2019-12-25T15:58:50+03:00

Рашид НУГМАНОВ: «Детектив о внуке Чингисхана - такого еще не было»

Звезда кинорежиссера Рашида Нугманова стремительно взошла после выхода в 1988 году картины «Игла» с Виктором Цоем
Поделиться:
Нугманов верит, что рано или поздно наше кино вырастет из комедийных «штанишек».Нугманов верит, что рано или поздно наше кино вырастет из комедийных «штанишек».
Изменить размер текста:

Для многих имя режиссера ассоциируется именно с этим культовым фильмом. Мало кто знает, что последние пять лет Рашид Нугманов горит идеей создания нового мегапроекта снять фильм о внуке Чингисхана Бату (или Батый) в жанре... детектива.

О том, как он пришел к этой идее, о личности Бату в истории Евразии и о новой волне в казахстанском кино мы и поговорили с известным режиссером в эксклюзивном интервью.

- Рашид Мусаевич, у вас намечается очень интересный проект: фильм об эпохе Чингисхана и Бату. Почему именно об этом?

- Эта эпоха привлекала меня еще со времен учебы в архитектурном институте. Зерно интереса к ней заронил мой сосед по лестничной площадке известный архитектор и историк Алмас Ордабаев. И, конечно, как большинство советских детей, еще в школе зачитывался трилогией писателя Василия Яна: «Чингисхан», «Батый», «К последнему морю».

Это тамга Бату. Примечательно, что на родовом гербе режиссера по материнской линии - та же перевернутая тамга. Чем не знак свыше?

Это тамга Бату. Примечательно, что на родовом гербе режиссера по материнской линии - та же перевернутая тамга. Чем не знак свыше?

По мере взросления интерес к истории только рос и укреплялся. Несколько лет я даже работал в Обществе охраны памятников истории и культуры Казахстана. Плюс ко всему оказалось, что по линии мамы мы происходим из татарского княжеского рода Мамлеевых. В 2007 году в Казани торжественно вручили соответствующее свидетельство, и тогда я впервые увидел наш родовой имперский герб с необычным изображением - оказалось, что это перевернутая тамга хана Золотой орды Менгу Тимура, внука Бату. Именно он сделал Золотую орду независимой от Монгольской империи.

И когда в 2014 году мой друг и сокурсник по ВГИКу режиссер Ардак Амиркулов предложил подумать над созданием фильма о Бату, я с радостью откликнулся. Видимо, время пришло...

Начал исследовать тему по первоисточникам и научным работам, потому что чья-то однобокая художественная интерпретация меня не устраивала. Погрузился в персидские, китайские, монгольские, тюркские, российские летописи и сразу убедился, что они во многом противоречат друг другу, дают неоднозначную оценку многим историческим деятелям, и личности Бату, в частности. Постепенно из противоречивых фрагментов стала складываться трехмерная картина, ведь истина всегда где-то посередине. Я лишний раз убедился, насколько интересен, глубок и неоднозначен образ Бату. В кино он до сих пор не раскрыт: мелькает то тут, то там бледной тенью, в узком ракурсе: его всегда заслонял образ Чингисхана.

- Вы хотите построить фильм в жанре детектива. Почему вам пришла идея использовать именно эту форму при описании такого сложного исторического периода?

- Традиционно историю можно отобразить в кино двумя способами: либо в форме документального фильма, который будет сопоставлять факты, мнения ученых и представлять на суд зрителя разные точки зрения, либо игрового фильма, построенного вокруг какой-то придуманной драматургической линии. Первый способ обращается к разуму человека, второй - к эмоциям. Я - режиссер игрового кино, и мне ближе второе. Однако как человеку, погрузившемуся в эпоху, мне крайне важно понять глубинные геополитические процессы и передать свои открытия зрителю в художественной, эмоциональной форме. Если простонапросто снять игровое кино по лекалам документального, преследуя только историческую достоверность и объективность взгляда, то зрители останутся равнодушными, даже если умом все поймут.

Началом истории служит загадочная гибель Джучи (отца Бату) на охоте.

Началом истории служит загадочная гибель Джучи (отца Бату) на охоте.

Задача усложняется тем, что вопросы у зрителя может вызвать сама эпоха - ХIII век. Зритель мало знает о ней, он рискует потеряться в обилии имен и исторических фактов, а переизбыток фактологии - плохой прием для художественного кино. И таким естественным образом я пришел к жанру детектива. Хороший детектив всегда эмоционален, а загадка захватывает. Путь от незнания к знанию вместе с героем, через массу смертельных опасностей - это тот самый необходимый нам драматургический ключ к сердцу зрителя. Представьте, Бату едва исполнилось 18 лет, он молод, неопытен, ничем еще не проявил себя и вместе с нами мало что понимает в окружающем его водовороте событий. Началом истории служит загадочная гибель его отца Джучи. По преданию, на территории Улытау во время охоты его убивает хромой кулан. Найману Кетбуге предстоит донести плохую весть Чингисхану и поплатиться за это головой. Чтобы спасти свою жизнь, он сочиняет кюй «Аксак кулан» и исполняет его перед Чингисханом на домбре или, по другой версии, на кобызе. Поняв переданное в музыке послание, разгневанный великий хан приказывает залить раскаленным свинцом музыкальный инструмент.

Вопрос в том, что Бату не верит легенде: как такой сильный воин, великий полководец, родившийся в седле, каким был его отец Джучи, мог погибнуть на охоте от копыт какого-то раненого дикого кулана? Более того, охота у монголов, кочевников-скотоводов была не способом добычи пропитания, а ничем иным, как военными учениями. Преследование многотысячных стад куланов представляло собой идеальную форму для отработки совместных облавных действий на огромной территории с загоном диких животных в определенную точку. Разумеется, Бату подозревает, что смерть отца напрямую связана с заговором. И уже в самом начале фильма дает клятву деду, что найдет и накажет виновника, даже если это будет сам великий хан. Эпиграфом к фильму служит одно из положений Ясы Чингисхана: «Уличенного преступника должно карать без различия знатности, возраста или чина». Неукоснительно следуя уставу, Батый вершит правосудие, находит и наказывает виновных. Это центральная тема фильма.

Такой подход позволит нам следить за развитием истории вместе с молодым юношей, ведущим расследование. Вместе с ним мы проходим этот опасный путь. Это путь «золотого отпрыска» к лидерству мирового уровня, без которого он никогда не преуспел бы в решении задачи. Движущая сила Бату, его сверхзадача, заключается в исполнении клятвы, которую он дает в первой сцене. И это займет у него не один год и не одно выигранное противостояние.

- У вас уже наверняка есть план осуществления такого масштабного проекта. Поделитесь его подробностями.

- Фильм - это короткая форма повествования, которую можно сравнить с рассказом или короткой повестью. Подавляющее число современных блокбастеров это монтаж аттракционов со множеством спецэффектов. Наш сюжет, увы, невозможно уложить в сжатую форму блокбастера без потерь качества и глубины драматургии. Единственная приемлемая форма - сериал. Но мы не собираемся превращать его в мыльную оперу в исторических интерьерах с бесконечными интригами, разговорами, ряжеными молодцами и фатальными красавицами. Долгоиграющая говорильня интересна домохозяйкам, обладающим неограниченным ресурсом, чтобы убивать время, но не современному молодому зрителю в возрасте Бату. 8-12 серий в сезоне с кинематографическим качеством вполне достаточно.

Фильм - это короткая форма повествования, которую можно сравнить с рассказом или короткой повестью

Фильм - это короткая форма повествования, которую можно сравнить с рассказом или короткой повестью

Такой проект стоит недешево, и силами одной казахстанской стороны создать его нереально. Мы планируем собрать сильную копродукцию и привлечь Россию, Европу, Китай и Монголию, американские стриминговые платформы. Разумеется, это задача далеко не одного дня и не одного месяца. Для серьезных переговоров со сторонами необходим убедительный материал. Например, короткометражный тизер высокого качества, но это уже серьезные вложения, которые не окупишь в кинотеатрах. Поэтому решили стартовать документальным фильмом с игровыми сценами и комментариями ведущих исследователей эпохи, как это делают «Дискавери», «Хистори Ченнел», БиБиСи. В числе наших первых потенциальных партнеров - «Стар Медиа» - ведущая продюсерская компания в России, которая снимает исторические сериалы. Большой интерес к проекту проявляет и «Красный квадрат».

Новый год стараюсь встречать вместе с семьей.

Новый год стараюсь встречать вместе с семьей.

Если Государственный центр поддержки национальной кинематографии, куда мы подали заявку, выделит средства, то документальный фильм мы в силах сделать и сами без копродукции. Ведь для исторической документалки с игровыми эпизодами мы предусмотрели вполне разумный бюджет. Можно было искать начальные инвестиции во Франции или России, но для меня принципиально важно то, что я казахский режиссер, и что это наша история: основные действия, сердце событий, происходят на территории современного Казахстана. Именно Джучи стал прародителем казахской нации, начав строительство будущего государства в Великой степи, тогда как его отец был одержим идеей завоевания Китая.

Сценарий документального фильма готов. Готова и общая история игрового сериала от начала до конца, которую я начал писать еще в 2014 году. Сейчас уже работаю над сценарием его пилотных серий.

- Кто-то из актеров уже есть на примете?

- Я пока еще не заглядывал так далеко. Разумеется, на роль Бату будет самый широкий международный кастинг, потому что от правильного выбора во многом зависит успех сериала. Будем очень тщательно отбирать, когда придет время, а сейчас я больше занят драматургией, без которой проект не спасет даже самый лучший актер.

- Что вы хотите донести этим фильмом в первую очередь?

- Показать, что все в нашей общей противоречивой истории было не так просто, как нам постоянно твердили. Вот, мол, наши предки хотели сгубить Русь, сравнять с землей города, устроить геноцид, словно чудовища-орки из «Властелина колец». Это слишком примитивный, идеологизированный, однобокий взгляд, которому мы видим немало опровержений в истории. Мне больше хочется говорить о нашем многовековом сосуществовании, о союзе. Была Монгольская империя, потом - Российская, потом - Советский Союз огромное многонациональное образование, империя, в которой мы были повязаны веками. Да, накопилось множество обид и претензий друг к другу. Но за ними необходимо видеть и общие интересы, точки соприкосновения, исторические узы, особенно после того, как наши страны стали независимыми и ответственность за будущее каждой из них удвоилась. Как это ни парадоксально звучит, наш проект - не о прошлом. Он о будущем. Если мы увидим, что события XIII века сохраняют свою актуальность по сегодняшний день, значит, они актуальны и для понимания дня завтрашнего.

На этот раз Рашид Мусаевич нацелился на детектив.

На этот раз Рашид Мусаевич нацелился на детектив.

Не сторонник «попкорнового» кино

- Вы в свое время считались представителем «новой волны» казахского кино. А кто, на ваш взгляд, на гребне новой волны сейчас?

- Новая волна сегодня - это Адильхан Ержанов, Эмир Байгазин, Ерлан Нурмухамбетов, Жасулан Пошанов, Фархат Шарипов и другие молодые кинематографисты, которые не ограничивают себя созданием легковесных комедий, а продвигают казахстанский кинематограф на новый уровень. Сегодня они снимают фильмы, собирающие массу призов. Новый фильм Адильхана «Черныйчерный человек» получил азиатского Оскара, признан лучшей картиной Азии. Подобные фильмы не дают Казахстану сойти с кинематографической карты мира, поддерживают его высокую репутацию вопреки частному мнению некоторых недалеких людей.

В последнее время доля казахских фильмов в прокате растет, зрителю интересно видеть на экране свою жизнь. Верю, что рано или поздно он вырастет из комедийных «штанишек» и обратит свой взгляд к отечественному кино в самых разных жанрах. Ведь вокруг множество тем, помимо свадебных хлопот, и множество эмоций, помимо смеха. Кроме того, комедию никогда не поймут за пределами Казахстана в силу специфичности юмора, поэтому я бы пожелал нашему кино жанрового разнообразия, чтобы завоевывать новые зрительские территории.

Дети растут, интерес к истории их корней - тоже.

Дети растут, интерес к истории их корней - тоже.

Пусть наше кино не варится в собственном соку. Пусть стремится выходить на международный уровень. Любая копродукция шаг вперед, потому что это потенциальный выход на зарубежные рынки и увеличение возвратности средств. Расширение аудитории - это всегда плюс. И в этом случае требования к себе всегда будут выше.

- Как вы думаете, что сейчас в первую очередь интересует зрителя?

- Зритель постоянно меняется благодаря репертуару, а репертуар меняется вслед за предпочтениями зрителя. Это закольцованный процесс, как змея, проглатывающая собственный хвост, Ороборос. В советское время зарубежного кино было крайне мало, поэтому мы все «питались» советским кино. Сейчас главенствующее место в кинотеатрах занимает американское кино. Это зрелищно очень сильное кино. По мастерству съемочной группы, затратам и спецэффектам с ним трудно тягаться. Это так называемое «попкорновое» кино, и оно сейчас превалирует. На кино с глубокой драматургией, сложными характерами и тяжелой темой зрителя труднее завлечь, однако недавний успех «Джокера» вселяет надежду.

«Мечтайте, дерзайте и верьте в себя!..»

- Рашид Мусаевич, уже почти тридцать лет вы живете во Франции. У вас двойное гражданство?

- Мне, к сожалению, пришлось сдать казахстанский паспорт, потому что в Казахстане был принят закон, запрещающий двойное гражданство. Французский паспорт я получил еще в 1993 году, когда не было этого запрета. Я постоянно курсировал между двумя странами: по приезду во Францию считался ее гражданином, в Казахстане оставался казахстанцем. Десять лет спустя встал формальный выбор. Пришлось оставить французский паспорт, чтобы не превратиться в иностранца для собственной семьи. А на родине в Казахстане у меня вид на жительство, я полноправный резидент по документам, а по душе и «по роже» - ну, вы сами знаете, кто.

- Где вы проводите большую часть времени - во Франции или в Казахстане?

- Сейчас в Казахстане. Дети выросли, и теперь я могу больше времени посвятить своим проектам. Сыну - 24 года, дочке - 21.

- Дома обсуждаете свои проекты?

- Конечно, обсуждаем. Моим детям это интересно, потому что это история их корней. И если мы начнем работать над фильмом о Бату, то я хочу привлечь и детей. А если у нас будет копродукция с Францией, то тогда сам Бог велел, ведь по сюжету король Людовик IX ищет союза с Бату через своего посланника Андре де Лонжюмо. Сфера кино детям интересна, но я их не дергаю, пусть они пока обрастают жизненным и профессиональным опытом.

- Они пошли по вашим стопам?

-Нет, но в кино можно приходить из разных сфер. Если есть опыт других профессий, это даже в плюс. Сам я, например, архитектор по образованию, строил здания в АлмаАте, в Обществе охраны памятников работал. Это все теперь помогает. Если дети решат посвятить свою жизнь кинематографу, то они будут лучше подготовлены к профессии.

- Что вы загадаете на Новый год и где собираетесь его встречать?

- Желание понятное и догадаться несложно - чтобы все проекты состоялись. Помимо документального «Бату», это игровой фильм на очень острую современную тему под рабочим названием «Бог». В «Бату» я выступаю в качестве сценариста, а режиссером пригласил Ерлана Нурмухамбетова. Для него это будет первый исторический фильм, но документальный формат поможет ему окунуться в атмосферу. Он очень хорошо работает с актерами, отлично чувствует мизанцсену, драматургию, обладает кинематографичным чувством юмора, который построен не на анекдотах, а на действиях людей в кадре. Сам же я как режиссер работаю над «Богом». Помимо этого, планируем возможный выпуск на экраны «Дикого Востока» и «Йя-Ххи», а в издательстве «Эксмо» готовится к изданию моя большая книга по драматургии «Драматикон». Ну и, если очень повезет, поставим с Арсеном Баяновым фантасмагорию о Джоне Ленноне в Алма-Ате 60-х. Конечно, я хотел бы, чтобы все эти проекты увенчались успехом. Но говорят, что самое сокровенное, личное желание надо держать в тайне, иначе оно точно не сбудется. Вот о нем-то я вам и не скажу (смеется).

Новый год всегда встречаю в кругу семьи. Но этот - исключение. Как видите, новогодних пожеланий так необычно много, что на все праздники придется закрыться от мира в алматинской берлоге и работать - иначе исполнения их не видать. И звезды того требуют... Буквально на днях узнал радостную новость - дочка собирается прилететь ко мне на новогодние праздники. А весной жду сына. Им надо почаще бывать в Казахстане.

- Что пожелаете казахстанцам в наступающем году?

- Мечтайте, дерзайте, творите и верьте в себя. И главное - смотрите больше разного кино. Этим вы не только обогатите себя, но и поможете качественному росту отечественного кинематографа. В конце концов, сложное кино намного интереснее простого.

Редакция благодарит клуб Ротари Алматы за помощь в организации интервью.

У «Комсомолки» в Казахстане появился свой канал в Telegram. Публикуем актуальные новости в течение 10 минут, беседуем со звездами эстрады и бизнес-аналитиками, говорим о курсе тенге каждый день.

Он не навязчивый. Новости приходят один раз в 20 минут. Вы будете в курсе всех важных событий.

Перейти на канал: https://t.me/kp_kz

Подпишитесь на новости:

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также