2019-11-15T06:31:34+03:00

Противодействие - в действии

Итоги проделанной работы за десять месяцев этого года в рамках совместного проекта «Астана - адалдық алаңы» столичного акимата и Агентства РК по противодействию коррупции
Галымжан БАЕШОВ
Поделиться:
Бахтияр Макен рассказал также о предложении ввести ротацию директоров общеобразовательных учреждений.Бахтияр Макен рассказал также о предложении ввести ротацию директоров общеобразовательных учреждений.
Изменить размер текста:

Там были рассмотрены на рабочей встрече акима Нур-Султана Алтая Кульгинова и председателя Агентства Алика Шпекбаева.

Первым выступил куратор проекта «Астана - адалдық алаңы», заместитель акима Нур-Султана Бахтияр Макен. Он рассказал о проведении мониторинга государственных общеобразовательных учреждений, в результате которого была проведена оптимизация административных площадей. Например, по старым правилам СНиП, уже утратившим свою силу, площадь кабинета директора школы составляет 32 квадратных метра. Проведенная проверка показала, что в отдельных школах кабинет директора превышал эти цифры в два раза. Более того, некоторые руководители общеобразовательных учреждений даже оборудовали себе комнаты отдыха и персональные санузлы, и это притом, что школьная система образования испытывает дефицит полезных площадей для учащихся. Изучение международного опыта показало, что для кабинета директора двадцати метров вполне достаточно. Например, в ОАЭ площадь кабинета директора составляет 20 квадратных метров, а в США - всего 15. После проведенного мониторинга из 85 школ в 67 оптимизированы площади, директора переехали на первые этажи и стали гораздо доступнее для учащихся и их родителей.

БЕРУТ, ПОТОМУ ЧТО ДАЮТ

Бахтияр Макен рассказал также о предложении ввести ротацию директоров общеобразовательных учреждений. Результаты мониторинга показали, что многие из них находятся на своих постах много лет, а длительное нахождение на руководящей должности одного учреждения способствует снижению профессиональной активности и созданию коррупционных рисков. Особое внимание привлекла к себе организация школьного питания. Ранее образовательные учреждения сами проводили конкурсы на организацию питания среди потенциальных поставщиков. Конкурсная комиссия создавалась из администрации школы, представителя родительского комитета и Управления образования. Процедура была непрозрачной, возможно было заключение договоров с заранее выбранными поставщиками, отсутствовал реестр недобросовестных поставщиков. По результатам внесенных проектом «Астана - адалдық алаңы» рекомендаций сейчас единственным организатором конкурса на школьное питание является Управление активов и государственных закупок.

-

-

На встрече было отмечено, что очень часто в обществе смешиваются две разновидности коррупции: экономическая и бытовая. Бытовая коррупция - это явление, имеющее глубокие корни, проникающий характер, которое порождается рядовыми гражданами и чиновниками низового и среднего уровня. Она обуславливается определенными условиями развития государства, неэффективным госаппаратом и плохим администрированием социальных и государственных услуг. Это явление поддерживается населением как форма быстрого решения своих бытовых проблем, а для чиновников она является компенсацией недостаточных зарплат. Проект «Астана - адалдық алаңы» призван искоренить именно бытовую коррупцию, а решением вопросов экономической коррупции занимаются другие государственные органы. Искоренение или снижение бытовой коррупции до минимума на уровне страны возможно только во взаимодействии государственных органов, представителей гражданского общества - НПО и бизнес-структур, путем взращивания массового неприятия, повышения информированности населения и прозрачности процедур принятия решений на государственном уровне. Одним из перспективных направлений проекта «Астана - адалдық алаңы» может стать взаимодействие с другими профильными офисами и проектами по противодействию коррупции, которые открываются в министерствах и национальных компаниях, но работа которых не консолидирована и пока не совсем эффективна. Основная задача проекта «Астана - адалдық алаңы» - продвижение философии допропорядочности, сочетающей в себе такие ценности, как честность, справедливость, этичность и неподкупность.

«IQALA» ВАМ В ПОМОЩЬ

Низкую правовую грамотность населения как основную причину бытовой коррупции определила руководитель специализированной мониторинговой группы Зауреш Батталова. В своем обращении к председателю Агентства РК по противодействию коррупции РК Алику Шпекбаеву она предложила по опыту других стран провести в Казахстане правовой диктант.

- Правовая грамотность населения очень низкая, - сказала Зауреш Батталова, обращаясь к Алику Шпекбаеву.- Если мы проведем в стране такую акцию, как правовой диктант, мы найдем все болевые точки и поймем, где и как нужно вести просветительскую работу.

-

-

Аким г. Нур-Султан Алтай Кульгинов снижение бытовой коррупции видит в государственной программе цифровизации, которая позволяет снять множество административных барьеров и отделить чиновников низового и среднего звена от рядовых граждан.

Сейчас акимат столицы предоставляет 179 госуслуг, 56 из них полностью автоматизированы, 57 частично автоматизированы, в следующем году мы еще 70 услуг полностью автоматизируем, - отметил Алтай Кульгинов. Помните, какая раньше была проблема устроить ребенка в детский сад? Нужно было договариваться напрямую с директором. А сейчас, когда мы оцифровали эту услугу, создали электронную очередь, этой проблемы нет. Но есть другая проблема - частные детские сады. Они представляли списки несуществующих детей и за это получали субсидии. Когда мы все перевели в цифровой формат, то за 4,5 месяца смогли сэкономить 325 миллионов тенге. Вот конкретный пример цифровизации. Другой пример - программа «Сергек». Когда появились камеры, на 40% снизилось количество ДТП и в два раза сократилась смертность на дорогах. Посредством единого окна «iQala» можно получить технические условия для предпринимателей и физических лиц одним обращением. Раньше, чтобы подключиться к свету, воде, теплу и вывозу мусора, нужно было физически объехать каждого монополиста, потратив время, деньги и нервы. Сейчас это можно сделать в центре «iQala» или на сайте одним заявлением. В течение трех дней заявителю приходит SMS-уведомление о готовности его документов, и подписанный договор можно получить в личном кабинете.

-

-

Сегодня Центр «iQala» предоставляет напрямую 92 услуги, которые ранее оказывались монополистами и государственными учреждениями самостоятельно. До конца ноября будет подключено дополнительно 47 услуг, до конца года будет функционировать 139 услуг.

- Времена изменились, - сказал в заключение рабочей встречи Алик Шпекбаев. - В своей работе мы все больше отходим от репрессивных, карательных функций к превентивным, профилактическим методам работы. Очень большую роль в искоренении бытовой коррупции играет цифровизация. Сейчас услуги гражданам оказывают 328 ЦОНов по всей стране. Чем дальше чиновник от граждан - тем меньше коррупционных рисков. Сейчас по республике 87% госуслуг оказываются гражданам через ЦОНы, в электронной и мобильной форме, и только 13% составляет бумажный оборот документов. Мировая практика - это когда 90% госуслуг оказывается в электронной форме, исключающей присутствие человека. Как видите, мы уже совсем недалеко от общемировых стандартов. Поддерживаю проведение такой акции, как правовой диктант. Мы проведем его в следующем году. Я также уверен, что только вместе - государственные органы, НПО и бизнес - мы можем искоренить коррупцию в нашей стране.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz

Подпишитесь на новости:

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также