2019-11-13T06:48:37+03:00

Не байгой единой...

Как известно, спорт в Казахстане всегда был хорошо развит, а наши боксеры, борцы и тяжелоатлеты пользуются заслуженной славой и любовью всех поколений казахстанцев. Так же и в старину массовый народный спорт играл важную роль в жизни кочевых казахов
Поделиться:
Из газетной статьиИз газетной статьи
Изменить размер текста:

Вот только многие ли слышали о том, что игру в конное поло, так же как и коньки, придумали на просторах Великой степи — на территории современного Казахстана?

О том, какие спортивные игры древних тюрков дошли до нашего времени, а также почему еще в XIX веке в казахской степи существовала традиция заниматься спортом обнаженными — точь-в-точь как олимпийцы Древней Греции — «Комсомолке» рассказал исследователь истории тюрков, писатель, профессор Казахской академии спорта и туризма Жумажан Байжумин.

— Жумажан Габдушакирович, какими видами спорта занимались казахи в старину?

— Выдающийся русский этнограф Алексей Левшин, которого называли «Геродотом казахской степи», так описывал спорт у казахов в начале XIX века: «Подкрепив силы, приступают к разным играм и забавам, как-то: к борьбе, скачке, стрельбе из лука. Второе место после скачек в забавах киргизского народа (так называли тогда казахов) занимает стрельба из лука. Умеющие владеть оружием сим пускают стрелы в цель, не только стоя неподвижно на земле, но на скаку с лошади и даже стоя на седле. Некоторые стреляют в бросаемые перед ними вверх шапки и кольца. Все это напоминает карусели европейских рыцарей».

Но, помимо классического «степного троеборья» — конных скачек, стрельбы из лука и борьбы, еще на рубеже XVIII-XIX вв. у казахов существовали и другие виды традиционных спортивных состязаний, в частности, бег. Я испытал легкий шок, когда прочитал, что казахи, кочевники, которые всегда предпочитали передвигаться на лошадях, вдруг занимаются бегом. Назывался этот спорт жаяу жарыс — «пешие состязания». «На праздниках и пирах по нескольку десятков человек пускаются бегать», — вспоминал Левшин.

Однако наибольший исторический интерес у меня вызвало сообщение Левшина о том, что казахи в начале XIX века состязались нагими: «Киргиз-казаки борются и бегают взапуски большею частью полунагие, а иногда и совсем голые». Заметьте, именно нагими почему-то изображены и все атлеты-олимпийцы античной Греции, соревнующие-ся в том же беге, борьбе и других военно-спортивных дисциплинах. Кстати, согласно легендам эллинов, греческие атлеты обнажились после того, как однажды в сугубо мужских Олимпийских играх поучаствовала некая переодевшаяся в мужчину женщина. И все это происходило в эпоху, когда в культуре степного общества казахов уже довольно значительное место прочно занял ислам, требующий максимальной прикрытости даже мужского тела. Я считаю, что голые олимпийцы Древней Греции и обнаженные казахские атлеты нового времени — это проявление одной и той же очень древней спортивно-состязательной туранской традиции, существовавшей в Великой степи уже в эпоху камня.

Ну и, конечно же, основу казахских национальных спортивных состязаний составляли конные игры. А как иначе могло быть у кочевников, ведь вся их жизнь, все их мировоззрение были построены вокруг лошади. По словам того же Алексея Левшина: «Искусство ездить верхом, с самого младенчества приобретаемое киргиз-казаками, составляет первое их гимнастическое достоинство». Существовала целая группа различных национальных конных игр и соревнований. Согласно данным некоторых исследователей, их было более 40.

— А сколько из них дошло до нашего времени?

— Конечно, намного меньше. Но, тем не менее, они сохранились — в народе большой популярностью пользуются көкпар, бәйге, кыз қуу, аударыспак и многие другие. Наверное, самое любимое казахами и в старину, и в наше время конное состязание — «бәйге» — неотъемлемая часть любых больших праздников. Всадники соревнуются, кто из них быстрее доскачет до финиша. Его разновидность — «аламан бәйге» — это уже скачки на длинные и сверхдлинные дистанции. Если в обычной бәйге дистанция составляет максимум 10-15 км, то в аламан-бәйге — 30-50 км, а в старину — все 100 км, что становилось настоящим испытанием и для лошадей, и для наездников. Или возьмите «қыз қуу» — «догони девушку». Это даже не спортивное состязание, а скорее древняя традиция, идущая еще от саков. Военизированный характер кочевого общества, суровые принципы жизни кочевников-степняков породили особый тип взаимоотношений между мужчиной и женщиной внутри кочевого общества. Молодой джигит, желающий жениться на девушке, прежде должен был доказать свою силу, мастерство наездника, умение держаться в седле и управлять скакуном. Для этого юноша с приглянувшейся ему девушкой должны были верхом на лошадях выйти в поле, после чего девушка, получив небольшую фору, что было сил скакала вперед, а парень пытался ее догнать и поцеловать. Если же это ему не удавалось, то они менялись местами, и уже парень пытался ускакать, поскольку девушка, догнав его, начинала стегать камчой. Обычно все это происходило на праздниках, при большом скоплении народа и превращалось для всех собравшихся в самое настоящее увлекательное и зрелищное «шоу», сопровождавшееся всеобщим весельем.

К числу самых распространенных видов спортивных соревнований у тюрков как в историческом прошлом, так и сегодня относится борьба. Ну а кочевники-казахи не могли не привнести свою изюминку, создав «аударыспак» — «борьбу на лошадях». Суть этого состязания в том, что двое всадников пытаются свалить противника с лошади при помощи различных захватов и перетягиваний. Тот, кому это удается, и становится победителем. «Аударыспак» — один из древнейших исконно тюркских «видов спорта», дошедших до наших дней. Он служил отличной тренировкой для воинов в мирное время, поскольку развивал силу, ловкость и выносливость, умение крепко держаться в седле. Еще лет сто назад аударыспак сызмальства был обязательной игрой для всех мальчишек, которые боролись между собой, сидя на жеребятах или овцах. Конечно же, нельзя не упомянуть и «көкпар», старинную игру, цель которой — на скаку подхватить с земли тушу барана и, больше того, отбить ее у других джигитов. Как и любая другая спортивная игра, «көкпар» имеет практические корни. Когда-то в древности кочевники охотились на волков, после чего возвращавшиеся домой джигиты устраивали для себя развлечение в виде схватки за волчью тушу. Отсюда и название «көкпар» — «синий волк». Прошло время, и охотничья традиция трансформировалась в спортивную игру, а волчью тушу заменили на баранью или козлиную. Сейчас «көкпар» признан официальным видом конного спорта в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане и еще целом ряде других стран.

— А какие конные игры до нас не дошли?

— Например, конная игра в мяч с помощью длинных пастушеских палок с крючком на конце. Сейчас в мире она известна под названием «поло». А ведь зародилась она именно в Великой степи, и вместе с кочевыми переселенцами из степей игра в поло распространилась на многие земли древнего мира. Судя по всему, и в Древней Греции пришедшие в конце 2 тыс. до н. э. на ее территорию дорийцы (эллины) были, несомненно, всадническим кочевым народом. Поэтому с их появлением здесь зародилась так называемая «всадническая аристократия». В число традиционных конных игр ранних эллинов Древней Греции первоначально входила и игра в поло. Однако гористый ландшафт Греции наряду с очень скудными пастбищами, на которых невозможно было прокормить большие табуны лошадей, привел к постепенному фатальному сокращению их поголовья. По этой причине древнегреческие всадники со временем трансформировались в тяжеловооруженную пехоту «гоплитов», тогда как игроки в традиционное степное конное поло исторически параллельно эволюцио-нировали в пеших хоккеистов на траве. Ведь именно в Греции существует наиболее раннее изображение этой игры, выбитое на барельефе так называемой «стены Фемистокла». Следовательно, степное поло, скорее всего, стало ранним историческим прообразом популярного и в наши дни хоккея на траве, а наряду с ним — и ледового хоккея с шайбой или мячом (бенди), в которых резвых степных коней заменили коньки.

Кстати, о коньках. В Британском музее в Лондоне хранятся коньки, на которых люди катались уже около двух тысяч лет тому назад. Долгое время они считались самыми древними в мире, а их исторической родиной слыли Британия и Скандинавия. Однако затем последовали открытия, заставившие ученых изменить свою точку зрения. Новые находки были сделаны на пространстве Великой степи при изучении остатков культуры киммерийцев — дальних кочевых предков современных тюрков. Оказалось, что еще в начале I тыс. до н. э. киммерийцы катались зимой на коньках с костяными полозьями по льду Днепровского лимана. Так что первому в мире обществу фигурного катания на коньках — Эдинбургскому конькобежному клубу, основанному в 1742 г., как выяснилось, предшествовала более древняя степная конькобежная школа начала I тыс. до н. э. — киммерийская. В самом начале 90-х годов еще более древние коньки нашел в Северном Казахстане наш выдающийся археолог Виктор Зайберт, первооткрыватель Ботайской культуры. Это были тщательно отполированные кости какого-то животного, в которых с двух сторон имелись дырочки для крепления. Эти коньки, будучи вдвое старше британских и более чем на тысячелетие древнее киммерийских, были отнесены к бронзовому веку.

Подпишитесь на новости:

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также