Казахстан
+21°
Boom metrics
Сегодня:
Общество8 января 2020 4:02

Протоиерей Александр СУВОРОВ: «Без любви к людям любовь к Богу невозможна»

7 января православный мир отметил один из самых главных и радостных христианских праздников — Рождество Христово
Вертеп у Вознесенского собора с изображением младенца Иисуса, Иосифа и Марии, являющийся символом Рождества

Вертеп у Вознесенского собора с изображением младенца Иисуса, Иосифа и Марии, являющийся символом Рождества

Фото: Фото автора.

О том, как Рождество встречали в старину, об истории этого праздника, его смысле и значении «Комсомолке» рассказал ключарь Свято-Вознесенского кафедрального собора протоиерей Александр Суворов (на фото ниже).

— Отец Александр, а почему православные празднуют Рождество именно 7 января?

— Так сложилось, что Русская православная церковь празднует Рождество по старому стилю, 7 января, в отличие от других христианских конфессий, празднующих 25 декабря. Дело в том, что католики и православные верующие живут по разным календарям, следовательно, и даты праздников отличаются. Православная церковь живет по Юлианскому календарю, в то время как католики, протестанты и даже некоторые православные церкви, например румынская или болгарская, живут по Григорианскому. По Григорианскому календарю ведется отсчет времени сегодня и во всех странах. Таким образом, получается, что православная церковь придерживается старого Юлианского календаря, в то время как миряне живут по-новому, Григорианскому. Но я отмечу еще более интересный момент. В 2100-м году Рождество уже будет 8 января, поскольку Юлианский календарь отстанет от Григорианского еще на один день. Понятно, что мы не можем сказать точно, что Спаситель родился именно 25 декабря или в какой-то иной календарный день. Тем не менее, эта дата празднования Рождества возникла еще в IV веке.

Пространство перед амвоном в Вознесенском соборе для проведения торжественного богослужения в канун Рождества

Пространство перед амвоном в Вознесенском соборе для проведения торжественного богослужения в канун Рождества

Фото: Фото автора.

— Почему тогда именно в этот день?

— А потому, что именно с 25 декабря начинался прирост светового дня. Недаром праздник Рождества ассоциируется с возрождением новой жизни и стремлением к свету.

Как известно, Рождеству предшествует сорокадневный пост. В чем его смысл? Это не гастрономическое воздержание или диета для похудения. Прежде всего, смысл поста в том, чтобы какими-то видимыми ограничениями, доступными нам, подготовить себя к глубинному пониманию этого праздника, для чего Спаситель пришел в этот мир. Заканчивается пост 6-го января. Этот день называется Сочельник. Утром 7-го служится литургия, и после этого, уже вечером, начинается разговение, то есть первый после поста прием скоромной, а не постной пищи. Конечно же, за праздничным столом, в компании родных и близких.

— Но, получается, праздник Нового года приходится как раз на пост. Как же любимые на постсоветском пространстве новогодние блюда: оливье и винегрет, запеченая курица и бутерброды с красной икрой?

— Этот пост не самый строгий, например, не исключаются рыба, растительное масло, но стол для новогодней ночи должен быть постным. Так что с оливье и винегретом все в порядке, ведь уже давно есть постные варианты этих салатов, не менее вкусные, чем оригиналы, а жареную курочку можно заменить жареной рыбкой. Вообще, постный стол очень богат и разнообразен, существует более 400 вариантов постных блюд. И, конечно же, в новогоднюю ночь нужно вести себя достойно, ни в коем случае не пьянствовать. Между прочим, в Вознесенском соборе уже около 10 лет есть традиция проводить в новогоднюю ночь божественную литургию, чтобы встретить Новый год молитвой. Кстати, мало кто знает, но изначально христианский библейский Новый год был весной. В Ветхом завете так и написано: «...первый месяц весенний да будет вам началом времени». А 1 марта на тот момент, если учесть изменение календарей, и приходилось на день весеннего равноденствия, с этого дня и начинался отсчет нового года.

Детвора катается на коньках рядом с Вознесенским собором в Сочельник. Традиции продолжаются

Детвора катается на коньках рядом с Вознесенским собором в Сочельник. Традиции продолжаются

Фото: Фото автора.

— Как встречать Рождество согласно церковным канонам?

— Православные верующие начинают праздновать Рождество вечером 6 января с появлением первой звезды на небе. В Сочельник принято готовить 12 постных блюд — по числу апостолов Христа. Трапеза во время Сочельника обычно начинается с кутьи, ее еще называют сочивом. Это сладкая ритуальная каша из пшеницы, ячменя или риса. Обычно туда добавляют мак, изюм, орехи, сухофрукты, цукаты и мед. Кутьи нужно съесть три ложки и запить узваром — главным рождественским напитком, который приготовлен из сухофруктов. Несмотря на то, что Рождество — это семейное торжество, к ужину всегда зовут соседей или одиноких знакомых, так как считается, что никто не должен быть на Рождество одинок. Причем неважно, какого они вероисповедания.

Утром 7 января люди приветствуют друг друга фразами: «Христос родился!» — «Славим его!». После чего нужно обязательно прийти в храм на праздничное богослужение. Ну а вечером 7-го вся семья собирается за щедрым праздничным столом. И за ним можно отвести душу, ведь пост уже закончился. А после этого начинается удивительный период — Святки. Он длится от Рождества Христова до Богоявления — Крещения Господня. Кстати, в древности эти праздники отмечались в один день, потому что у них общее идейное содержание: в Рождество Бог приходит в мир, а в Богоявление он отдает себя общественному служению. И лишь позже, в VII веке, они разделились. Святки — это вообще удивительные и очень светлые дни — такой растянутый по времени праздник. У них тоже были свои особенности. Например, у православных каждые среду и пятницу соблюдается пост, когда полностью исключаются мясо, молоко и другая животная пища. Так вот эти постные дни отменяются только на Святки и после Пасхи, в пасхальную неделю. Существовала и еще одна очень трогательная традиция — влюбленные молодые люди старались делать своим избранницам предложения о женитьбе именно на Святки. Считалось, что такой брачный союз будет счастливым, поскольку его будет хранить Бог.

Фото автора

Фото автора

— А как Рождество встречали в старину?

— Мы достаточно подробно можем узнать об этом из газет и поздравительных открыток того времени. Раньше этот день праздновали, конечно, гораздо масштабнее. Утром люди шли в храм на службу, одетые в нарядную и чистую одежду. Кстати, на тот момент традиции ночных служб не было. Она появилась относительно недавно, во второй половине XX в. А до этого была только одна ночная служба — Пасхальная. Потом начинались народные гуляния с веселыми конкурсами, люди катались на санках и коньках, город красиво украшался. На площадях специально мастерили ледяные катальные горки. Литератор пушкинского времени Павел Свиньин подробно описал их: «Ледяные горы основываются на деревянных столбах, иногда до 8 сажен (17 м) и более в вышину, с коих делается постепенная покатость на несколько сажен в длину, также утвержденная на столбах. Они выкладываются кубическими кусками льда, которые после поливаются водою и, смерзшись, представляют совершенно гладкую поверхность, подобную зеркалу. Простой народ катается с них на лубках, ледянках и на санях, а кто не умеет управлять оными, тот садится в них с катальщиком, который наблюдает, чтобы сани держались в прямой линии. Нельзя ни с чем сравнить удовольствия, когда видишь себя перелетающим в одно мгновение ока 40 или 50 саженей — это кажется очарованием! Ввечеру горы освещаются многочисленными фонарями; отражение сей массы разноцветных огней в снегу, мешаясь с тенями, представляет необыкновенное зрелище не только для иностранца, но для самого русского: это совершенная фантасмагория!» Конечно же, ходили друг к другу в гости, обязательной считалась помощь «сирым и убогим».

Еще одной важной традицией православного Рождества было колядование. В Сочельник, вечером

Ледяные горки для катания на народных гуляниях в Рождество. Санкт-Петербург, начало XIX в

Ледяные горки для катания на народных гуляниях в Рождество. Санкт-Петербург, начало XIX в

6 января, собирались ряженые, обычно дети и молодежь, и колядовали: ходили по дворам, распевая песни и зачитывая стихи. В колядках славят Рождество Христово, желают счастья и достатка хозяевам каждого дома, взамен получая всякие сладости. При этом одеты участники в необычные костюмы и обязательно должны нести с собой посох со звездой на конце. Вообще, существовала масса веселых традиций, например, гадания в ночь на Рождество, когда девушки гадали на будущего мужа.

— Разве церковь не запрещает гадания?

— Здесь нужно четко разделять: когда это девичья игра с целью развлечения — церковь относится к этому снисходительно, как к народной традиции и безобидному рудименту, просто не обращая внимания. Но вот когда этому придается сакральное значение, приобретается некий духовный оборот, гадание, как и любое иное «чародейство», церковью запрещается.

— А правда, что традиция ставить в доме праздничную елку пошла именно от Рождества?

— Да, в старину в России елки на Рождество ставили почти в каждом доме. Стояли они и на площадях и во всех общественных учреждениях. Самые красивые и большие ели устанавливались в городских и купеческих собраниях, где местные чиновники и зажиточная часть населения устраивали рождественские балы — это еще одна традиция. В городе Верном в конце XIX в. было три собрания: общественное, коммерческое и военное. Кстати, елка с электрическими гирляндами в Верном впервые появилась в 1913 году именно в коммерческом собрании, где отдыхали купцы, коммерсанты и прочий зажиточный люд. Располагалось оно на углу улиц Капальской (сейчас им. Кунаева) и Губернаторской (ныне Казыбек би). Вообще, звезда на верхушке елки — это символ Вифлеемской звезды, которая светила, когда за ней шли волхвы, чтобы поклониться рожденному младенцу — Иисусу. Кстати, существующая сейчас на Новый год традиция, когда детишки читают стихи и поют песенки Деду Морозу, взамен получая подарки, пошла именно от Рождества. Только стихи они читали перед елкой, после чего бежали искать под ней праздничные подарки.

Когда примерно в конце 20-х годов прошлого века находившиеся у власти большевики запретили Рождество, начав активно вытеснять его из жизни общества, борьбу начали вести и с елками. Их объявили наследием буржуазного режима. Забавно видеть плакаты того времени, где их призывали сжигать. В конце концов, борьба с елками окончилась в 1931 году, когда в Москве на Красной площади официально поставили праздничную ель, увенчанную красной звездой. Но запрет на празднование Рождества так и остался. Впервые в Советском Союзе о Рождестве открыто заговорили в 1988 году, когда появился первый сюжет на эту тему на Центральном телевидении. Тогда основная масса людей вспомнила об этом празднике, чтобы отдать дань своим традициям. Но для верующих, которые оставались верны церкви, он никогда не исчезал.

Кстати, период независимого Казахстана тоже имеет свои особенности и традиции. Например, с 1992 по 1997 год в Алма-Ате проводились рождественские балы, инициатором которых был тогдашний архиепископ Алматинский и Семипалатинский Алексий. Были и рождественские гуляния, которые проходили в парке им. Горького и на проспекте им. Абая, возле Дворца спорта. С тех времен неизменной осталась традиция проводить каждый год в государственной филармонии большой рождественский концерт.

— Отец Александр, Вы хотели поздравить казахстанцев...

— Да, конечно же, хочу поздравить всех с великим праздником Рождества, и пусть Христос родится в наших сердцах. Один богослов когда-то сказал: «Христос мог хоть тысячу раз рождаться в Вифлееме, но какая тебе от этого польза, если он не родился в твоем сердце?». Смысл этой фразы в том, что мы должны, прежде всего, духовно подготовить себя к тому, что Христос пришел в этот мир, чтобы искупить наши грехи и спасти человечество, добровольно взойдя на Голгофу. А все остальное — это всего лишь иллюстрация этого понимания и нашей духовной радости. Но если наша радость не несет радости другим, если мы от своих щедрот не можем поделиться, помочь нуждающимся, будут ли это деньги, вещи, да просто чашка горячего чая, которая может спасти кому-то жизнь, то никакого смысла в этом нет. Переживание Рождества учит нас прежде всего любить людей, а потом — любить Бога. Это самое главное содержание этого праздника — без любви к людям любовь к Богу невозможна.