Казахстан
+15°
Boom metrics
Сегодня:
Общество27 ноября 2019 4:13

Как в Африке научились «алгебре кочевников»?

«Тоғыз құмалақ» - древнейшая тюркская настольная игра
Дети играют в Тогыз кумалак.

Дети играют в Тогыз кумалак.

Наверное, единственная, дошедшая сквозь тысячелетия до наших дней и пользующаяся и сегодня огромной популярностью в народе. В Казахстане в «Тоғыз құмалақ» играют сотни тысяч людей.

С 1991 года действует республиканская спортивная федерация, а в каждом регионе страны - специальные школы для обучения желающих.

Более того, регулярно проводятся чемпионаты Казахстана и Азии, игра входит в программу Всемирных игр кочевников. «Тоғыз құмалақ» стал настолько популярным, что был создан и его виртуальный аналог в виде мобильного приложения для смартфонов, и теперь любой желающий может схлестнуться с противником в виртуальном пространстве.

Но практически никто сегодня не знает историю этой древнейшей игры. Сколько тысячелетий назад она появилась, кто были ее создатели и что роднит «Тоғыз құмалақ» с подобными играми в Азии и Африке, корреспонденту «Комсомолки» рассказал исследователь древнетюркской истории, писатель, профессор Казахской академии спорта и туризма Жумажан Байжумин.

Жумажан Байжумин.

Жумажан Байжумин.

- Жумажан Габдушакирович, в чем прелесть этой древней игры?

- «Тоғыз құмалақ» переводится как «девять шариков», и это не случайно. Число «девять» изначально считалось у древних монголов и тюрков священным. Игру называют еще и «алгеброй кочевников», поскольку она развивает смекалку и логическое мышление, а игрокам приходится использовать все четыре основных математических действия. При этом игра строится не только на быстроте подсчета, но и на тактике, а возможность расставлять ловушки для противника вносит элемент стратегии. Если коротко описать правила «Тоғыз құмалақ», то у каждого из двоих игроков на доске есть по 9 лунок, расположенных друг напротив друга, две накопительные лунки, называемые «казан», а также по 81 шарику своего цвета, то есть по 9 шариков для 9 лунок. Вообще в мире очень много игр, схожих с «Тоғыз құмалақ»: есть минимальные отличия, например, в количестве лунок или в правилах, но суть одна - собрать камешки в лунки. Цель игры, как я уже сказал, - перекладывая камешки в игровых лунках, собрать их как можно больше в свой «казан». Игра ведется до тех пор, пока один из двух игроков не соберет в свой казан больше 81 камешка, в этом случае этот игрок побеждает, либо они оба набирают по 81 камешку и в этом случае объявляется ничья.

В старину кочевники делали лунки в земле и играли сухими бараньими катышками, а игра могла продолжаться по четыре-пять часов и более. Сегодня вместо них используют костяные или алебастровые шарики и деревянные или пластмассовые игровые доски. Первое описание «Тоғыз құмалақ» было сделано в 1906 году русским археологом Николаем Пантусовым: «Это, кажется, единственная игра у киргизов (так тогда называли казахов). Игра эта очень старинная и неизвестно кем изобретена. Она распространена во всех трех киргизских ордах: Большой, Средней и Малой. «Тогуз кумалак» основан на расчете и играется людьми степенными, умеющими думать и считать». Кстати, великий казахский поэт и мыслитель Абай Кунанбаев считался одним из сильнейших игроков и мог днями напролет просиживать за доской, меняя соперников.

- Вы сказали, что аналогичные игры существовали и в других отдаленных от Казахстана регионах планеты.

Игральная доска для «Тоғыз құмалақ».

Игральная доска для «Тоғыз құмалақ».

- Существовали и существуют. Удивительно, но точно такие же доски для настольной игры с применением круглых камешков или бобов, как в казахском «Тоғыз құмалақ», были найдены в раскопанных археологами древнейших городах Индии. Говоря об индийских находках, британский археолог Эрнест Маккей отметил, что подобные игровые доски распространены и в некоторых регионах Африки. А казахстанский исследователь спорта Муратхан Таникеев в своих трудах неоднократно высказывал предположение о том, что казахская национальная игра «Тоғыз құмалақ» и настольные игры некоторых народов Азии и Африки находятся в несомненном родстве. Аналогичное предположение ранее сделал и русский историк и этнограф Борис Куфтин, по мнению которого казахский «Тоғыз құмалақ» будто бы имеет африканское происхождение. Однако я считаю по-другому. Если основываться на важнейших особенностях развития человеческого общества в древнее время, когда культурные импульсы распространялись по Евразии и отчасти по африканскому континенту именно из Центральной Азии, все было с точностью до наоборот. Распространение этой не менее древней, чем шахматы, игры в отдельных регионах Африки могло быть связано с южными миграциями племен прототюрков, носителей гаплогруппы R1b, мигрировавших из Великой степи евразийского континента и заселивших в неолите Сахару. А уже на дальнейшие миграции в глубину Африки, благодаря которым на африканском континенте зародилось скотоводство, повлияло начавшееся опустынивание некогда богатой растительностью Сахары. Как следствие, носители Y-хромосомной гаплогруппы R1b проникли даже в Центральную Африку. В частности, ее носителями являются сотни тысяч людей в Чаде и Камеруне, чьи древнейшие предки, кочевники-прототюрки, были когда-то ассимилированы местной негроидной средой. Исторические факты свидетельствуют о том, что уже во II тыс. до н.э. туранцы на своих боевых колесницах достигали не только Северной Африки. Существовала постоянно действующая трасса, пересекавшая Сахару с севера на юг, по которой кочевники проникали во многие глубинные районы Экваториальной Африки. На это указывают многочисленные наскальные изображения, обнаруженные как в самой Сахаре - Хирафока, Тит, Агенар, Тассили, Ахаггар и другие, так и далеко к югу от нее в Судане и Нигере.

Игральная доска для африканской игры «Манкала».

Игральная доска для африканской игры «Манкала».

Известный французский этнограф - и исследователь истории древней Сахары Анри Лот отмечал: «Нарисованные колесницы доказывают, что кочевые племена достигали Нигера более чем за тысячу лет до нашей эры». Что интересно, правомерность такого подхода подтверждается пусть и гораздо более поздними, но достаточно древними археологическими материалами с территории Казахстана. На одной из скал в Бурлинских горах неподалеку от современного Тараза был обнаружен очень ранний рисунок доски для игры в «Тоғыз құмалақ», на каждой стороне которой находилось ровно по девять лунок. Шарики, по заключению историков предназначенные для игры в «Тоғыз құмалақ», были найдены при раскопках на месте сакских поселений IV-III вв. до н.э. в Южном Казахстане.

- Звучит невероятно!

- И, тем не менее, это так. Больше того, подвижные скотоводы из Центральной Азии распространили эту игру не только в Азии и Африке, где она известна под названием «калах», или «манкала». Одна из древних игровых досок для нее была обнаружена в Шотландии. Сегодня она выставлена в музее города Абердин. Как же данная доска, а следовательно, и сама игра появились в Британии? Возможно, вместе с катафрактариями (тяжелая конница в античную эпоху) из степного родоплеменного объединения «Языг» (совр. каз. род Ысық), служившими здесь в первые века новой эры в составе Британского легиона Римской империи. Ведь именно ими было сформировано достаточно многочисленное сарматское рыцарство Британии, наиболее известным представителем которого считается легендарный король Артур. Или же гораздо ранее - вместе с частью древнейших предков современных шотландцев, ирландцев и коренного населения Уэльса - прототюркоязычными кочевниками-эрбинами III тыс. до н.э., построившими самые древние круглые курганы Британии и именуемыми в европейской науке пришедшими с Востока «брахикранными тураноидами», или «белл-бикерами» - носителями «культуры колоколовидных кубков». Важно отметить, что наличие этой и других очень сложных древних настольных игр у кочевых обитателей Центральной Азии напрямую свидетельствует не только о развитой культуре их общества, но и весьма высоком интеллектуальном развитии большинства его членов.

Статуэтка, изображающая двух африканских пастухов, играющих в манкалу.

Статуэтка, изображающая двух африканских пастухов, играющих в манкалу.

ОТ РЕДАКЦИИ

Историческая версия распространения по миру прототюркской кочевой цивилизации, озвученная казахстанским исследователем, возможно, не бесспорна, но, безусловно, интересна и оригинальна. И как минимум - заслуживает научной дискуссии. Приглашаем!

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz