Казахстан
+17°
Boom metrics
Сегодня:
Общество20 ноября 2019 5:03

«Культурная контрреволюция» в СССР

Вокально-инструментальные ансамбли - ВИА - захватили Советский Союз в начале 70-х годов
Андрей МИХАЙЛОВ
Прелесть явления ВИА в глазах молодых предопределялась участием в процессе «битлов» и «хиппи».

Прелесть явления ВИА в глазах молодых предопределялась участием в процессе «битлов» и «хиппи».

Фото: Архив автора

И это была лишь частица масштабной трансформации, приключившейся в те годы в культурном пространстве молодежного сообщества. Менялось все. Традиционные гармошки - на гитары, радиолы - на магнитофоны, «полубокс» - на распущенные «патлы», пламенные убеждения - на какие-то абстрактные мечтания. Революция? А может, и контрреволюция - это как посмотреть.

«Битлы» в советском исполнении

Прелесть явления ВИА в глазах молодых предопределялась участием в процессе «битлов» и «хиппи». «Битлов» в Союзе полюбили сразу, как услышали. И не только за музыку и антураж. Ливерпульские исполнители пели - на понятном британском языке, так что темы их композиций были ясны всем тем, кто годами тщетно зубрил «топики» и вымучивал всякие «рresent сontinuousы» в школах и вузах. Наконец-то наш английский хоть в чем-то нам пригодился! Так что ансамбль «Битлз» стал для многих представителей моего поколения не только объектом полноценной мании, но и своеобразным «тичем» и всенародным «носителем» пресловутого Englishа.

-

-

Фото: Архив автора

Пластинки «Битлз» были выпущены в Союзе тиражом в 5 миллионов экземпляров. Власти может и не одобряли повального увлечения молодых «не нашими ценностями», но решили не перегибать палку. Правда, как утверждают, про авторские права исполнителей также никто не думал. Но это были уже не наши проблемы, и это ничуть не мешало советским битломанам битломанить с полной отдачей. Песни ливерпульской четверки звучали из многих окон и считались непременным аккомпанементом каждой домашней и школьной вечеринки в 70е годы. И обязательно входили в репертуар каждого уважающего себя ВИА, «лабающего» на «танцах» в ДК или на школьных вечеринках. На битловских композициях молодые советские меломаны осваивали не только английский, но и музыкальный язык.

«Хиппаки» с гитарами

Хиппи и «Битлз», в представлении советских людей, были одного поля ягоды. Немножко горчащие своей «инокостью», но от того еще более привлекательные.

Что мы в 70-е годы знали о «настоящих хиппи»? То, что они не бреются, не стригутся, не работают, не моются, одеваются в рванье, бродяжничают, балуются анашой, проповедуют свободную любовь и борются против войны во Вьетнаме. А еще, что это несчастные и несостоявшиеся молодые люди с Запада, доведенные до безысходности и крайности капиталистическим гнетом и пытающиеся найти выход. Выход в уходе. Уходе от действительности, проблем, семьи, обрыдлых ценностей буржуазной морали и все еще цепких оков прогнивающей системы.

-

-

Фото: Архив автора

Интимная связь «настоящего хиппи» с гитарой была в среде советских подражателей очевидной и коренной. Откуда это взялось - сказать трудно, но, наверное, свою роль в этом сыграли всякие хиппующие «битлы», которые в те годы отчаянно косили под настоящих хиппи и своим характерным прикидом сбивали с толку наивных советских комсомольцев.

Кстати, облик своих западных коллег вовсю эксплуатировали и многочисленные советские ВИА тех времен (чтобы увидеть это воочию, достаточно посмотреть на записи выступления каких-нибудь «Песняров» 70-х годов минувшего столетия). Перенимая чуждый облик и сохраняя правильный пафос выступлений, наши кумиры выглядели довольно забавно. Но это - если смотреть из сегодняшнего времени.

Наше не наше

Явление ВИА (и всего сопутствующего), хотя и было чуждо нам по происхождению, но так быстро стало «нашим», что про тлетворность его так же быстро и забылось. ВИА не были чисто инструментальными ансамблями - первое «В» ясно указывало на присутствие вокала. Но петь могли не только солисты, но и сами инструменталисты.

Электронная музыка, источаемая доморощенными музыкантами и изрыгаемая фонящими усилителями, полилась отовсюду. С экранов телевизоров, из динамиков домашних радиол, со сцен всех Домов культуры. Каждая уважающая себя советская школа, пройдя этап «усиления звукоснимателями» старых гитар и использования пионерских барабанов, обзавелась комплектом электронных инструментов, производство которых как-то неожиданно оперативно наладила советская промышленность. Гитара-соло, бас-гитара, «ионика» и «ударные» стали отныне главными сопровождающими каждого школьного мероприятия и праздничного вечера.

-

-

Фото: Архив автора

То, что явление вокально-инструментального образа жизни было столь стремительным и всеобъемлющим, легко объяснить. Природная одаренность народов СССР подкреплялась доступной системой у нас массового музыкального образования. Так что каждый второй непременно на чем-то наигрывал, что-то напевал, многие знали ноты, умели «подбирать мелодию» на слух. К тому же от отцов поколению ВИА досталась традиция коллективного музицирования.

...В те годы ходила шутка, что пройдет 40 лет и в СССР будет множество патлатых старичков, бренчащих на гитарах. Про то, что через 40 лет и СССР не будет, тогда никто всерьез не думал...

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz