. По данным госорганов, за это время в стране произошло 14 терактов, в них погибли 90 человек. Особенно кровавым выдался 2016 год, тогда из-за действий «алматинского стрелка» Кулекбаева и экстремистов в Актобе расстались с жизнью 37 человек. Стоит отметить, что значительную долю погибших составляют сами преступники.

Теперь посмотрим на статистику дорожных аварий. Бывают дни, когда привычный и банальный, никого не пугающий автотранспорт убивает больше мирных граждан, чем «стрелок» Руслан Кулекбаев, на сутки погрузивший Алматы в кошмар. По данным страховых компаний, в среднем в РК ежегодно происходит более 18 тысяч ДТП, в них погибают около 2,5 тысячи казахстанцев, примерно 23 тысячи человек получают травмы.

В 2018 году зарегистрировано 11 106 аварий, в 2019-м — 11 484 (рост на 3,4%), таковы данные Генпрокуратуры РК. В прошлом году получили ранения 14 416 человек, в 2019-м — 15 324 (рост на 6,3%). В 2018 году в ДТП погибли 1 463 человека, к середине октября 2019 —

1 552 человека (рост на 6,1%). В этом трагическом рейтинге лидируют Алматы, Алматинская и Жамбылская области. Наименьшее число аварий со смертельным исходом регистрируется в Северо-Казахстанской области.

В прошлом году депутат мажилиса Павел Казанцев озвучил пугающие данные: за 28 лет независимости в авариях погибло более 80 тысяч человек, число пострадавших составило около полумиллиона. По словам депутата, 70% погибших — люди трудоспособного возраста, также на дорогах регулярно гибнут дети. Кроме того, Павел Казанцев подчеркнул, что большинство ДТП происходит не из-за неисправности автомобилей или недостатков дорожной инфраструктуры. В 95% аварий виноваты участники движения, отметил депутат.

Тридцать лет усилий

В сегодняшнем Казахстане вероятность расстаться с жизнью в аварии в 11 раз выше, чем в Норвегии или Великобритании. Для сравнения: уровень смертности на дорогах в РК составляет 24,4 случая на 100 тысяч населения, в Великобритании — 2,8, такие цифры приводят международные организации. Тем не менее, 30-40 лет назад ситуация в европейских странах практически не отличалась от казахстанской. Только грандиозные усилия и нулевая терпимость к любым нарушениям позволили ее исправить.

Начали в Европе с азов — с водительских прав. Сегодня редкий тамошний автолюбитель может похвастаться, что получил их с первого раза, обычно требуется три-четыре попытки. Если же инструктор не будет удовлетворен качеством вождения курсанта, то права тот может не получить вовсе, либо (в некоторых странах, например, в Бельгии) ему предоставят так называемые временные права. Обладателя такой «корочки» ждет ряд ограничений: он не может пользоваться машиной в ночное время, в выходные и праздники, заниматься коммерческим извозом и покидать за рулем территорию страны. Лишь после трехмесячного испытательного срока водителя-новичка допустят к очередному экзамену.

Как показали европейские исследования, до 60% всех ДТП с летальным исходом происходят из-за водителей в состоянии алкогольного опьянения. Внушительная доля смертей «на совести» разговоров по мобильному и sms-переписки. Что касается пьянства, то в последние годы во многих странах обрели популярность алкозамки, блокирующие зажигание, если уровень алкоголя у водителя составляет минимум 0,2 промилле. Некоторые компании, производящие автомобили или занимающиеся перевозками, уже устанавливают такие замки в обязательном порядке. В частности, финские эксперты уверены, что алкозамок должен входить в комплектацию всех автомобилей — настолько велика положительная динамика аварий при его использовании.

Огромную роль в сокращении числа ДТП, особенно со смертельным исходом, сыграла социальная реклама. Это и бесконечные ролики, предупреждающие о страшной цене пары кружек пива, выпитых перед поездкой, и билборды на трассах, требующие прекратить болтовню по телефону за рулем. Также европейцам буквально вдалбливают требования пристегиваться ремнями или устанавливать в машинах детские кресла. Особое место в стратегии соцрекламы занимает борьба с водительским хамством. В ряде стран информационные щиты, призывающие немедленно сообщить о конфликтном участнике движения, либо о нарушении ПДД в полицию, расположены с частотой следящих камер.

Государственные и местные программы нулевой терпимости к лихачеству, пьяному вождению и прочим дорожным «подвигам» дали ощутимый результат. Например, в Великобритании число жертв среди пешеходов с 70-х годов прошлого века снизилось фактически на 80%. Безусловно, европейский опыт учит, что безопасность на дорогах достигается длительными и планомерными усилиями.