Из газетной статьи
Количество жертв ДТП также многократно превышает количество жертв терроризма. Эксперты считают, что наша страна уже движется к сокращению числа аварий, однако недостаточно быстро.
На дорогу, как под пули
В массовом сознании война остается самым жутким несчастьем, какое может обрушиться на государство. Терроризм и вовсе международное зло — на борьбу с ним выделяются огромные средства, создаются ведомственные программы, в супермаркетах и на вокзалах крутят предупреждающие ролики. Если бы на профилактику ДТП затратили хотя бы половину усилий, потраченных на предотвращение терактов, жить в Казахстане стало бы намного безопасней.
То, что бороться с ДТП нужно не менее настойчиво, чем с религиозными фанатиками или с даже отдаленной вероятностью военного конфликта, подтверждают цифры. В Афганистане за 10 лет советского присутствия погибли 947 казахстанцев, ранения получили 1 770. Отсчет жертв терроризма ведется с 2011 года. По данным госорганов, за это время в стране произошло 14 терактов, в них погибли 90 человек. Особенно кровавым выдался 2016 год, тогда из-за действий «алматинского стрелка» Кулекбаева и экстремистов в Актобе расстались с жизнью 37 человек. Стоит отметить, что значительную долю погибших составляют сами преступники.
Теперь посмотрим на статистику дорожных аварий. Бывают дни, когда привычный и банальный, никого не пугающий автотранспорт убивает больше мирных граждан, чем «стрелок» Руслан Кулекбаев, на сутки погрузивший Алматы в кошмар. По данным страховых компаний, в среднем в РК ежегодно происходит более 18 тысяч ДТП, в них погибают около 2,5 тысячи казахстанцев, примерно 23 тысячи человек получают травмы.
В 2018 году зарегистрировано 11 106 аварий, в 2019-м — 11 484 (рост на 3,4%), таковы данные Генпрокуратуры РК. В прошлом году получили ранения 14 416 человек, в 2019-м — 15 324 (рост на 6,3%). В 2018 году в ДТП погибли 1 463 человека, к середине октября 2019 —
1 552 человека (рост на 6,1%). В этом трагическом рейтинге лидируют Алматы, Алматинская и Жамбылская области. Наименьшее число аварий со смертельным исходом регистрируется в Северо-Казахстанской области.
В прошлом году депутат мажилиса Павел Казанцев озвучил пугающие данные: за 28 лет независимости в авариях погибло более 80 тысяч человек, число пострадавших составило около полумиллиона. По словам депутата, 70% погибших — люди трудоспособного возраста, также на дорогах регулярно гибнут дети. Кроме того, Павел Казанцев подчеркнул, что большинство ДТП происходит не из-за неисправности автомобилей или недостатков дорожной инфраструктуры. В 95% аварий виноваты участники движения, отметил депутат.
Тридцать лет усилий
В сегодняшнем Казахстане вероятность расстаться с жизнью в аварии в 11 раз выше, чем в Норвегии или Великобритании. Для сравнения: уровень смертности на дорогах в РК составляет 24,4 случая на 100 тысяч населения, в Великобритании — 2,8, такие цифры приводят международные организации. Тем не менее, 30-40 лет назад ситуация в европейских странах практически не отличалась от казахстанской. Только грандиозные усилия и нулевая терпимость к любым нарушениям позволили ее исправить.
Начали в Европе с азов — с водительских прав. Сегодня редкий тамошний автолюбитель может похвастаться, что получил их с первого раза, обычно требуется три-четыре попытки. Если же инструктор не будет удовлетворен качеством вождения курсанта, то права тот может не получить вовсе, либо (в некоторых странах, например, в Бельгии) ему предоставят так называемые временные права. Обладателя такой «корочки» ждет ряд ограничений: он не может пользоваться машиной в ночное время, в выходные и праздники, заниматься коммерческим извозом и покидать за рулем территорию страны. Лишь после трехмесячного испытательного срока водителя-новичка допустят к очередному экзамену.
Как показали европейские исследования, до 60% всех ДТП с летальным исходом происходят из-за водителей в состоянии алкогольного опьянения. Внушительная доля смертей «на совести» разговоров по мобильному и sms-переписки. Что касается пьянства, то в последние годы во многих странах обрели популярность алкозамки, блокирующие зажигание, если уровень алкоголя у водителя составляет минимум 0,2 промилле. Некоторые компании, производящие автомобили или занимающиеся перевозками, уже устанавливают такие замки в обязательном порядке. В частности, финские эксперты уверены, что алкозамок должен входить в комплектацию всех автомобилей — настолько велика положительная динамика аварий при его использовании.
Огромную роль в сокращении числа ДТП, особенно со смертельным исходом, сыграла социальная реклама. Это и бесконечные ролики, предупреждающие о страшной цене пары кружек пива, выпитых перед поездкой, и билборды на трассах, требующие прекратить болтовню по телефону за рулем. Также европейцам буквально вдалбливают требования пристегиваться ремнями или устанавливать в машинах детские кресла. Особое место в стратегии соцрекламы занимает борьба с водительским хамством. В ряде стран информационные щиты, призывающие немедленно сообщить о конфликтном участнике движения, либо о нарушении ПДД в полицию, расположены с частотой следящих камер.
Государственные и местные программы нулевой терпимости к лихачеству, пьяному вождению и прочим дорожным «подвигам» дали ощутимый результат. Например, в Великобритании число жертв среди пешеходов с 70-х годов прошлого века снизилось фактически на 80%. Безусловно, европейский опыт учит, что безопасность на дорогах достигается длительными и планомерными усилиями.